Учебная программа получения начальных знаний в области военно-патриотического воспитания подростков, как будущих защитников Отечества
Пояснительная записка
Патриотизм – достояние и состояние личности, который характеризует высший уровень ее развития, как правило, проявляется в осознанной деятельности гражданина и представляет одну из наиболее важных и значительных ценностей общества и государства.
В современной ситуации в России, а среди подростков в частности, необходимо возрождение духовности, воспитание подростков в духе патриотизма, любви к Отечеству.
Объектом воспитания патриотизма являются подростки.
Воспитание подростков в духе патриотизма – это сложный и своеобразный процесс, который может быть понят при наличии общей концепции патриотизма и реальной системности проведения мероприятий патриотической направленности. Подготовка подростков к военной службе на сегодняшний день является важнейшим инструментом воспитательного процесса, становления подростков России.
Как показывает опыт работы с подростками, одной из наиболее эффективных форм их подготовки к защите Отечества является военно-патриотический клуб.
Критерием этого считаем массовую заинтересованность среды подростков в пересмотре своей гражданской позиции, решении пойти служить в силовые структуры Российской Федерации или построить карьеру военного. С этой позиции военно-патриотический клуб является начальной ступенью дальнейшей военной деятельности.
Программа клуба позволяет участникам узнать о реальности не только Вооруженных Сил, но или любой силовой структуры в целом. В основе программы клуба лежат общевойсковые Уставы Вооруженных сил РФ, а быт, деятельность и воспитательный процесс приближены к армейским.
Содержание программы направленно на военно-патриотическое воспитание подростков и предусматривает изучение гражданами истории создания Вооруженных Сил РФ, организационной структуры ВС, их функции и основных задач, боевых традиций и символов воинской Славы, основных понятий о воинской обязанности к военной службе.
Цели и задачи программы
Цель: формировать готовность подростков к выполнению патриотического долга и обязанностей по защите интересов Отечества.
Задачи: создание оптимальных условий для личного развития, укрепления здоровья, самообразования, как профессионального самоопределения, как патриота Отечества, психологической адаптации к службе в ВС РФ.
Образовательные задачи:
Формировать представления о патриотизме защитника;
Учить основам военного дела по программе молодого бойца;
Психологическая адаптация в ВС МО РФ.
Воспитательные задачи:
Формировать социальную позицию подростка как будущего защитника Отечества;
Формировать у молодых граждан знания правовой основы государства.
Развивающие задачи:
Развивать физическую выносливость, солдатскую находчивость;
Развивать способности осуществлять осознанное профессиональное самоопределение по отношению к военной службе, военным профессиям на основе сопоставления представления о самом себе и требований, предъявляемых к достойному своего Отечества гражданину: решительность и смелость, волю и мужество;
Содействие непрерывному росту профессионализма и достижению самореализации личности;
Совершенствовать логическое, тактическое мышление будущего воина;
Развивать способность адекватно оценивать возникающие конфликты и чрезвычайные ситуации и находить пути их решения.
В целях закрепления военных знаний и приобретения необходимых практических навыков программой курса предусмотрено проведение практических занятий в форме учебных сборов на базе воинских частей, туристических баз, пейнбол-плацдарма, участием в конкурсных программах «Орленок», «Солдат» и т.д.
Программа подготовки по основам военной службы рассчитана на 640 учебных часа, из них 48 часов выделяется на проведение учебных сборов. Занятия в ходе учебных сборов планируются по 8 часов в день.
Содержание программы:
Блок «Будущий воин»:
- строевая подготовка;
- огневая подготовка;
- тактическая подготовка;
- военизированные игры на местности;
- военно-спортивное многоборье;
- история вооруженных сил России и СССР;
- дискуссионные клубы с ветеранами ВОВ;
- «Защитники отечества» - итоговая игра.
Блок «Школа выживания»:
- основы выживания;
- основы безопасности жизнедеятельности;
- медицинская подготовка;
- «Школа выживания» - итоговая игра.
Блок «Спортивный»:
- общефизическая подготовка;
- спортивные игры (баскетбол, волейбол, пионербол и т.д.);
- специальная физическая подготовка (полоса препятствий);
- индивидуальная подготовка спортсменов-разрядников (по определённым видам спорта)
- спортивные эстафеты и мероприятия (соревнования) и т.д.
Блок «Основы здорового образа жизни»:
- лекции о вреде курения, алкоголя, наркомании;
- психологические тренинги и тесты - «Скажи наркотикам: Нет!», «Разрешения конфликтов без насилия» и т.д.;
- участие в конкурсах агитбригад «Мы против наркотиков!».
