Понимание стыдливости в обычных людях
Что заставляет вас испытывать стыд? Большинство людей стыдятся многочисленных личностных характеристик. Форма или размер носа, цвет глаз, ширина бровей, расстояние между передними зубами, угол, под которым
уши расположены к голове, размеры груди или пениса, наличие угрей или родимых пятен, — эти и подобные им признаки наиболее часто включаются в списки того, «что мне в себе не нравится». Хотя обнаруженные в себе «недостатки» с возрастом меняются и мельчают, придирчивый анализ показывает, что они по сути своей остаются все теми же: тревоги об угрях уступают место беспокойствам о морщинах — ни девушки, ни зрелые женщины не остаются равнодушными к состоянию своей кожи. Подростков нервирует «не устраивающий» их цвет волос, мужчин среднего возраста тревожит их отсутствие. Ногти никогда не бывают такими, «как надо», — в зависимости от возраста, пола или степени нервного напряжения они могут быть грязными, зазубренными, сломанными или обкусанными, но устраивающими хозяина — никогда.
Объектами порождающих стыд насмешек часто могут быть определенные части тела, если в них присутствуют даже едва заметные отклонения от «норм» (например, плоская грудь, длинный нос, маленькие половые органы и т.д.). Эти насмешки могут негативно сказаться на мнении человека о самом себе. Фраза «Ненавижу свое тело!» — которую клиницистам часто приходится слышать от больных, страдающих ожирением или физическими недостатками, — не чужда и большинству вполне здоровых людей, испытывающих такое же отвращение, пусть даже в несколько более мягкой форме, к тем или иным частям своего тела: «Ненавижу свои уши... свой горбатый нос... свои пухлые руки... свой цвет лица... свои брови и т.д.»
Даже нефизические признаки могут стать причиной, вызывающей стыд. Толстые линзы очков, необходимые для коррекции зрения, слуховой аппарат, который невозможно полностью скрыть от посторонних глаз, брюки 56-го размера, «уродливая» обувь, требующаяся человеку с искривлением стопы, — все эти внешние аксессуары воспринимаются как негативные факторы, обесценивающие человека в собственных глазах и глазах окружающих.
Среднего человека беспокоит множество «несовер-1енств», о которых он осведомлен лучше других. Большинство из нас проносит через всю жизнь осознание собственной неполноценности, поскольку очень немногие из свойственных людям «недугов» могут быть устранены за приемлемую цену. Если за разумную плату стоматологи в состоянии выпрямить кривые зубы, а окулисты — заменить толстые стекла очков контактными линзами, то лишь избранные могут позволить себе сложные и дорогостоящие операции по подтяжке кожи лица, откачке жира, наращиванию груди и т.д. Большинство страдает молча, только раздражаясь и ожесточаясь при сравнении себя с идеальными образами, создаваемыми Голливудом, модными журналами и телевидением.
«Отмеченные пороком» члены семей часто оказываются дополнительным источником стыда для своих братьев, сестер или родителей. Дети обычно чрезвычайно стыдятся тех членов семьи, которые, как им известно, считаются окружающими «неполноценными». Практически каждый ребенок, растущий в обществе «порочного» члена семьи, испытывает стыд за него.
Страдающие церебральным параличом или умственной отсталостью братья и сестры, подверженные ожирению или алкоголизму родители — это лишь некоторые из множества возможных источников, из которых дети впитывают чужой стыд и превращают его в собственный. Причину такого «заимствованного» стыда определить крайне трудно, и обнаружиться она может лишь годы спустя.
Прозвища провоцируют стыд. Очень многие дети имеют постоянные «псевдонимы», заменяющие им имена. Эти прозвища должны подбираться очень аккуратно, с учетом потенциального вреда, который они могут нанести, так как, подобно слуховым аппаратам или очкам, становятся неотъемлемой частью того, кому даны. Однако в отличие от тех же слуховых аппаратов или очков, они часто не помогают своим «хозяевам» в жизни, а, напротив, разрушают ее. Особенно опасны прозвища тем, что воспринимаются как объективность, как главная характеристика того или иного признака личности. И чем точнее прозвище, тем большая опасность в нем кроется.
