Основные методы социально-психологического исследования.
Корреляционный метод – это техника, посредством которой систематически измеряются две или более переменные и отношения между ними. Например, применив корреляционный метод, психологи имеют возможность проверить взаимосвязь между детским агрессивным поведением и просмотром телевизионных передач с насилием. Исследователи проверяют наличие подобных взаимосвязей путем подсчета коэффициента корреляции – статистического показателя, оценивающего, насколько вы можете предсказывать одну переменную, зная другую, например, насколько вы можете предсказывать вес человека, зная его рост.
Эксперимент в социальной психологии — это специально организованная (в естественных или искусственных условиях) процедура, направленная на установление причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями, хотя бы одно из которых относится к категории социально-психологических (процессов, состояний или свойств).
Наблюдение в социальной психологии
В зависимости от роли наблюдателя в ситуации исследования различают включенное (участвующее) и невключенное (простое) наблюдение.
Включенное наблюдение предполагает непосредственное взаимодействие исследователя с изучаемой группой. Наблюдатель выступает полноправным членом группы. Классическими примерами таких исследований являются изучение Н. Андерсоном жизни бродяг, У. Уайтом — эмигрантов, В. Б. Ольшанским — ценностных ориентаций молодых рабочих и др.
Невключенное наблюдение регистрирует социально-психологические явления со стороны, без взаимодействия с изучаемым человеком или группой. При этом наблюдение может проводиться открыто или незаметно для исследуемого объекта.
Социометрия и её возможности
Метод социометрии разработан Дж. Морено для исследования эмоционально-психологических отношений в малой группе. Социометрическая процедура предполагает опрос каждого члена малой группы с целью установления возможности его участия (или неучастия) в определенном виде совместной деятельности или ситуации.
Опросные методы и особенности их применения в социально - психологических исследованиях
Беседа - это метод получения информации на основе словесного общения экспериментатора с испытуемым в форме свободного диалога на определенную тему. Беседа требует особого мастерства: гибкости и чуткости, умения слушать и одновременно вести разговор по заданному руслу, разбираться в эмоциональных состояниях собеседника, реагируя на их изменения.
Исследование методом беседы предусматривает наличие общего плана, как правило, не включающего конкретных вопросов (в отличие от анкет и опросников), с выделением основных тем и положений, которые должны быть затронуты для получения желаемого результата.
Тестирование - метод психологической деятельности, использующий стандартизированные задачи и вопросы - тесты, имеющие определенную шкалу значений. Применяются для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Позволяют с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т.п. Тестирование предполагает, что обследуемый выполняет определенную деятельность: это может быть решение задачи, рисование, рассказ по картинке и пр. - в зависимости от используемой методики. Визуальная психодиагностика — отрасль психологии кадровой работы, имеющая своей задачей изучение внешних характеристик поведения и облика человека (таких, как; пол, возраст, особенности телосложения, мимики, жестикуляции и др. признаков) в целях проникновения во внутреннее психологическое содержание личности и оптимизации использования индивидуальных возможностей каждого работника. К основным методам визуальной психодиагностики относятся наблюдение, беседа, биографический метод, морфологический и графологический анализ, «телесные» тесты и др.
Трансактный анализ — направление психотерапии, paзpабoтaннoe в 50-е годы американским психологом и психиатром Э. Берном, включающее: 1) структурный анализ (теория эго-состояний): 2) собственно трансактный анализ деятельности и общения, основанный на понятии «трансакция» как взаимодействие эго-состояний; двух вступающих в общение индивидов; 3) анализ психологических «игр»; 4) скриптоанализ (анализ жизненного сценария — «скрипта»). Под эго-состоянием понимается актуальный способ существования Я-субъекта.
7. Самость и Я-концепция личности: структура и описание Я-концепции, Социальная динамика Я-концепции, устойчивость Я-концепции.
У каждой личности существует принцип организации восприятия и мышления, черт характера, способностей, воли, эмоций, установок, ценностей и т. д. в единое целое. Этот центр образует ядро человеческой личности и в различных психологических теориях называется ``самость'', ``Я-концепция'', ``самосознание'' и т. д. В зарубежной психологии наибольшее распространение получил термин ``Я-концепция''.
``Я-концепция'' - это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он относится к самому себе и строит свое взаимодействие с другими людьми.
``Я-концепция'' включает в себя три компонента:
1) когнитивный компонент - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости, своего характера и т. д.;
2) эмоционально-оценочный компонент - переживание человеком своих представлений о себе, самооценка, самоуважение или самоуничтожение, себялюбие или любовь к другим и т.д.