Блок «Досуговое воспитание»:
- тематические вечера;
- конкурсы;
- дискотеки.
Кадровое обеспечение:
Занятия организуются и проводятся руководителем Антиповского филиала подросткового клуба «ОЛИМП», с привлечением преподавателя ОБЖ, преподавателя-организатора клуба «ОЛИМП», учителя физкультуры Антиповской МСОШ, медработника Антиповской больницы.
Участники программы: подростки 14-17 лет.
Материально-техническое обеспечение программы:
- массогабаритный макет Ак-74 (5 шт.);
- винтовка пневматическая (2 шт.)
- противогазы (10 шт.);
- химзащита (ОЗК)-( 3шт.)
- снаряжение для высотной подготовки, альпинистское;
- палатки для проведения полевых выходов (3 шт.);
- компас ( 5 шт.)
- санитарная сумка (1шт.)
- полоса препятствий переносная;
- оборудование для пейнтбола;
- единая форма одежды (военно-полевая, по количеству членов команды.)
- транспорт для выезда на турбазу, в войсковую часть, для игры в пейнтбол.
- финансирование;
Программа реализуется в три этапа: подготовительный, основной, последствия.
Содержание подготовительного этапа | Создание инициативной группы, распределение обязанностей. Разработка программы, постановка целей, задач. Подготовка материально-технической базы для реализации программы. Мероприятия по отбору участников: Определение целевой группы. |
Содержание основного этапа | 1. Педагогические занятия по различным направлениям программы, которые включают в себя: - инструктаж по технике безопасности; - тактическую подготовку участников; - огневую подготовку; - военно-медицинскую подготовку. 2. Практические занятия (в том числе походы, спортивные соревнования, полевые выходы). Веревочный курс (упражнения, направленные на сплочение участников, создание обстановки доверия). Тактическая военно-спортивная игра на местности. Кросс, бег с препятствием. Комплекс силовых упражнений (подтягивание, отжимание, подъем корпуса из положения, лежа и т.д.). Отработка техники выполнения приемов и способов действия подростками при решении поставленных задач с использованием оборудования для пейтбола. Выполнение практических стрельб из пневматического и боевого оружия. Строевые приемы на месте и в движении. Курс «Тропа разведчика» (ориентирование на местности, определение азимута на предмет , вязание узлов, топографические знаки, работа с картами.), «Следопытство», техника выживания в экстремальных условиях, обустройство временного жилища. Установка палатки, разведение костра, приготовление пищи в походных условиях и т.д. Оказание первой медицинской помощи в различных условиях. 3. Организация спортивно-массовых мероприятий. 4. Досуговые мероприятия. 5.Мониторинг реализации программы и оценка результатов. |
Содержание этапа последействия | Деятельность по подведению итогов: зачетная система проверки приобретенных знаний. |
Реестр часов по предметам:
№ п/п | Наименование дисциплины | Количество часов |
Теоретическая подготовка | ||
Тактическая подготовка | ||
Физическая подготовка | ||
Основная подготовка | ||
Строевая подготовка | ||
Боевой листок | ||
Спец. подготовка | ||
Курс «Тропа разведчика» | ||
Итого: |
Ожидаемые результаты деятельности по программе:
Самым важным результатом по достижению цели и задач программы военно-патриотического клуба должно стати повышение уровня психологической и физической готовности подростков к обучению, самообразованию, самореализации в дальнейшей созидательной деятельности и защите Отечества. А также:
Повысить интерес к героическому прошлому Волгоградской области и своей Родины;
Привлечь подростков к участию в работе военно-патриотического клуба;
Приобрести навыки, необходимые в дальнейшем при прохождении службы в армии;
Повысить уровень физической и военной готовности подростков к службе в рядах ВС РС и защите Отечества;
Повысить уровень осознания подростками благополучия Родины как личной ценности, а также многообразие проявлений личности каждого участника в групповом взаимодействии.
Автор программы: Ермаков Ю.В., МУ Камышинского района, подростковый клуб «Олимп» (подразделение с. Антиповки).
Личный адрес автора программы: Волгоградская обл. с. Антиповка, ул. Дружбы, 65-11.
Телефон: 8-927-254-3202
Рекомендующие организации: Комитет по делам молодежи и семьи, Администация Камышинского района.
География участников программы: подростки с. Антиповки.