Прегнантность— одно из основных понятий гештальтпсихологии, означающее насыщенность, содержательность, завершенность гешталь-тов

Проективный тест— тест, который содержит неясные, двусмысленные стимулы, предназначенный для исследования личности.

Профессиональная консультация— метод психологической помощи людям в выборе и перевыборе профессии, а также планировании профессиональной карьеры в соответствии с возможностями, которые предоставляет личности общество, и ее индивидуальными качествами.

Психоанализ— психологическое учение, основанное 3. Фрейдом, в центре которого находятся бессознательные психические процессы и мотивация. Также метод психотерапии, основанный на изучении содержания бессознательного.

Психодиагностика— наука и практика постановки психологического диагноза. Разрабатывает методы выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей человека.

Психодрама— метод группового психотерапевтического воздействия, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира клиента.

Психометрика— область психологии, которая изучает теоретические и методологические проблемы измерений во всех областях психологии. Разрабатывает математические модели для методов психологического измерения.

Рационально-эмотивная терапия— разновидность психотерапии, разработанная Альбертом Эллисом и направленная на оказание помощи в пересмотре системы убеждений, норм и представлений, а также на освобождение от идеи самообвинения.

Ребефинг— дыхательная методика психологической коррекции, самоисследования и духовной трансформации, разработанная Л. Орром и С. Рэй.

Ригидность— косность, негибкость мышления, неспособность корректировать поведение в соответствии с изменившейся ситуацией.

Самоактуализация— высшая потребность человека, стремление к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных потребностей и возможностей, реализации своего потенциала.

Самооценка— оценка человеком самого себя, своих качеств и способностей, суждение о собственной ценности.

Самосознание— осознанное отношение человека к своим потребностям, способностям, влечениям, мотивам, переживаниям и мыслям. Выражается также и в эмоционально-смысловой оценке своих возможностей.

Сексизм— психологическое подавление, унижение человека, его профессионального и личностного достоинства.

Социальная желательность— наблюдаемая у некоторых людей тенденция давать социально приемлемые ответы на вопросы теста.

Социально-психологическая компетентность— способность человека эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений, умение ориентироваться в социальных ситуациях и выбирать адекватные социальной ситуации способы взаимодействия.

Сублимация— преобразование и переключение психической энергии аффективных влечений человека на цели активной социальной деятельности и творчества.

Соматический— термин, обозначающий явления и системы организма человека, связанные с телом (в отличие от психических).

Стресс— состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах.

Тест— стандартизированная методика психологического измерения, предназначенная для диагностики выраженности у индивида психических свойств или состояний.

Тесты интеллекта— психодиагностические методики, предназначенные для определения уровня интеллектуального развития индивида и выявления структуры его интеллекта.

Трансактный анализ— психологическая концепция Э. Берна, согласно которой структура личности характеризуется тремя состояниями: Родитель, Взрослый и Ребенок.

Тревожность— индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги.

Умозаключение— построение логического вывода на основе достоверных утверждений и посылок.

Уровень притязаний личности— стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

Установка— целостное, недифференцированное и бессознательное состояние субъекта, предшествующее актуальной деятельности.

Фасцинация— специально организованное вербальное воздействие на поведение человека с целью его активации и изменения в нужном русле.

Фобия— сильное по интенсивности переживание, преувеличенный и необоснованный страх, оказывающий существенное влияние на развитие личности и поведение индивида.

Фрустрация— психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Состояние фрустрации сопровождается различными отрицательными переживаниями: раздражением, разочарованием, тревогой, отчаянием, агрессией и др.

Харизма— бытующее представление об особой одаренности, внешней привлекательности и исключительности кого-либо.

Харизматический лидер— человек, наделенный харизмой и одаренный неким призванием, предназначением и авторитетом.

Целевая установка— осознанный образ предвосхищаемого результата деятельности, определяющий стремления человека к достижениям.