3) поведенческий компонент - действия, которые предпринимает человек, исходя из системы представлений о себе, социальные установки в отношении себя и окружающих.
Понятие реальная ``Я-концепция'' совсем не предполагает, что эта концепция реалистична, главное - это представление личности о себе, о том, ``какой я есть''.
``Я -- идеальное'' - это представление личности о своих желаниях: ``каким бы я хотел бы быть''. В ``Я-идеальном'' отражаются признаки, которые человек хотел бы иметь, которые ценит и к которым стремится.
Эмоционально-оценочный компонент является ядром ``Я-концепции'', к нему относят самооценку, уровень притязаний, самоотношение.
Степень адекватности ``Я-концепции'' связана с адекватностью самооценки личности.
Самооценка личности -- это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
От самооценки личности зависят ее отношения с окружающими людьми, ее креативность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности личности, ее дальнейшее развитие.
Исходной точкой отчета самооценки является социальное взаимодействие: отношения с другими людьми в процессе деятельности и общения. Познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют отработать собственную оценку. В дальнейшем уже сложившаяся оценка ``Я'' постоянно сопоставляется личностью с тем, что она видит в других людях. При укреплении самооценки личность, как правило, ориентируются на некоторую референтную группу.
Референтная группа - это реальная или воображаемая социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируются в своем поведении и самооценке.
Сложившаяся у индивида самооценка может быть как адекватной (человек правильно оценивает себя), так и неадекватной (завышенной или заниженной), что влияет на уровень притязаний личности.
Уровень притязанийличности - степень трудности целей, к которым человек стремится и достижение которых ему представляется привлекательным и возможным.
На уровень притязаний личности оказывают влияние как динамика успеха и неуспеха в конкретной деятельности, так и динамика удач и неудач на всем жизненном пути. Уровень притязаний может быть адекватным: человек выбирает цели, которые соответствуют его способностям, умениям и возможностям, либо неадекватным - завышенным или заниженным. Завышенный уровень притязаний, когда человек ставят перед собой слишком сложные, нереализуемые цели, является результатом завышенной самооценки личности. Заниженный уровень притязаний, когда человек ставит перед собой легковыполнимые цели, - результат заниженной самооценки личности.
Определяющим компонентом ``Я--концепции'' является самоуважение.
Самоуважение - обобщенное отношение личности к самой себе, характеризующееся отношением действительных её достижений к уровню её притязаний.
Высокий уровень самоуважения создает у личности чувство комфорта, стимулирует развитие её уровня притязаний. Низкий уровень самоуважения, напротив, приводит к острой неудовлетворенности собой, провоцирует неврозы и депрессию, но неудовлетворенность собой и высокая самокритичность не всегда свидетельствуют о пониженном самоуважении.
8. Самость и Я-концепция личности: механизмы социально-психологической защиты. Мотивы, побуждающие человека действовать в интересах Я-концепции.
Одной из центральных проблем рассмотрения специфики функционирования Я-концепции личности является проблема ее устойчивости. Констатация того, что человек находится в постоянном потоке информации, меняющей как его представления о мире, так и о самом себе, сталкивается с фактами избирательного отношения к этой информации во имя сохранения некоторой устойчивости этих представлений. Отсутствие стабильности начисто нивелирует и его способность прогнозировать дальнейшее развитие событий, да и сам этот прогноз будет невозможен при условии отсутствия стабильной информации, на которой он должен основываться. Как же человеку удается сохранить относительную стабильность в ориентирах? Чем он жертвует и во имя чего? Какие механизмы использует и как? Ответы на эти и многие другие вопросы будут предложены в настоящем разделе.
Жизненная прозаика представляет огромное количество фактов, иллюстрирующих то, что человек часто не замечает очевидного для других, что он делает многочисленные, казалось бы не имеющие какого-либо рационального объяснения ошибок. В чем их причина. Что кроется за ними? Одним из наиболее общих ответов достаточно очевиден - во имя сохранения устойчивого отношения к самому себе. Посредством каких механизмов? Посредством использования уже представленной выше возможности субъективной интерпретации происходящего, приводящей к возможности избирательного отношения к поступающей информации и ее устраивающей трактовке. Этот процесс избирательного, субъективного интерпретирования, получивший название социально-психологической самозащиты, и рассматривается современными авторами как один из наиболее мощных ресурсов поддержания устойчивости самости в целом и Я-концепции, в частности.