Прозвища не всегда отражают физические характеристики человека, часто они могут возникать из поведенческих реакций ребенка. Одним из таких прозвищ было Бад-Сюзи. Четвероклассник Джонни выдал приятелям «тайну» о своем младшем брате Патрике в первый день появления его в школе:
«Если вы назовете его Бад, — сообщил Джонни друзьям, — он разозлится, а если вы назовете его Сюзи, он расплачется».
Таким образом, Пат, младший брат Джонни, стал известен всей школе как Бад-Сюзи, и это прозвище накрепко приклеилось к нему на те несколько лет, пока он посещал начальные классы.
«Дырявая». Одна студентка, сильно смущаясь, рассказала мне о том, что страдала в детстве ночным энурезом (недержанием мочи во время сна). Однако наиболее мучительным для нее был не сам факт заболевания, а то, что одноклассники каким-то образом узнали о нем и тут же дали ей прозвище Дырявая. Это прозвище, разумеется, сопровождало ее еще долгие годы после того, как она избавилась от своего недуга, оставаясь постоянным напоминанием о пережитых насмешках и унижениях.
Унизительные прозвища могут возникать и дома. Теперь мы знаем, насколько разрушительными для формирующейся личности ребенка могут стать насмешки, и поэтому родители обязаны исключить любые поддразнивания в кругу семьи. Плохо, когда ребенок подвергается насмешкам играющих с ним сверстников, но во сто крат хуже, если источником словесных оскорблений являются родители, братья или сестры.
Семейные врачи лучше других знакомы со случаями, когда члены семьи, «забавы» ради, называют ребенка Коротышкой, Доходягой, Толстячком, Тугодумом, Увальнем и т.д. («Забава» в большинстве подобных ситуаций является синонимом насмешки.) Даже в тех редких случаях, когда эти или подобные им прозвища действительно употребляются родителями как ласкательные, за пределами семьи они приобретают резко негативный и уничижительный оттенок.I
Вопросник
1. Было ли у меня в детстве прозвище с негативным смыслом?
2. Есть ли у меня физические признаки, которые в детстве замечали мои товарищи по играм и дразнили меня из-за них?
3. Страдает ли кто-либо из членов моей семьи заметными физическими или умственными отклонениями? Становились ли они из-за этого объектами насмешек или поддразниваний?
4. Часто ли в моей семье употреблялась фраза «Как тебе не стыдно!»?
5. Легко ли я краснею или краснел в прошлом?
6. Учили ли меня родители всегда стремиться стать первым? Разочаровывали ли их мои школьные отметки?
7. Учили ли меня почитать Иисуса, Господа, Аллаха или каких-либо иных богов и строить собственную жизнь на их примерах?
8. Знал ли я всегда в глубине души, что далеко не соответствую выбранному образцу?
9. Боюсь ли я выступать перед зрителями?
10.Часто ли я чувствую угрызения совести, если знаю, что не вложил все силы в выполняемую работу?
11. Верю ли я, что каждый может добиться чего угодно, если достаточно постарается?
12. Помню ли я, что бы разочаровывал отца своими спортивными «достижениями»?
13. Часто ли я сравниваю себя с другими и прихожу к нерадостным выводам?
14. Часто ли я говорю себе (вслух или про себя): «Я не умею общаться с людьми», «Я никогда не смогу добиться чего-то существенного», «Сомневаюсь, что меня повысят в должности, потому что начальник знает — и я это знаю, — что я ей не соответствую»?
15. Сравнивали ли меня в негативном смысле с братьями, сестрами или товарищами? («Если бы ты занимался, вместо того чтобы болтаться по улицам, то у тебя были бы такие же высокие оценки, как у Бекки!»)
16. Часто ли в детстве я был объектом насмешек или поддразниваний?
17. Часто ли мне приходится критиковать или одергивать себя?
18. Есть ли у меня кумиры среди кинозвезд или спортсменов?
19. Часто ли я чувствую, будто во мне живут два человека — хороший и плохой (стыдливый)?
20. Регулярно ли я читаю журнал «Пипл» и сравниваю себя, получая разочаровывающие результаты, со «звездами», фотографии которых там публикуются?
Если вы или ваш партнер ответили положительно на большую часть предложенных вопросов, это может означать, что в вашей личности весьма сильны признаки стыдливости.
А теперь познакомимся с обычным человеком, которого высмеивали не потому, что он страдал приступами, хромотой или умственной отсталостью, а лишь по той причине, что рост его был выше среднего.