Психологическая диагностика детей от двух с половиной до трех лет
Функции / Задания | Здоровые дети | Дети с ЗПР |
Восприятие. 1. Складывание кубиков. Определяется степень развития восприятия, способность осуществлять самостоятельный контроль за процессом выполнения задания. Предложите ребенку построить из 9 кубиков (8 см3 каждый) башню, поезд с трубой, мост. 2. Предложите ребенку знакомую для него доску с вырезанными геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат), но теперь каждая фигура состоит их двух частей | Здоровые дети выполняют это задание без предварительного показа. Далее, после показа, делают модель поезда с трубой, строят, также после показа, мост. 2. Дети соотносят фигуры с их местом, но могут затрудняться в их сложении. После показа успешно справляются | Ребенок затрудняется в выполнении задания по речевой инструкции. Способен выполнить задание по подражанию. 2. Самостоятельно выполнить задание не удается: ребенок пытается соотнести часть фигуры с местом, но без учета формы. После прямого показа эффективность выполнения задания возрастает, но сложение из двух частей по-прежнему недоступно |
Дифференцировт величины предмета. «Пирамидка» | Здоровый ребенок самостоятельно собирает пирамидку из нескольких колец, ориентируясь на их размер | Ребенок самостоятельно разбирает и собирает пирамидку, но затрудняется в распределении колец по величине |
Память. Попросите ребенка сказать вам, с кем он живет дома, что он ел на завтрак, во что любит играть, а также повторить фразу: «Летом в лесу было много грибов и ягод», а затем повторить подряд 3 цифры: 2, 5, 9 | Ребенок хорошо отвечает на вопросы, повторяет фразу из 6-7 слов, а также повторяет три цифры подряд | Затруднено повторение фразы из 6-7 слов. Наблюдаются аграмматизмы. Часто отвлекается в процессе инструкции. Объем памяти снижен |
Развитие пространственных представлений. Сядьте с ребенком за стол напротив друг друга. Разложите по две одинаковых игрушки перед собой и перед ребенком: кукла справа, медвежонок слева от вас. Затем скажите: «Медвежонок с куклой пошли гулять», убираете со стола свои игрушки | Здоровый ребенок выполняет задание с некоторой помощью, может ошибиться в 1-2 направлениях. В целом задание демонстрирует развитие у ребенка способности ориентироваться в пространстве по образцу и по слову | Затруднено воспроизведение пространственных отношений, особенно по словесной инструкции |
В процессе занятий психологу необходимо фиксировать следующие особенности поведения ребенка:
1) Наблюдается ли страх при предъявлении новых, незнакомых предметов?
2) Как ребенок сосредоточивается на задании, часто ли отвлекается?
3) Как реагирует на похвалу и поощрение?
4) Проявляет ли избыточную активность в виде двигательной расторможенности, суетливости, полевого поведения?
5) Какова речевая активность ребенка?
6) Проявляет ли аффективные реакции (часто плачет, смеется, совершает разрушительные действия и пр.)?
Характерными признаками задержки психического развития детей трехлетнему возрасту являются следующие:
• недоразвитие речевых функций;
• недоразвитие навыков самообслуживания;
• недоразвитие познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания);
• недоразвитие игровой деятельности;
• несформированность возрастных форм поведения.
Недоразвитие речи проявляется, как правило, в отсутствии фразовой речи, в ограничении словарного запаса, в аграмматизмах, в неправильном произношении, в трудностях речевого подражания. Oтсутствует или ограничен словарный запас, отмечаются неправильное произношение, недоступность речевого подражания.
Недоразвитие навыков самообслуживания проявляется в неопрятности, в трудностях самостоятельного одевания, в процессе еды ребенок с ЗПР затрудняется пользоваться ложкой, салфеткой.
Игровая деятельность отличается примитивностью, однообразие сюжета, наблюдается замедленный темп ее развития.
Моторные функции могут оставаться незрелыми, наблюдаются выраженные диспраксические отклонения.
ОСОБЕННОСТИ