Методологические основы социально-психологического исследования (самостоятельная работа)
Уровни методологии научного исследования. Черты современного социально-психологического исследования. Виды социально-психологических исследований по различным основаниям. Проблема отношения теории и методов. Этапы социально-психологического исследования. Основные методы сбора информации в социальной психологии: эксперимент, опрос, наблюдение. Методы обработки информации. Методологические проблемы социально-психологического исследования.
2. Личность: взаимодействие с группой.
2.1 Различные подходы к структуре личности в социальнойпсихологии (лекция)
Необходимость комплексного подхода к исследованию личности и определение роли каждой конкретной науки в этом подходе. Отличие в постановке проблемы личности в социальной психологии от постановки ее в социологии и общей психологии. Соотношении биологического и социального в человеке. Различные взгляды на структуру личности. Модель психологической структуры личности З.Фрейда «Оно», «Сверх-Я», «Я». Модель психической структуры К.Юнга. Коллективное бессознательное, архетипические образы. Теория личности К. Роджерса. Самоактуализация. Закон конгруэнтности. Когнитивная теория личности Дж. Келли. Типология личностных конструктов.
2.2 Социально-психологические аспекты социализации личности (семинарское занятие)
Изучение социализации в социологии и возрастной психологии. Вычленение собственного угла зрения в социальной психологии. Понятие социализации: широкий и узкий смысл термина. Две стороны процесса социализации - усвоение индивидом социального опыта и активное воспроизведение его. Механизмы социализации. Содержание процесса социализации в основных сферах жизнедеятельности человека: в деятельности, общении, самосознании.
Этапы социализации (различные принципы их выделения в различных психологических школах). Дискуссионный характер проблемы социализации взрослых и пожилых людей. Концепция Э. Эриксона и ее значение в социально-психологическом исследовании социализации.
Институты социализации: семья, дошкольные детские учреждения, школа и группы сверстников, средства массовой информации и др. Зависимость институтов социализации от характера общественных отношений. Социализация и детерминация социального поведения личности.
2.3 Социально-психологические характеристики личности (самостоятельная работа).
Понятие «социально-психологической компетентности личности» и его содержание. Коммуникативные свойства личности. Проблема когнитивной сложности личности и ее «когнитивного стиля». Личность и проблема взаимодействия. Умения и готовность личности к совместным действиям. Социально-психологический тренинг как способ развития социально-психологических характеристик личности. Возможности и ограничения социально-психологического тренинга.
2.4 Личность в системе социальных и межличностных отношений (лекция)
Общее представление о социальных и межличностных отношениях. Теория «человеческих отношений» Э. Мейо. К. Левин о проблемах социального взаимодействия. Отношения как потребность. Близкие отношения. Доверие и сотрудничество.
2.5 Интегральные образования в структуре личности: установки и аттитюды (семинарское занятие)
Понятие социальной установки. Различные подходы к исследованию социальных установок в отечественной психологии. Традиция исследования -12-ти социальных установок- аттитюдов на Западе. Методы измерения аттитюдов и методологические затруднения при их изучении. Структура социальной установки. Эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты социальной установки. Функции социальных установок в регуляции социального поведения личности. Соотношение социальных установок и реального поведения (эксперимент Лапьера). Концепция В.А.Ядова иерархической структуры диспозиций личности. А.Н.Леонтьев о мотивационно-смысловой регуляции деятельности.
2.6Социальное познание личности (лекция)
Системный подход в межличностном познании. Субъект, объект и процесс восприятия (познания) человека человеком. Человек как предмет познания.
Характеристика процесса познания человека.Механизмы межличностного познания, искажающие адекватность формирующегося образа воспринимаемого.Механизмы социального познания личности.Обратная связь от объекта восприятия. Методы и приемы социального познания. Стадии процесса социального познания.