Задачи и упражнения. 1. Охарактеризуйте применение изменения отдельных составляющих и функций Я-концепции у младенцев
1. Охарактеризуйте применение изменения отдельных составляющих и функций Я-концепции у младенцев.
«С момента рождения и два месяца спустя младенцы не могут выделить себя из окружающего мира. Однако со временем они начинают понимать, что они – отдельные и единственные в своем роде существа. Осознанию этого открытия посвящена значительная часть младенчества.
Последовательность развития Я-концепции у младенцев
· Первые два месяца после рождения у ребенка нет грани между собой и миром.
· Осознание своего тела приходит в 3-8 месяцев.
· Воздействие на окружение начинается с 3 месяцев.
· Выражение отношения к другим людям начинается у ребенка с 7-8 месяцев.
· Умение откладывать осуществление своих «планов» на короткое время появляется в 8 месяцев.
· Подражание окружающим людям и изучение норм их поведения начинается с 6 месяцев.
· Опережающая модель в самопроявлении – понимание того, что от него ждут, наступает в 12-18 месяцев.
· Внешний Я-образ (узнает себя в зеркале, на фотографии) формируется с 8 месяцев.
· Узнает о принадлежности к конкретному полу в 18 месяцев.
· Узнает о своих физических особенностях и других характеристиках с 18 месяцев.
· Негативная реакция на несоответствие суждений о нем и вербальный образ своего Я появляется с 18 месяцев.
· Проявление своего отношения к чему-либо в «сознательных эмоциях» - гордости, вины, стыда, смущения – появляется после 1 года.
· Интернализация общественных норм, ориентация на социальные нормы в своем поведении проявляется у ребенка около 2 лет.
· Понимание освоения половых ролей возникает после 20 месяцев.
· Распространение понятия Я на то, что мне принадлежит, - «собственничество» - возникает у ребенка около 2 лет.
· Элементы саморегуляции – самоинструктирование, самопоощрение, самопорицание – появляются в возрасте около 2 лет».
(Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. А.А. Реама. – СПб., 2001. – С.143).
2. Какие изменения структуры Я происходят в процессе идентификации?
«В процессе социализации личность все больше изменяет представление о своем «Я», расширяя его и распространяя за пределы собственного тела. Прежде всего в круг «Я» попадают члены семьи. Любовь к родным путем идентификации вызывает сопереживание и понимание того, что радости и беды другого человека могут восприниматься как тождественные своему благополучию и страданию. Следующий шаг на пути развития идентификации – влюбленность. Душа влюбленного как бы живет в чужом теле. Дальнейшее развитие личности выражается в расширении ею своей идентичности, с одной стороны, до масштаба человечества – «я человек», а с другой – до полного понятия своей уникальности.
Идентификация может реализоваться в разной мере. Слишком полная крайне не желательна, т.е. идентификация с объектом не должна быть глобальной, иначе могут возникать проблемы. Например, Э. Хемингуэй в «Зеленых холмах Африки» рассказывает, как однажды ночью настолько вжился в образ, что пережил все то, что переживает раненый лось, начиная с ока от пули и до конца его страданий. Опасность слишком полной идентификации можно иллюстрировать следующей шуточной историей. Полисмен на Лондонском мосту Ватерлоо увидел человека, который собирался прыгнуть с моста. Он остановил его: «У тебя проблемы с деньгами?» - Тот покачал головой. – «Может быть с женой?» - Тот снова покачал головой. – «Тогда в чем же дело?» - «меня тревожит состояние мира», - ответил самоубийца. «Послушай, все не так уж плохо. Давай прогуляемся по мосту и все обсудим», - сказал полисмен. Они около часа бродили взад и вперед, обсуждая мировые проблемы, полисмен все глубже погружался в состояние собеседника, после чего прыгнули с моста оба.
Предельная идентификация – вера – понимается как способность человека к самотрансценденции. В этом случае расширение границ своего «Я» осуществляется не в ограниченном размере, позволяющем включить внутрь них другого, например любимого человека, а в таком масштабе, при котором границы уже не видны. Тогда человек в свой мирок включает весь мир. Даниил Андреев в «Розе мира» описал подобное пережитое им состояние как экстаз: «Тихо дыша, откинувшись навзничь на охапку сена, я слышал как Нерусса струится не позади, в нескольких шагах за мною, но как бы сквозь мою собственную душу. Это было первым необычайным. Тождественно и бесшумно в поток, струившийся сквозь меня, влилось все, что было на Земле, и все, что могло бы быть на небе. В блаженстве, едва переносимом для человеческого сердца, я чувствовал так, будто стройные сферы, медлительно вращаясь, плыли во всемирном хороводе, но сквозь меня; и все, что я мог помыслить или вообразить, охватывалось ликующим единством. Все было во мне той ночью и я был всем».» (Грановская Р.М. Психология в примерах. – СПб., 2002. – С. 138-140).
3. Определите гендерные различия Я-концепции.
«Из обобщения экспериментальных исследований отечественных и зарубежных ученых И.С. Кон делает вывод, что мужской Я-образ содержит преимущественно информацию о значимости Я в трудовых, деловых, спортивных и сексуальных сферах. Молодые женщины в Я-образе отражают преимущественно то, насколько они внешне привлекательны. Молодые мужчины склонны переоценивать свои качества, будь то положение в группе или личные способности. Женские самооценки обычно скромны и реалистичны. С точки зрения И.С. Кона, завышенные самооценки помогают мужчинам соответствовать стереотипам мускулинности.
