Память, мышление, речь и их развитие
Ощущения, восприятие, внимание, воображение и их классификация
Ощущения
Источником знаний о внешнем мире и собственном организме человека являются ощущения. Это основные каналы, благодаря которым информация о данных феноменах поступает в головной мозг, давая возможность индивиду ориентироваться в них.
Ощущения – отражение в сознании субъекта отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. Органы чувств – это механизмы, с помощью которых информация об окружающей действительности поступает в кору головного мозга. Ощущения отражают внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, поверхность, звук, вкус и др.) и состояние внутренних органов (мышечные движения, боль и пр.). Ощущения – объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель и субъективны – поскольку зависят от нервной системы и индивидуальных особенностей личности. Их физиологическую основу составляет деятельность анализаторов. Анализатор – анатомо-физиологический аппарат для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения. Каждый анализатор состоит из:
· Рецептора, воспринимающего раздражения (располагается на периферии нервной системы);
· Проводящего афферентного (центростремительного) пути (по нему нервное возбуждение передается к центру);
· Корковой части анализатора (центральное звено), где происходит "обработка" сигналов.
Передача возбуждения от рецепторов к центральным отделам нервной системы, а затем от них по эфферентным (центробежным) путям обратно для ответной реакции, имеющая место в ходе рефлекса, осуществляется по рефлекторной дуге.
Рефлекторная дуга состоит из рецептора, афферентного и эфферентного нерва, центрального звена, эффектора (мышцы или железы).
Рис. 1.
1-2-3 – функциональная схема анализатора.
1-2-3-4-5-6-7-1 – функциональная схема рефлекторной дуги.
1 – рецептор; 2 – афферентный нервный путь; 3 – центральное звено; 4 – эфферентный нервный путь; 5 – эффектор (мышца или железа); 6-7 – канал обратной информации.
Принцип обратной связи позволяет понять начало и завершение процесса ощущения по закономерностям рефлекторной деятельности.
Виды ощущений:
Экстерорецептивные. Отражают свойства предметов и явлений внешней среды.
o Зрительные – человек способен различать до 180 тонов цвета и более 10000 оттенков между ними;
o Слуховые – индивид воспринимает речь, контролирует многие виды работ, наслаждается музыкой и т.д.;
o Обонятельные – помогают людям распознавать летучие вещества и запахи;
o Температурные – различают тепло и холод;
o Вкусовые – определяют качественные особенности принимаемой пищи;
o Тактильные – совместно с мышечно-двигательными составляют осязание, с помощью него человек воспринимает гладкость, шероховатость, плотность предметов, их прикосновение к телу, место и размер раздражаемого участка.
Интерорецептивные.Отражают внутреннее состояние индивида.
o Болевые – сигнализируют о повреждениях и раздражениях органов человека;
o Равновесия – обеспечивают вертикальное положение тела (деятельность вестибулярного анализатора);
o Ускорения – при движении людей определяют их центростремительные и центробежные силы.
Проприоцептивные. Отражают движение нашего тела.
o Мышечно-двигательные – обеспечивают информацию о положении тела и его частей в пространстве, регуляцию движений, сокращение, растяжение и расслабление мышц и т.п.
Свойства ощущений:
1. Адаптация;
2. Сенсибилизация;
3. Последовательные образы;
4. Порог ощущений;
5. Контраст.
Адаптация – повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей. Она может меняться в больших пределах. Например, чувствительность глаза при переходе из яркой освещенности в темноту обостряется в 200000 раз. Ее изменение требует известного времени. Для того чтобы зрение в темноте приобрело нужную чувствительность, должно пройти около 30 минут. Адаптация слуховых органов осуществляется намного быстрее и составляет секунды.
Контраст – слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим, а сильные уменьшают ее.
Пороги ощущений:
o Нижний порог – минимальная величина раздражителя, способная вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения (J 0) (Сигналы, интенсивность которых меньше J 0, человеком не ощущаются)
o Верхний порог – максимальная величина раздражителя, когда ее может адекватно воспринимать анализатор (J max). (Интервал между J 0 и J max носит название "диапазон чувствительности")
o Разностный порог (порог различения) – минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую индивид способен ощутить.