Экзистенциальная терапия— форма психотерапевтического воздействия, принимающая за основу лечения свободу воли каждого пациента и помогающая ему обрести смысл жизни.

Экспрессия— выразительность и сила проявления чувств и переживаний.

Эмпатия— термин К. Роджерса, описывающий готовность субъекта воспринимать состояния, чувства и переживания с точки зрения другого человека. Одно из трех терапевтических условий, имеющих существенное значение для успеха терапии (эмпатия, конгруэнтность, безусловное принятие).

Экспектации— система ожиданий и требований относительно норм исполнения индивидом внутригрупповых ролей.

Экстраверт— тип личности, противоположный интроверту, более открытый к внешним воздействиям, впечатлениям и непосредственным контактам с другими людьми.

Я-концепция— динамическая система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, социальных и пр. свойств; б) самооценку; в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.

Язык— система знаков как средство осуществления человеческого общения, общественно необходимого и исторически обусловленного, как на вербальном уровне, так и посредством невербальных знаков.

ЛИТЕРАТУРА

Абасов А. С. Пространство и время // Вопросы философии. 1985. № 11. С. 71-81.

Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности — время жизни. СПб., 2001.

Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.

Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980. Т. 1.

Андреева Г. М. Социальное познание. М., 2002.

Анциферова Л. И. Психология повседневности, жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 2. С. 8-17.

Асеев В. Г. Значимость и временная стратегия поведения // Психологический журнал. 1981. Т. 2. № 6. С. 28-36.

Багрова Н. Д. Фактор времени в восприятии человеком. Л., 1980.

Бахтин М. М. Формы времени и хронотопов в романе // Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 234—407.

Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. № 4. С. 20-28.

Болотова А. К. Время и своевременность самораскрытия учителя // Химия в школе. 1994. № 3. С. 58-63.

Болотова А. К. Особенности восприятия времени в дошкольном возрасте // Новые исследования в психологии. М, 1977. № 2. С. 31-39.

Болотова А. К., Макарова И. В. Прикладная психология. М., 2002.

Болотова А. К. Фактор времени в переживании и преодолении ситуации социальной нестабильности // Общественные науки и современность. 1998. № 6. С. 38-45.

Болотова А. К, Зайферт Ф. Когнитивные структуры во временной регуляции эмоциональной напряженности // Новые исследования в психологии. М, 1989. С. 24-27.

Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. М, 1982. Т. 1, 2, 5.

Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени. М., 1994.

Доброхотова Т. А., Брагина Н. Н. Пространственно-временные факторы организации деятельности // Вопросы философии. 1975. № 5. С. 133-137.

Жуков Ю. М. Коммуникативный тренинг. М., 2003.

Забродин Ю. М., Бороздина Л. В. Оценка временных интервалов при разном уровне тревожности // Вестник МГУ. Сер. 14. 1983. № 4. С. 46-53.

Зайверт Л. Ваше время в ваших руках. М, 1991.

Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982.

Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. М, 1994.

Ковалев В. И. Особенности личностной организации времени // Активность и жизненная позиция личности. М., 1988. С. 110-127.

Кон И. С. Психология юности. М., 1979.

Кроник А. А., Головаха Е. И. Психологическое время личности. Киев, 1984.

Лабунская В. А. Невербальное поведение. Ростов-на-Дону, 1986.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

Логинова Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии. М., 1978.

Ломов Б. Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. М., 1980.

Молчанов В. Н. Феноменология учения о времени // Вопросы философии. 1982. № 12. С. 138-144.

Моргун В. Ф., Ткачева Н. Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М, 1981.

Мухина В. С. Проблемы генезиса личности. М., 1985.

Наенко Н. И. Психическая напряженность. М., 1976. С. 20-28.

Пельцманн Л. Стрессовые состояния у людей, потерявших работу // Психологический журнал. Т. 13. 1992. № 1. С. 5-11.

Петровская Л. А. Компетентность в общении. М., 1989.

Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982.

Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. М., 1992.

Подольный Р. Г. Освоение времени. М., 1989.

Психология личности и время. Ч. 1,2. Черновцы, 1991.

Рейхенбах Г. Направление времени. М., 1962.

Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей. М, 1991.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. М., 1989.

Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М., 1997.

Русалов В. М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 1. С. 34-53.

Селье Г. Стресс без дистресса. Рига, 1992.

Серенкова В. Ф. Исследование проблем психологии времени // Методологические и теоретические проблемы современной психологии. М., 1988. С. 89-99.

Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983.

СэвЛ. Марксизм и теория личности. М., 1972.

Трубников Н. Н. Время человеческого бытия. М., 1987.

Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественных произведениях. М., 1993.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Фресс П. Восприятие и оценка времени // Экспериментальная психология. М, 1978. Вып. 6. С. 110-136.

Хайдеггер М. Время и бытие. М, 1993. С. 361-391.

Цуканов Б. И. «Качество внутренних часов» и проблема интеллекта // Психологический журнал. Т. 12. 1991. № 3. С. 38^14.

Цуканов Б. И. Фактор времени и природа темперамента // Вопросы психологии. 1988. № 4. С. 129-137.

Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.

Чуприкова Н. И., Митина Л. М. Теоретические и прикладные проблемы восприятия времени // Вопросы психологии. 1979. № 3. С. 16-24.

Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.

Элькин Д. Г. Восприятие времени и эмоциональные состояния личности // Вопросы теории личности. М, 1960.

Элькин Д. Г. Восприятие времени. М., 1962.

Элькин Д. Г. Потребность в общении и установка // Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974. С. 240-243.

ЭльконинД. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

Эфендиева Н. Проблема времени в философии С. Кьеркегора // Вопросы философии. 1980. № 5. С. 150-178.

Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978. С. 148-170.

Allan L. The perception of time // Perc. a. Psychophys.1979. V. 26(5). P. 340-354.

Bolotova A. Cognitive time-management in the Context of modern Russia.Congress EMPS. Sweden. Stockholm, 2000.

Bolotova A. The Perception of Time in the Context of the Developmental Psychology. XX European Congress. Roma, 1999.

Bolotova A. The Time Aspect of social Behaivior // XV Biennial ISSBD. Bern. Schwiss. 1998. D-123. S. 345.

Bronfenbrenner U. The context of development and the development of context // Dev. psychol. N.Y.; London, 1983. P. 147-184.

Buhler Ch. Der menschliche Lebenslauf als psychologisches Problem. 1933. Leipzig.

Cozby P. Self-Discosur:A Literature Review // Psychol. Bull. 1973. V. 79(2). P. 73-91.

Derlega W. J., Chaikin A. J. Sharing Intimacy: What we Reveal to Others and Why. N.Y., 1975. P. 150.

Doob L. W. Pattening of time. London, 1971.

Ferguson R., Martin P. Long temporal estimation // Perc. a Phych. 1983. V. 33. P. 585-592.

FischerS., Cooper С Psychiqie of trausition. N.Y., 1990. S. 141-143.

Fraisse P. Psychologie der Zeit. Miinchen; Basel, 1985.

Frank I. Time perspektive // Journ. Soc. Phol. 1963. № 4.

Franz M. Zahl und Zeit: psychologische Uberlegungen. Stuttgart, 1990.

Geundolla P. Zeit: zur Geschichte der Zeitverfahrung. Koln, 1992.

JourardS. M. The Trausparent Self// N.Y., 1971.

Koepsell K. Die Entwichlung der Zeitverstehendes beim Kinder. Hamburg. 1991.

Kowal S. Uber die Zeitliche organisation des Spreches // Bern, 1991.

Lehr U., Thomae H. Alltagspsychologie. Methoden. Ergebnisse // Darmstadt, 1991.

Nutton J. Motivation, planning and action of behavior dynamics. Lenven, 1984.