Исследование Т.В. Андреевой (1989) посвящено изучению самооценки интересов и активности мужчин и женщин через несколько лет после окончания вуза по одной из наиболее творческих специальностей – архитектуре. Косвенно эти данные позволяют судить об особенностях Я-концепции молодых мужчин и женщин. Так, на основании выделенных в исследовании основных типов направленности интересов в различных сферах деятельности можно сделать следующие выводы:
· У мужчин Я-концепция отмечается большей направленностью на самоактуализацию в творчестве, а Я-образ моделирует и осознает себя преимущественно в сферах: «работа», «любовь», «познание», с некоторым игнорированием Я-образа, связанного с семейными ролями.
· У женщин Я-концепция на ряду с «мужскими» типами направленности самоактуализации (познание, творчество), содержит и специфические женские модели Я-образа, связанные с семьей, любовью, материально обеспеченной жизнью. Интересно и то, что для многих женщин такой «саморазвивающий прогноз» совпадал с их реальным Я-образом. Это объяснялось тем, что женщины-архитекторы с идеальным Я-образом, в котором акцентировалась семейная роль, часто работали не по основной профессии, но находили работу на неполный рабочий день (ведение кружков или научная работа), с тем чтобы иметь возможность заниматься семьей и детьми.
Вывод Т.В. Андреевой (1998) о том, что молодые мужчины с направленностью на творчество имеют более сбалансированные приоритеты, дает основание предположить, что и Я-концепция мужчин (возможно, не только творчески ориентированных) более сбалансирована, тогда как у большинства женщин (не только творческих профессий) в Я-концепции преобладает семейная направленность. В связи с этим Я-концепция наиболее творчески активных женщин менее сбалансирована и более динамична.
Н.Н. Обозов (1995) на основе исследований ряда авторов подчеркивает следующие психологические различия между мужчинами и женщинами.
Существуют различия между полами по отношению к похвале и вознаграждению. Женщина, даже если она понимает, что работа сделана хорошо, все равно испытывает потребность в том, чтобы работа была отмечена окружающими людьми. Мужчины также любят получать вознаграждения за свой труд, но если мужчина уверен, что он сделал хорошую работу, то он всегда будет иметь высокое мнение о себе даже в том случае, если его работа не признается окружающими. Мужчины более независимы в самооценке от мнения окружающих.
Женщины больше, чем мужчины, нуждаются в интимности и доверительности отношений с конкретным человеком. Это позволяет считать, что Я-концепция женщин более индивидуализирована, в отличие от мужской – более социализированной. Если реальный Я-образ женщины достаточно далек до идеальной модели Я-образа (например, женщина не имеет доверительных личных отношений), то она чувствует свою ущемленность больше, чем мужчина. Кроме того, женщины чаще используют психологические защиты (стабилизирующие Я-концепцию), маскирующие самовосприятие неудовлетворительной реальности». (Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2001. – С. 448-450).
Прочитайте работу
· Чекалина А.А. О формировании Я мальчика и Я девочки, мужчины и женщины. // Мир психологии.2002.№2(30).С.110-117.
Чем отличаются особенности полового самосознания и идентичности у мальчиков и девочек старшего дошкольного и младшего школьного возраста?
4. Нарисуйте себя в настоящем, используя цветные карандаши, фломастеры или краски. На другом листе нарисуйте, каким вы себя видите в будущем. Ответьте на следующие вопросы: что Вы изобразили? Какие чувства у Вас вызывают рисунки? Какой Вы в настоящем? Каким Вы хотите стать в будущем? Что для этого необходимо сделать?
5.
Выполните упражнение «части моего Я». Загляните в себя. Прислушайтесь к себе. Подумайте, какие составляющие определяют Ваш неповторимый образ, Вашу индивидуальность. Какие части Вашего «Я» оказывают наибольшее влияние на Вашу жизнь? Подумав над этими вопросами, нарисуйте узор Вашего «Я». Вписав в пустые кружки наиболее важные психологические составляющие, которые определяют Вашу индивидуальность. Прислушайтесь к каждой части своего «Я», спросите ее о самочувствии, роли и месте в этом условном узоре. Раскрасьте в желательный цвет каждую составляющую (маленькие круги) и узор в целом (большой круг).
Задумайтесь над своим «Я», чувствами, которые оно у Вас вызывает. Чтобы Вы хотели узнать о себе, изменить в себе?
· Охарактеризуйте себя через любой метафорический образ, отражающий сущность Вашего Я, то, как Вы себя понимаете и чувствуете. Например:
«Я вижу себя маленьким зверьком, забившемся в нору. У него нет шерсти, ему холодно. Он хочет выйти, но боится».
«Пинг-понговый шарик внутри какого-то куба. Он скачет от одной стенки к другой. Он не может выпрыгнуть наружу – выходов в этом кубе нет».
«Путник, бредущий в одиночестве по дороге. Он видит дома. Живущих в них людей. Его пускают ночевать, кормят, дают согреться у очага, с ним ведут интересные и приятные беседы, но каждый раз он чувствует, что это не его дом, и наутро идет дальше».
«Собачка-болонка. Ее моют, балуют. Но не относятся всерьез, как относились бы к овчарке».
Выполнять упражнение необходимо в спокойном месте. Постарайтесь «увидеть» или сконструировать в воображении метафорический образ своего Я.