Сенсибилизация – повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних факторов, состояния организма. Это может быть сделано и с помощью фармакологических средств. Острота чувствительности увеличивается с возрастом, достигая максимума к 20–30 годам с тем, чтобы в дальнейшем постепенно снижаться.
Последовательные образы – продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось (например, после выхода из вагона метро несколько секунд кажется, что мы еще движемся в поезде).
Развитие ощущений возможно в процессе упражнений. Например, утрата зрения или слуха в некоторой мере компенсируется другими видами чувствительности.
Восприятие
Восприятие – целостное отражение предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Это результат деятельности системы анализаторов.
Восприятие предполагает выделение из комплекса признаков наиболее значимых (с одновременным отвлечением от несущественных). Оно требует их объединения и сопоставления с прошлым опытом. Восприятие включает двигательный компонент (ощущение предметов рукой, движение глаз при рассматривании и т.п.) и сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга по формированию целостного образа. Одну и туже информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т.д. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. Влияние опыта на этот процесс вполне очевиден. (Пример с искажающими очками: все предметы видятся перевернутыми, за исключением тех, которые невозможно в такой форме представить. Обычная свеча воспринималась перевернутой, но как только ее зажигали, она становилась нормально ориентированной по вертикали, т.е. пламя было направлено вверх.)
Виды восприятий:
· В зависимости от форм отражения:
o Пространства – воспринимаемая форма, величина, объем объекта, расстояние между ними, их взаимное расположение, удаленность и направление.
o Времени – отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений. Главное заключается в ритмической смене возбуждения и торможения; специального анализатора нет.
o Движения – восприятие изменений по времени положения предметов или самого наблюдателя в пространстве.
· В зависимости от цели:
o Преднамеренное – в основе лежит сознательно сформулированная цель и достижение связано с определенными усилиями индивида.
o Непреднамеренное – предметы воспринимаются без специально поставленной задачи и волевых действий человека.
· В зависимости от степени организации:
o Организованное – явления и предметы наблюдаются целенаправленно, планомерно.
o Неорганизованное – обычное восприятие окружающего мира.
Восприятие может быть ошибочным. Это обнаруживается в работе анализаторов. Известны зрительные ошибки (иллюзии). Они имеют самые различные причины: практический опыт индивида, изменение условий восприятия и т.д.
Свойства восприятия:
1. Целостность – отражаемые объекты выступают в сознании человека в совокупности их многих качеств и характеристик. Это система перцептивных действий, которыми надо овладеть, т.е. она формируется в процессе практики;
2. Константность – индивид воспринимает предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине, что обусловливается знанием их физических свойств;
3. Структурность – восприятие не простая сумма ощущений. Это фактически абстрагированная из них обобщенная характеристика. Например, играет музыка, и мы слышим не отдельные звуки, а мелодию и узнаем ее;
4. Осмысленность – свойство тесно связано с мышлением, пониманием сущности явлений;
5. Избирательность – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими; способность личности воспринимать лишь те из них, что представляют для нее наибольший интерес. Швейцарским психологом Роршахом было установлено, что даже чернильные пятна – это всегда что-то осмысленное (собака, облако, озеро и т.д.). Это динамический процесс поиска ответа на вопрос: "Что это такое?";
6. Предметность – способность индивида отражать окружающий мир как воздействия его конкретных образов;
7. Апперцепция – зависимость восприятия от прежнего опыта человека.
Восприятие во многом зависит от уровня внимания людей.
Внимание
Внимание – избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления. Физиологически оно обусловлено работой тех же нервных центров, с помощью которых осуществляются сопровождаемые им психические процессы. Внимание обеспечивает в каждый данный момент в коре головного мозга участок (очаг) с повышенной возбудимостью, доминирующего над остальными его частями. В результате чего и происходит сосредоточение сознания индивида на нужных объектах.
