Вытеснение, Идентификация, Проекция, Реактивное образование, Рационализация, Отрицание, Сублимация, 3амещение, Компенсация
1. Вытеснение - удаление из сознания неприемлемых потребностей, мотивов в бессознательное; основной механизм образования бессознательного.
2. Идентификация - уподобление себя значимому объекту (личности или группе); бессознательное копирование черт и манер другого.
3. Проекция - приписывание другому человеку или объекту собственных качеств, намерений, желаний. Механизм проекции проявляет свое действие в том, что собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде.
4. Реактивное образование - замена желаемого, но вызывающего тревогу чувства и/или поведения диаметрально противоположным, позволяющим избежать негативной ситуации и/или объекта.
5. Рационализация - оправдание неприемлемых мыслей, чувств и действий придуманными, этически приемлемыми мотивами. Самым известным примером рационализации, является басня Эзопа «Лиса и виноград», когда лиса, потерпев неудачу в попытках достать виноград, стала подробно «объяснять», почему она никогда и не хотела его. Мы используем рационализацию, чтобы оправдать наше поведение, когда в действительности наши действиянепохвальны.
6. Отрицание - непринятие происшедшего события как реального. Одна из наиболее распространенных форм такого поведения - неприятие, отрицание критики в свой адрес со стороны других людей, утверждение, что то, что критикуется, на самом деле не существует.
7. Сублимация- перевод сексуальной или агрессивной энергии в культурно приемлемую и общественно полезную деятельность, часто науку, искусство. Вся культура, по мнению Фрейда, есть продукт сублимации.
8. 3амещение - перенос чувств и действий, вызываемых одним лицом (объектом), на другое лицо (объект) ввиду невозможности или небезопасности их проявления в отношении первого.
9. Компенсация - преодоление чувства неполноценности в той или иной области путем дополнительных усилий в этой области, целью которых является достижение успеха.
Как и всякий другой защитный механизм, защитная позиция характеризуется:
· жесткостью,
· чрезмерностью,
· тотальностью.
Гендерные особенности личности
Гендерные особенности (гендер - социальный пол) различия в поведении и ролевых моделях женщин и мужчин.
Ролевые модели возникают в результате взаимодействия биологических, исторических и социальных факторов. Они оказывают очень сильное влияние, так как с самого раннего детства откладывают отпечаток на наше восприятие.
Мужская ролевая модель ориентирована на следующие ценности:
- признание;
- автономию;
- самостоятельность.
Чисто мужской стиль поведения связан с активностью, целеустремленностью, решительностью и рациональной деятельностью.
Женская ролевая модель, напротив, выдвигает на передний план:
- социальную компетентность;
- способность устанавливать, поддерживать и сохранять отношения (Руденко А.М., Ситникова С.Н., 2007).
Женщинам же, напротив, всегда отказывали в интеллекте и разумном начале.
Считалось, что их сфера - эмоции.
В связи с этим сложилась определенная традиция воспитания детей.
Ø Мальчикампрививали настойчивость, рационализм, уверенность в собственных силах.
Ø Девочек учили быть чуткими, заботливыми, нежными и кроткими.
Хотя жизнь во многом поменялась, старые стереотипы, тем не менее, оказывают заметное влияние на взаимоотношения в общении.
Национальные особенности личности
В процессе общения следует учитывать национальные особенности личности.
1. Поскольку американцамсвойственна ориентация на индивидуализмв человеческих взаимоотношениях и стремление к единоличным решениям, то не следует злоупотреблять в деловом общении с ними «полезными советами». Американцы ревностно относятся к соблюдению прав человека, в конфликтных ситуациях чаще всего прибегают к закону, к услугам адвокатов. В неформальных взаимоотношениях американцы общаются друг с другом просто. Они достаточно открыты, несколько фамильярны даже с людьми, старшими по возрасту и положению, вольно обращаются с правилами светского этикета, улыбчивы. Американцам импонирует не слишком официальная атмосфера, открытость, дружелюбие. Граждане США много путешествуют. Американцев часто пугает и выводит из себя некомпетентность партнера, если она имеет место.
2. С немцаминужно всегда стараться создавать атмосферу деловитости и официальности. Немецкой деловой культуре свойственны такие черты, как стремление к порядку, дисциплинированность, пунктуальность, экономность.Весьма неодобрительно воспринимаются внезапные предложения, изменения. Очень высоко ценится профессионализм. Вместе с тем немцы коммуникабельны, любят повеселиться, развлечься. Они любят приводить факты и примеры, неравнодушны к цифрам, схемам, диаграммам. Немцы бывают довольны, если им предоставить развернутое ценовое предложение. Ценятся честность и прямота.
3. Англичанехарактеризуются деловитостью, почитанием собственности, традиций, вежливостью, законопослушанием. В общении они очень сдержанны и щепетильны, что иногда воспринимается как замкнутость. В беседах ценится умение слушать, в деловых отношениях - пунктуальность. Британцы очень строго соблюдают процедуру знакомства. Говорить с англичанином о делах после окончания рабочего дня считается дурным тоном, даже если вы выпиваете или ужинаете со своим деловым партнером.
Французы, родина которых считается законодательницей в деловом протоколе и этикете, очень галантны, изысканны, стремятся придерживаться этикета, при этом в поведении раскованны и открыты для собеседников. Они очень ценят интеллект, умение изъясняться. Чувство удовлетворения у французов вызывает интерес к их культуре и языку (при этом с досадой воспринимается плохое знание французского языка). Французы большое внимание уделяют предварительным договоренностям. Любят досконально изучать все аспекты дела, поэтому деловое общение проходит с ними в значительно более медленном темпе. Французы негативно относятся к компромиссам и в качестве официального языка переговоров предпочитают использовать французский язык.