Теории мышления в психологии .
В современной науке существуют различные подходы к пониманию онтогенезе развития мышления. Наиболее известны две концепции - Ж. Пиаже и П.Я. Гальперина.
В операциональной теории Пиаже выделяет четыре стадии развитиямышления:
1. сенсомоторного интеллекта (1-2 года).
Стадия развития способности воспринимать предметы реального мира, окружающие ребенка, познавать и осмысливать их свойства и признаки.
К концу стадии ребенок начинает выделять себя из окружающего мира и познавать себя; )
2. операционального мышления (2-7 лет).
Здесь происходит развитие речи и наглядных представлений. В этой стадии появляется ряд особенностей мышления: ошибочные классификации предметов по случайным и второстепенным признакам, трудности принятия позиции другого человека (эгоцентризм) и др. Эгоцентризм (лат. ego и centrum - центр круга) - черта личности, проявляющаяся в преувеличенном подчеркивании своего «Я», крайнем эгоизме, неспособность индивида изменить свою позицию по отношению к чужому мнению, встать на чужую точку зрения даже перед лицом противоречащей его мнению информации. Эта черта свойственна детям на определенном этапе развития мышления (2-7 лет); )
3. конкретных операций (7-8 - 11-12 лет). Умственные операции становятся обратимыми. Дети теперь могут логически объяснять свои действия и суждения, переходить с одной точки зрения на другую, интуитивно понимать основные логические законы. Здесь появляется способность объединять предметы в классы и выделять подклассы, а также способности ранжировать предметы по какому-либо измеряемому признаку (сериация). Сериация - объединение объектов в ряд в последовательном порядке.
4. формальных операций (11-12 - 14-15 лет). Формируются способности выполнять операции в уме, рассуждать.
В основе идей П.Я. Гальперина - лежит мысль о генетической связи интеллектуальных операций с практическими, предметными действиями.
Он теоретически и экспериментально показал, что мышлениеформируется поэтапно, в процессе превращения внешнего действия во внутреннее.
Интериоризация включает пять этапов:
1-й этап - формирование ориентировочной основы будущего действия;
2-й этап - предметного действия;
3-й этап - перенос действия из внешнего плана во внутренний с помощью внешней речи;
4-й этап - отказ от внешней речи и освоение действий при опоре на внутреннюю речь;
5-й этап - действия во внутреннем плане. Каждое действие в ходе прохождения этапов преобразуется качественно, изменяются мера обобщенности, полнота операций, мера освоенности, уровень выполнения.
Итак, мышление является высшим познавательным психическим процессом.
Суть его заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.
Существующие теории.
Ассоциативная
Мышление в ассоциативной эмпирической психологии во всех его проявлениях сводилось к ассоциациям, связям следов прошлого и впечатлений, полученных от настоящего опыта (Гартли, Пристли). Активность мышления, его творческий характер были основной проблемой, которую (как и избирательность восприятия и памяти) не смогла решить данная теория.
Таким образом, представители ассоциативной теории рассматривали мышление как связь (ассоциации) идей.
Вюрцбургская школа
Выдвинули положение, что мышление имеет свое специфическое содержание, несводимое к наглядно-образному содержанию ощущений и восприятия. ,
Вюрцбургская школа, опираясь на идеи Ф. Брентано и Э. Гуссерля - выдвинула положениео предметной направленности мыслии подчеркнулароль предмета в мыслительном процессе. Упорядоченный, направленный характер мышления и выявили значение задачи в мыслительном процессе.
3.Функционализм Джон Дьюи - считал, что мышление возникает тогда, когда человек обнаруживает несоответствие между своими ожиданиями и реальными событиями. Эта теория носит название конфликтной теории.
Если конфликта нет —действия человека являются автоматическими и процесс мышления в них не включен.
Психоаналитическая версия
Зигмунд Фрейд считал, что причиной появления мышления выступила необходимость удовлетворения биологических потребностей: когда в мозгу человека появлялся образ объектов, которые могут удовлетворить возникшую у него потребность, например в пище, мышление проявляло себя нахождением способов претворения внутреннего образа в действительность
С точки зрения психоанализа - мышление человека, выступающее атрибутом сознания («Я»),находится под прицелом разнонаправленных влияний:
бессознательного («оно») и актуальных требований культуры, в которой живет человек («сверх-Я»). Эти обстоятельства диктуют мышлению совершенно определенную функцию. Мышление в этом случае должно выступить процессом, направленным на то, чтобы найти способ реализации бессознательных стремлений с учетом конкретной социокультурной ситуации .
Другими словами, мышление выступало механизмом управления действиями,необходимыми для достижения цели.
5. Когнитивная Жан Пиаже (См. выше)
Бихевиористские концепции
Согласно гипотезе Джона Уотсона и мысль, и речь порождаются одной и той же двигательной активностью.
Разница заключается лишь в том, что мысль —это внутренний диалог, а речь —мысль, произносимая вслух. Психологи-бихевиористы внутреннюю мыслительную деятельность представляют как совокупность сложных цепей внутренних речевых навыков, формирующихся по схеме «стимул—реакция».
Вывод, который делают бихевиористы, выглядит приблизительно так: мышление всегда сопровождается двигательной активностью.
Гештальтподход
Представители этого психологического направления исходят из идей подчиненности психических процессов принципу образования целостных форм. Они понимают мышление в основном как непосредственное усматривание искомого решения.
. Эдвард Ли Торндайк, Наличие у животных и у человека инсайтаозначало, что в результате переструктурирования задачи мыслящему субъекту открываются в ней новые отношения и свойства
. Работами гештальтпсихологов (Келер, Майер, Меткаф) было доказано, что концепция инсайта имеет определенную научную ценность. Они доказали также, что прошлый опыт не всегда положительно сказывается на решении задач; более того, процесс нахождения решения зачастую не может быть выведен из опыта поведения и научения, из прежде накопленных ассоциаций; он является«автохтонным»,самопорождающимся процессом.