Свойства (качества) внимания:
· Концентрация – способность человека сосредоточиваться на главном в его деятельности;
· Избирательность – выделение индивидом наиболее важных предметов;
· Распределение – возможность иметь в сознании одновременно несколько объектов или выполнять работу, состоящую из многих операций;
· Объем – количество предметов, которые могут быть восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости в один момент;
· Переключение – намеренно осознанный перенос внимания с одного объекта на другой;
· Устойчивость – способность задерживаться на восприятии предмета.
Виды внимания:
1. Произвольное (преднамеренное) – возникает в результате сознательных усилий человека, направленных на решение той или иной задачи (утомляемость наступает через 20 минут);
2. Сосредоточенное – это внимание на какой-либо один объект или вид деятельности;
3. Непроизвольное (непреднамеренное) – появляется само собой под действием сильного, контрастного или нового, неожиданного, значимого раздражителя (например, более сильный звук, наблюдение за спортивными состязаниями);
4. Послепроизвольное – вызывается интересной деятельностью и индивид продолжительное время не устает;
Закономерность циркуляции внимания: через каждые 6–10 секунд мозг человека отключается от приема информации на доли секунды, в результате какая-то ее часть может быть потеряна. Исследования Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына показали, что качества внимания зависят от свойств нервной системы: слабый ее тип – дополнительные раздражители мешают сосредоточиться, а если сильный – то повышают концентрацию внимания.
Развивать внимание можно с помощью психологических упражнений:
· Игры индейцев. Двум-трем соревнующимся одновременно показывают сразу много предметов. Затем каждый перечисляет ведущему, что он видел, стремясь подробно описать большее число вещей (утверждают, что один фокусник, проходя мимо витрины, мог заметить и описать до 40 предметов);
· "Кто быстрее". Предлагается вычеркнуть в тексте какую-либо часто встречающуюся букву, например «о» или «е». Результат теста оценивается по времени его выполнения и количеству допущенных ошибок – пропущенных букв. Несколько измените задачу: одну букву зачеркивайте вертикальной чертой, а другую – горизонтальной или по сигналу эти действия чередуйте. Затем упражнение усложните: например, одну букву зачеркивайте, другую – подчеркивайте, третью – обводите кружком. Время на задание – до 30 минут.
Представление
Представление – процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на органы чувств человека.
Функции представления:
1. Сигнальная. Отражается не только образ предмета, но и многообразная информация о нем, которая впоследствии превратилась в систему сигналов, управляющих поведением индивида.
2. Регулирующая. Отбирается нужная информация о предмете или явлении с учетом реальных условий предстоящей деятельности.
3. Настроечная. Проявляется в ориентации организма на определенные параметры отражения воздействий окружающего мира.
Физиологическую основу представлений составляют "следы" в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений центральной нервной системы при восприятии.
Виды представлений:
· По видам анализаторов:
o Зрительные – образ человека, предмета, пейзажа;
o Слуховые – музыка, мелодия;
o Обонятельные – (запах эфира);
o Осязательные – предмет, к которому ранее прикасался;
o Двигательные – движения своего тела.
· По степени обобщенности:
o Единичные – восприятие одного предмета;
o Общие – отражение ряда сходных предметов.
· По степени проявления волевых усилий:
o Непроизвольные – без активизации воли и памяти;
o Произвольные – под воздействием воли в интересах какой-либо цели.
· По продолжительности:
o Оперативные – обслуживание оперативных действий;
o Кратковременные – непродолжительные по времени;
o Долговременные – используются длительное время и достаточно часто.
Представления формируются в процессе деятельности человека. В зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид из них: у художника – зрительный, у музыканта – слуховой, у спортсмена – двигательный, у химика – обонятельный.
Воображение
Воображение – психический процесс создания новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.
Воображение как своеобразная форма отражения действительности: осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого, способствует предвосхищению будущего, "оживляет" то, что было ранее; оно представляет собой изменение и преобразование человеком своих представлений.