В широком спектре подходов к психологической самозащите особый интерес вызывает психодинамический подход, предлагающий в качестве возможного решения ряд механизмов психологической самозащиты личности, как способов поддержания системы представлений человека в относительно устойчивом и стабильном состоянии. Привлечение психодинамической традиции к анализу категории самости является тем более продуктивным, что именно в ее рамках появляется возможность нахождения достаточно оригинальных и полезных решений по ряду вопросов, вызывающих сложности в рассмотрении с позиций когнитивной и других социально-психологических традиций.
Представления о психологической защите первоначально формировались в рамках психоанализа и обычно ассоциируются с именем Зигмунда Фрейда, хотя он не был оригинальным автором этого понятия. Впервые Фрейд обратился к понятию психологической защиты в работе «Нейропсихология защиты» в 1894 г. В 1926 г. он писал: "Мы вводим его для общего обозначения всех техник, которые «я» использует в конфликте и которые могут привести к неврозу". Это понятие потребовалось ему для модельного описания динамики психических процессов в ходе психотерапевтической работы. Сам Фрейд не считал свою теорию защитных механизмов ни завершенной, ни даже проработанной. Упоминания о тех или иных защитных механизмах разбросаны по различным его работам. В соответствии с разработанной Фрейдом моделью структуры личности психологическая защита рассматривается как бессознательные, приобретенные в процессе личности способы «Я» достижения компромисса между противодействующими силами «Оно» и «Сверх – Я», а также внешней действительностью. Механизмы психологической защиты направлены на уменьшение тревоги, вызванной интрапсихическим конфликтом, и представляют собой специфические бессознательные процессы, с помощью которых «Я» пытается сохранить интегративность и адаптивность личности.
В дальнейшем последователи психоанализа чрезвычайно расширили перечень защитных механизмов; параллельно этому делаются попытки их расклассифицировать. Так Г. Нанберг делит все механизмы на две группы: примитивные (проекция, идентификация, обращение в противоположность, замещение) и более сложные, формирующиеся вслед за генезисом «Я» (вытеснение, регрессия, реактивное образование, изоляция, уничтожение). Э. Гловер предлагает рассматривать механизмы защиты как бессознательные механизмы, которые могут быть использованы не только для защитных целей, но и для более позитивных целей; он также выделяет примитивные и более сложные механизмы. Ряд других исследователей называют также амбивалентность, дереализацию, деперсонализацию, торможение и т.д. В работе шведского психоаналитика Х. Себэка, посвященной анализу современных представлений о защитном процессе, приводится список из 27 защитных механизмов. Среди этих защит имеется несколько таких, существование которых признается практически всеми авторами (вытеснение, регрессия, реактивное образование, изоляция, проекция, интроекция, отрицание, интеллектуализация, рационализация, сублимация), а есть и такие, которые упоминают лишь немногие.
Общей чертой в традиционном психоаналитическом представлении о психологической защите является их интраличностная локализация:
§ вытеснение: психотравмирующий конфликт выносится за пределы «поля сознания», в область неосознаваемого;
§ реактивное образование: процесс, который при возникновении какого-либо желания преобразуется в прямо противоположное желание (например, преувеличенная «псевдолюбовь», за которой скрывается ненависть, и т.п.);
§ проекция: перенос своих личностных черт на других людей;
§ интроекция: восприятие черт «значимых других» как частей своего «Я»;
§ идентификация: отождествление себя с каким-либо объектом внешнего мира;
§ изоляция аффекта: мысль и действие отрываются от аффекта;
§ отрицание: человек ведет себя так, как будто не помнит о совершении какого-либо поступка, но без амнезии, сопровождающей истинное вытеснение;
§ интеллектуализация: при воспоминании о психотравмирующей ситуации возникает повышенная речевая активность, на разговор ведется «вокруг да около», не касаясь основной проблемы, которая как бы «отвергается»;
§ рационализация: приведение логических рассуждений для маскировки желание («виноград, который недоступен, - зелен»), сознательное обесценивание утраченного;
§ сублимация: смена предмета катексиса (от сексуального объекта к другому, социально одобряемому объекту);
§ регрессия: возвращение в условиях стресса к онтогенетически более ранним или менее зримым типам поведения;
§ смещение: разрядка эмоции (обычно эмоции гнева) на объекты животных или людей, воспринимаемых индивидом как менее опасные, чем те, которые действительно вызывают гнев.
9. Самость и Я-концепция личности: локус контроля. Социально-психологическая
Компетентность личности.
Локус контроля — склонность приписывать свои успехи или неудачи внутренним либо внешним факторам.
Введено социальным психологом Джулианом Роттером в 1954 году.
Склонность приписывать результаты деятельности внешним факторам - внешний локус контроля. Человек с такой склонностью - Экстернальный тип.