Ornstein R. E. On the experience of time. Baltimore, 1970.

Rogers C. A client centradet approach to therapy // Psy. Casbook. S-Francisco, 1985.

Schroder E. Konstanz und Lautheit. Gottingen, 1991. XI.

Singer Ch. Zeiten des Lebens. Miinchen, 1991.

Wohlfart A. Psychosoziale Teamberatung. Tubingen, 1990.

Zoll R. (Hg.) Zerstorung und Wiederaneignung der Zeit. Frankfurt, 1988. S. 227-246.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение............................................................................................................................3

Глава 1. ЧЕЛОВЕК И ВРЕМЯ...................................................................................... И

1.1. Проблема временной детерминации развития личности.................... И

1.2. Время и возрастные границы..................................................................24

1.3. Время как энергетический потенциал человека...................................40

1.4. Временные ориентиры в процессе социализации личности..............48

1.5. Самосознание личности и его изменения во времени.........................59

Выводы..............................................................................................................73

Контрольные вопросы и задания...................................................................73

Рекомендуемая литература.............................................................................73

Глава 2. ПСИХОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВРЕМЕНИ

В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.................................................................75

2.1. Временные аспекты профессиональной адаптации.............................75

2.2. Психологическая структура деятельности

и ее временные характеристики.............................................................85

2.3. Восприятие времени и чувство времени

в освоении деятельности....................................................................... 100

2.4. Человек и время в кризисных ситуациях............................................ ПО

Контрольные вопросы и задания................................................................. 121

Рекомендуемая литература........................................................................... 122

Глава 3. ОБЩЕНИЕ И ЕГО ОРГАНИЗАЦИЯ ВО ВРЕМЕНИ............................... 123

3.1. Организация общения во времени и пространстве........................... 123

3.2. Диалогическое общение и его временные особенности................... 132

3.3. Временная структура невербальных взаимодействий....................... 143

3.4. Время и своевременность самораскрытия в общении...................... 151

Контрольные вопросы и задания................................................................. 169

Рекомендуемая литература........................................................................... 169

Глава 4. ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ И РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ................................................................................... 170

4.1. Профессиональная и временная компетентность............................. 170

4.2. Пути развития временной компетентности специалиста................. 177

4.3. Правила и стратегии тайм-менеджмента............................................ 187

4.4. Рациональные способы организации времени................................... 196

4.5. Интернет-коммуникации и время........................................................200

4.6. Анализ временных приоритетов и потерь времени...........................206

Контрольные вопросы и задания.................................................................217

Рекомендуемая литература...........................................................................217

Глава 5. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ВРЕМЕННЫХ ВОСПРИЯТИЙ

И КОМПЕТЕНТНОСТИ ВО ВРЕМЕНИ...................................................218

5.1. Изучение субъективных временных восприятий...............................218

5.2. Методы исследования временной компетентности личности..........220

5.3. Исследование временных перспектив и представлений

личности..................................................................................................230

Глоссарий ..................................................................................................................241

Литература ..................................................................................................................249

Учебное издание Болотова Алла Константиновна

ПСИХОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВРЕМЕНИ

Редактор Л. В. Доценко

Корректор Ж. Ш. Арутюнова

Художник Д. А. Сенчагов

Компьютерная верстка О. С. Коротковой

Подписано к печати 28.03.2006. Формат 60х90'/16.

Гарнитура Тайме. Печать офсетная. Усл. печ. л. 16.

Тираж 2500 экз. Заказ № 2907

ЗАО Издательство «Аспект Пресс»

111141, Москва, Зеленый проспект, 8

Тел. 306-78-01, 306-83-71

E-mail: [email protected]

Отпечатано в ОАО «Можайский полиграфический комбинат» 143200, г. Можайск, ул. Мира, 93.

Прегнантность— одно из основных понятий гештальтпсихологии, означающее насыщенность, содержательность, завершенность гешталь-тов - student2.ru

Наши рекомендации