Виды воображения:
· Непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) – возникновение новых образов без каких-либо внешних побудителей (сновидения, грезы);
· Произвольное (активное, преднамеренное) – формирование новых образов с помощью волевых усилий;
· Мечта – новый образ желаемого будущего, который пока еще не осуществлен, а иногда и не может воплотиться в реальность;
· Творческое – создание новых образов в процессе деятельности личности.
Этапы творческого воображения:
· возникновение идеи;
· "вынашивание замысла";
· его реализация.
· Воссоздающее (продуктивное) – воображение на основе прочитанного или услышанного.
Формы синтеза в процессах воображения:
1. Агглютинация – "склеивание" различных несоединимых качеств (частей);
2. Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета, а также изменение его частей;
3. Схематизация – отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;
4. Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;
5. Заострение – подчеркивание каких-либо признаков.
Память, мышление, речь и их развитие
Память
Память – форма психического отражения, заключающаяся в запечатлении, сохранении и воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности и возвращении в сферу сознания.
Память является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Она – основа психической деятельности, без нее невозможно понять формирование поведения, мышления, сознания.
Амнезия – отсутствие памяти.
Процессы памяти:
1. Запоминание – запечатление в сознании информации, которая является необходимым условием обогащения опыта индивида новыми знаниями и формами поведения;
2. Сохранение – удержание в памяти знаний в течение относительно длительного времени;
3. Воспроизведение – активизация закрепленного ранее содержания психики;
4. Узнавание – явление психики, сопровождающее процессы памяти и позволяющее им более эффективно функционировать.
Виды памяти:
1. Наглядно-образная – память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и т.д. образы;
2. Словесно-логическая – память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словесной форме информации;
3. Двигательная – память на движения;
4. Эмоциональная – память на переживания;
5. Механическая – запоминание информации в той форме, в которой она воспринимается.
Все выше перечисленные виды памяти, кроме словесно-логической, - физиологические основы, следы бывших ранее нервных процессов, сохранившихся в "коре головного мозга".
Особенности памяти, характеризующие ее действенность:
· Объем – отражает количественные показатели запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой информации;
· Быстрота – способность индивида достичь определенной скорости в обработке и использовании материала;
· Точность – возможность человека качественно и продуктивно отражать основное содержание информации;
· Длительность – способность личности удерживать определенное время в своем сознании нужный материал.
Формы памяти (длительность хранения опыта):
1. Мгновенна;
2. Кратковременная;
3. Долговременная;
4. Оперативная;
5. Промежуточная память;
· Кратковременная память. Информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание на 5-7 минут, после чего материал может забыться полностью либо перейти в долговременную память при условии многократного повторения. Кратковременная память ограничена по объему и при однократном предъявлении в ней помещается число 5-9, т.е. с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, фигур, картинок и т.д. Главное добиться, чтобы эта информация была насыщена за счет группировки, объединения чисел, слов в единый целостный "образ".
· Долговременная память. Обеспечивает длительное сохранение материала, и бывает двух типов:
1.С сознательным доступом (т.е. индивид по своей воле извлекает и вспоминает нужную информацию);
2.Закрытая (в обычных условиях к ней нет доступа, а лишь при гипнозе, раздражении участков мозга).
· Оперативная память. Информация поступает из кратковременной и долговременной памяти для выполнения текущей деятельности.
· Промежуточная память. Она накапливает материал в течение дня, а во время ночного сна, переводит его в долговременную память. У индивида, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мысленных, вычислительных операций, снижается внимание, появляются ошибки в речи и действиях.
Эффективность памяти зависит от:
· Целей запоминания. Если выучить информацию, чтобы сдать экзамен, то вскоре многое забудется, а если для будущей профессиональной деятельности, то она останется надолго.