Склонность приписывать результаты деятельности внутренним факторам - внутренний локусконтроля, человек с такой привычкой - Интернальный тип.
Внутренними факторами здесь являются: свои усилия, собственные положительные и отрицательные качества, наличие или отсутствие необходимый знаний, умений и навыков, и т. п. .
«Локус контроля» называют также "локализацией контроля волевого усилия"
Например, если ученик получил неудовлетворительную оценку, то обладая внешней локализацией контроля он возложит вину на внешние факторы (например «к родителям пришли гости и отвлекали меня от выполнения домашнего задания», «задание было плохо написано на доске» и т. п.), а обладая внутренней — на внутренние (например «я не успел должным образом подготовиться к предмету», «я так и не смог найти решение задачи» и т. п.)
10. Социальное познание личности: организация социального познания. Современные психологические модели рассмотрения личности как субъекта социально-познавательной активности.
Когнитивный процесс рассматривается через призму основополагающих единиц познавательной активности: категоризация, прототипы, схемы, скрипты, эвристики, стереотипы, социальной репрезентации.
Категоризация.С ее помощью происходит упорядочивание и систематизация окружающего мира. Категория – группа из 2-ух и более подобных объектов. Категории организованы иерархически (мебель – стол – компьютерный стол).
Прототипизация.Наличие сходных элементов различных категорий. Прототипом может служить лучший пример данной категории. Напр. воробей – прототип птиц. Позволяет выделять категории на основании сходства объектов.
Схематизация. Схема – когнитивная структура, в которой представлены обобщенные знания о понятиях или объектах, характеристики этих объектов; а также конкретные примеры объектов.
Эвристизация. Эвристика – неформальное руководство, которое рассматривается людьми как полезное при принятии решений и формировании прогнозов в отношении новых объектов или будущего развития событий. Эти прогнозы носят вероятностный характер. Эвристика – способ оценивать явления на основе готовых суждений, которые имеются в нашей памяти и легче всего приходят на ум при формировании оценки. В качестве эвристик могут выступать как общепринятые мнения и правила, стереотипы, так и собственные аттитюды. Примером Э. могут служить такие суждения, как «информация, с которой соглашается большинство, скорее всего правильна».
Стереотипизация. Стереотип – определенный набор относительно устойчивых, обобщенных представлений о группе людей или об отдельном человеке. Стереотипы как правило имеют негативный набор характеристик (национальные, расовые различия).
Социальное репрезентирование.Соц. репрезентации представляют ряд понятий, утверждений и объяснений, порождаемых в повседневной жизни. Являются эквивалентом представлений и мифов традиционных обществ. Благодаря им все странное и неизвестное становится знакомым и понятным.
В когнитивном подходе биология человека рассматривается как «железо», а познавательная активность как программное обеспечение. Проблема сводится к тому, как сохраняется, перерабатывается и воспроизводится информация. Отсюда – доминирование рациональных теоретических моделей.
1. Модель рациональной, последовательной личности. Человек стремится к конструированию последовательной, связанной и непротиворечивой системы представлений об окружающем мире и о себе. Любое нарушение такого баланса приводит к росту напряженности. К данной модели относятся теории баланса Хайдера, соответствия Ньюкомба и Танненбаума, когнитивного диссонанса Фестингера.
2.Модель человека как наивного ученого (Ф. Хайдер, С. Аш). Люди способны создавать связанные представления о ком-либо, начиная с самых разнообразных единиц информации. В результате формируются последовательные системы людских представлений о себе и о других. Эти системы основываются на рациональных суждениях и на верификации собственных мини-теорий. Компоненты теории С. Аша: А. Возможность формирования целостного образа на основе фрагментов информации о человеке. Б.Существует центральная черта вокруг которой организуется вся информация о человеке. В. Эффект первичности.
3.Модель человека как обрабатывающего данные лаборанта (Андерсон). Сопоставляя различную информацию и оценивая её с точки зрения уровня значимости по отношению к решаемой задаче чел-к выдвигает гипотезы, тщательно проверяет их и приходит к определённому выводу.
4.Модель человека как когнитивного скупца (скряги) (Л. Росс и Л. Нисбетт). Провозглашается принцип экономии сил: в познании человек действует путем быстрого и экономичного анализа и сравнений, используя «домашние заготовки».
5.Мотивированный тактик или социальный агент (Фиске и Тейлор). Думающий человек, имеет в своем распоряжении различные стратегии и возможности выбора в соответствии со своими потребностями, мотивами и целями.
Представленные модели отражают эволюцию исследовательских метафор, сформировавшихся в когнитивной традиции.