· Приемов заучивания.
o Механическое дословное многократное повторение. Материал не осмысливается, тратится много сил, времени, а результаты низкие.
o Логический пересказ. Он включает: осмысление связей, систематизацию, выделение главных компонентов информации, повторение своими словами – задействована логическая память. Ее эффективность в 20 раз выше, лучше, чем у механической.
o Образные приемы запоминания, перевод материала в графики, схемы, картинки – функционирует образная память. Она бывает: зрительной, слуховой, моторно-двигательной, вкусовой, осязательной, обонятельной, эмоциональной.
Для долговременной памяти с сознательным доступом свойственна закономерность забывания. Для его уменьшения необходимо:
1. Понимание, осмысление информации (механически выученная, она забывается быстро и почти полностью);
2. Повторение материала (это важно делать через 40 минут после заучивания, так как через час в памяти остается только 50% механически усвоенной информации).
Необходимо чаще повторять в первые дни (в это время максимальны потери от забывания), лучше так: в первый день – 2–3 повторения, во второй – 1–2, в третий – седьмой – по 1, затем 1 повторение с интервалом в 7–10 дней.
Систематическая учеба, усвоение информации порциями в течение семестра намного эффективнее, чем заучивание большого объема в сжатые сроки сессии, вызывающего умственную и психологическую перегрузку и почти полное забывание материала через неделю после сдачи экзаменов.
Формы воспроизведения памяти:
· Узнавание (происходит при повторном предъявлении объекта);
· Воспоминание (возникает при отсутствии восприятия предмета);
· Припоминание (зависит от ясности поставленных задач, степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в памяти информации);
· Реминисценция (отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым);
· Эйдетизм (зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого).
Мнемонические (мнемотехнические) приемы запоминания (для облегчения), (Мнемоника – (гр. mnemonikon – искусство запоминания):
· Образование смысловых фраз из начальных букв информации ("Каждый Охотник Желает Знать Где Сидят Фазаны" – о последовательности цветов в спектре: красный, оранжевый, желтый и т.д.);
· Ритмизация – перевод в стихи, песенки, строки, связанные определенным ритмом или рифмой;
· Запоминание сложных терминов с помощью созвучных слов (например, чтобы усвоить медицинские выражения "супинация» и "пронация", используют шуточную фразу "суп несла и пролила");
· Находят яркие, необычные образы, картинки и по «методу связки» соединяют с материалом, который нужно запечатлеть;
· Метод Цицерона. Представьте, что обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Информацию для запоминания мысленно расставьте по пути. Вспомнить вы ее сможете, представив себе эту комнату – все будет на тех местах, что было при предыдущем "обходе".
· При запоминании цифр, чисел можно использовать разные приемы:
o Выявить арифметическую зависимость в числе, например, в номере телефона 358954. 89 = 35 + 54;
o Выделить знакомые числа, например, в 859314. 85 – год рождения брата, 3.14 – первые цифры числа «Пи» и т.д.
· Метод тренировки зрительной памяти (метод Айвазовского). Посмотрите на объект (пейзаж, человека) в течение 3 секунд, стараясь запечатлеть подробно; затем закройте глаза и представьте детали, задайте себе вопросы; потом откройте глаза на 1 секунду, дополните образ; закройте глаза и постарайтесь добиться красочного изображения объекта и так повторите несколько раз.
Подводя итог, подчеркнем, что память обеспечивает целостность и развитие личности человека, занимает центральное положение в системе познавательной деятельности.
Мышление
Мышление – это психический процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. Оно радикально расширяет возможности индивида в его стремлении к познанию действительности, вплоть до невидимого, поскольку оперирует не только первичными и вторичными образами, но и понятиями. Мышление – орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом (И. П. Павлов).
В своем становлении мышление проходит две стадии:
1. Допонятийную;
2. Понятийную.
У ребенка – допонятийное мышление (начальная стадия) – и оно имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому (суждения по сходству или аналогии), поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память. Самая ранняя форма доказательства – пример. Учитывая эту особенность, убеждая малыша или что-то объясняя ему, важно подкреплять свою речь наглядными предметами. Особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм. Ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, правильно понять ситуации, требующие некоторого отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции.
Понятийное мышление возникает не сразу, а постепенно (Л. С. Выготский выделил при этом пять этапов) и появляется у подростков в 11–14 лет. Однако оно еще несовершенно, так как первичные понятия сформулированы на основе житейского опыта и не подкреплены научными данными.
Особенности мышления:
1. Опосредованный характер;
2. Опора на знания;
3. Связано с практической деятельностью человека;
4. Исходит из живого созерцания, но не сводится к нему;
5. Отражение связей и отношений в словесной форме.
Человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти.
В процессе мышления индивид пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.
Мы всегда отражаем связи в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для определенного конкретно наблюдаемого.
Мышление всегда находится в неразрывном единстве с речью. Благодаря тому, что оно протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения.
В своем содержании мышление опирается на общественную практику. Это не простое "созерцание" внешнего мира, а также его отражение, которое отвечает задачам, возникающим перед человеком в труде и других видах деятельности, направленных на переустройство окружающей действительности.
Содержание мышления:
· Мыслительные операции:
o Анализ – расчленение сложного объекта на части или характеристики;
o Сравнение – установление сходства и различия между предметами;
o Синтез – позволяет в едином процессе переходить от частей к целому;
o Абстрагирование – выделение существенных свойств и связей объекта и отвлечения от других, второстепенных;
o Обобщение – объединение многих предметов и явлений по их общим и определяющим признакам;
o Конкретизация – движение мыслей от общего к частному.
· Формы мышления:
o Понятие – отражает общие и существенные свойства, связи и отношения объектов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными;
o Суждение – выражает или утверждает связи между предметами и явлениями действительности. Выделяют суждения истинные и ложные;
o Умозаключение – на базе нескольких суждений делается определенный вывод;
o Аналогия – на основании частичного сходства между предметами и явлениями дается вывод без достаточного исследования всех условий.
· Способы мышления:
o Индукция – от единичных фактов к общему результату;
o Дедукция – от общего к частному.
Виды мышления:
· По форме:
1.Наглядно-действенное – непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с ними;
2.Наглядно-образное – опирается на представления и образы, что индивид воспринимал раньше;
3.Словесно-логическое – осуществляется при помощи логических операций с понятиями.
· По характеру решаемых задач:
1.Теоретическое – основывается на рассуждениях и умозаключениях;
2.Практическое – базируется на суждениях и умозаключениях, исходящих из решения практических задач (цель, проект, план, схема и т.д.).
· По развернутости:
1.Дискурсивное – опосредовано логикой рассуждений, а не восприятия;
2.Интуитивное – зиждется на чувственных восприятиях и непосредственном отражении воздействий предметов и явлений.
· По новизне и оригинальности:
1.Репродуктивное (воспроизводящее) – на основе образов и представлений почерпнутых из определенных источников;
2.Продуктивное (творческое) – на базе творческого воображения.
Выделяют также мышление:
· Реалистическое – направлено на внешний мир, регулируется логическими законами;
· Аутистическое – связано с реализацией желаний человека.
Мыслительные процессы:
· Непроизвольные – трансформации образов сновидения;
· Произвольные – целенаправленное решение интеллектуальных задач.
Качества мышления:
1. Широта – способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей;
2. Глубина – выражается в умении проникать в сущность сложных проблем. Противоположным этому является поверхностность суждений, когда обращается внимание на мелочи и не видится главного;
3. Самостоятельность – характеризуется возможностью выдвигать новые задачи и находить пути их выполнения, не прибегая к помощи других;
4. Гибкость мысли – обусловливается способностью корректировать действия при изменении обстановки;
5. Быстрота ума – заключается в оперативном понятии новой ситуации, принятии правильного решения;
6. Торопливость – проявляется в том, что вопрос всесторонне не анализируется, выхватывается какая-то одна сторона, высказываются неглубокие суждения;
7. Критичность – умение объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.
Пути развития мышления:
1. Высокая самоорганизация;
2. Освоение основных приемов умственного труда (грамотная постановка задач, максимальное включение образных и символических компонентов, использование преимуществ понятийного мышления, снижение изменений критичности при оценке результата);
3. Увлеченность, интерес к проблеме;
4. Применение специальных методов активизации мышления.
Методы развития мышления:
"Мозговой штурм" – предназначен для предложения различных (самых невероятных) идей и решений при работе в группе.
Правила:
· группа включает специалистов разных профессий и направленности;
· чужую идею нельзя прерывать, критиковать; ее можно лишь похвалить, развить или предложить свою;
· участники должны быть в состоянии релаксации (расслабленности), комфорта;
· все предложения фиксируются;
· высказанные идеи передаются «экспертам», занимающимся данной проблемой (ценных идей бывает примерно 10 процентов).
В одной фирме в США на 300 заседаниях "мозгового штурма" предложили 15 тысяч идей, из которых 1,5 тысячи были реализованы.
"Синектический штурм" – требует обязательного выполнения четырех приемов, основанных на аналогии:
1. прямой – подумайте, как решаются задачи, похожие на предложенную;
2. личной (эмпатии) – попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с этой точки зрения;
3. символической – дайте в двух словах образное определение сути задания;
4. фантастической – представьте, как бы эту задачу решили сказочные волшебники.
"Фокальные объекты" - признаки нескольких случайных предметов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания) и получают необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию и косность. Например, случайным объектом взят "тигр", а фокальным – карандаш, то получается "полосатый карандаш", "клыкастый карандаш" и т.д. Развивая эти сочетания, можно прийти к оригинальным идеям.
"Контрольные вопросы" - предусматривает применение списка наводящих вопросов, например: "А если сделать наоборот?", "А если изменить форму объекта?", "А если уменьшить или увеличить предмет?", "А если взять другой материал?".
"Морфологический анализ". - вначале выделяют главные характеристики объекта – оси, а затем по каждой из них записывают всевозможные варианты – элементы. Рассматривая проблему запуска двигателя автомобиля зимой, можно взять в качестве оси источник энергии для подогрева, способы ее передачи к двигателю. Элементами для оси "источники энергии" могут быть аккумулятор, химический генератор тепла, бензогрелка, горячая вода, пар и т.д. Имея запись по всем осям и, комбинируя сочетания разных элементов, получим большое число всевозможных вариантов. В поле зрения попадут и необычные сочетания, которые ранее и не пришли бы в голову.
Речь
Речь – процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. Язык – средство этого феномена.
Свойства речи:
1. Содержательность – определяется количеством выраженных мыслей, чувств, стремлений, их значимостью и соответствием действительности;
2. Понятность – достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением пауз или выделения слов с помощью логического ударения;
3. Выразительность – связана с эмоциональной насыщенностью; может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной;
4. Воздейственность – заключается во влиянии на мысли, чувства, волю других людей, их убеждения и поведение.
Функции речи:
1. Выражения – состоит в том, что человек может более полно передавать свои чувства, переживания, отношения, расширяет аспект общения;
2. Воздействия – заключается в способности индивида побуждать других к действию;
3. Обозначения – связана с возможностью давать предметам и явлениям присущие только им названия;
4. Сообщения – состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов, фраз.
Виды речи:
1. Устная – общение с помощью произнесенных слов вслух и их восприятие;
o Диалогическая – разговор двух и более собеседников;
o Монологическая – изложение мыслей одним человеком;
2. Письменная – речь посредством письменных знаков;
3. Внутренняя – обслуживает процесс мышления конкретного индивида.
В функционировании психики большое значение имеют психические познавательные процессы: ощущения, восприятие, внимание, представление, воображение, память, мышление, речь. Учет их особенностей в профессиональной деятельности окажет продуктивную помощь руководителю в подборе специалистов, их грамотном использовании в производственной сфере, в сплочении коллектива, развитии функциональных умений и навыков работников