Ключи для обработки результатов тестирования 8 страница

Синдром ипохондрический- симптомокомплекс психиче­ского расстройства, которое может выражаться чрезмерным страхом за свое здоровье, сосредоточение внимания на пред­ставлениях, относящихся к собственному здоровью, и наклон­ностью усматривать у себя болезни, которых нет.

Синдром Кандинского- сочетание псевдогаллюцинаций с симптомами сделанности, «овладения» и отчуждения собствен­ной психической продукции.

Скачка идей- максимальное увеличение количества асо-циаций в единицу времени, постоянная смена мыслей, невоз­можность сосредоточения.

Соматические больные- больные, страдающие телесными заболеваниями: сердечными, легочными, желудочно-кишечными и др.

Соматоагнозия- расстройство узнавания частей собст­венного тела.

Соскальзывание- расстройство мышления (более «лег­кая» степень разорванности мышления).

Социабельность- открытость, доступность, общитель­ность.

Стереотипия— частое, ритмичное повторение одних и тех же движений.

Страх- чувство внутренней напряженности, связанное с ожиданием конкретных угрожающих событий, действий (страх проецируется во вне - страх острых предметов, животных и т. д.).

Стресс- неспецифический ответ, функциональное состоя­ние напряжения, реактивности организма, возникающее у чело­века и животных в ответ на воздействие стрессоров.

Субмиссивная мотивация— обусловленная характероло­гическими или личностными особенностями человека неспо­собность противостоять давлению. Например, неспособность отказаться от предлагаемого окружающими приема алкоголя или наркотических веществ.

Сумеречное состояние сознания- расстройства личности (психопатии) и явные, т. е. выраженные акцентуации характера.

Сутяжничество- постоянная, болезненная, не достигаю­щая степени бредового поведения борьба против мелких, чаще мнимых обид.

Тоска- тяжелое чувство напряжения, граничащее с болью, которое больные локализуют в области сердца (в отличие от тревоги сопровождается двигательной заторможенностью).

Трансвестизм- стремление принимать внешний облик лиц противоположного пола с целью удовлетворения полового вле­чения.

Транссексуализм- стремление к изменению пола на про­тивоположный.

Тревога- чувство внутренней напряженности, связанное с ожиданием угрожающих событий (тревога чаще не проецирует­ся во вне - тревога за свое здоровье, за работу, за правильное выполнение действий и т. д.).

Умственная отсталость- состояние задержанного или не­полного развития психики, которое характеризуется нарушениям способностей, обеспечивающих общий уровень интеллектуаль­ности (когнитивных, речевых, моторных и социальных).

Ускоренное мышление- увеличение количества ассоциа­ций в единицу времени. Крайним проявлением данного рас­стройства является скачка идей.

Чувство потери чувств- мучительное ощущение бесчув­ствия, переживание безвозвратной утраты возможности чувст­вовать, переживать.

Феномен- любое индивидуальное целостное психическое переживание.

Фрустрация(от лат. frustration — обман, расстройство, раз­рушение планов) - состояние краха и подавленности, связанное с переживанием неудачи при столкновении с препятствием (ре­ально существующим или воспринимаемым как таковое) на пу­ти к близкой перспективе.

Фрустрационная толерантность- устойчивость по отно­шению к фрустрирующим воздействиям.

Частная психосоматика- учение о психологических осо­бенностях больных с различными соматическими (не психиче­скими) заболеваниями.

Шизоидное расстройство личности- прежде всего это своеобразие переживаний и отношений: мало что доставляет удовольствие или вообще ничего (ангедония); эмоциональная холодность, отчужденная или уплощенная аффективность; не­способность проявлять теплые, нежные чувства по отношению к

другим людям, отсутствие близких друзей, доверительных свя­зей и др.

Шизотииическое личностное расстройство— расстрой­ство личности, занимающее место между психопатиями шизо­идного типа и шизофренией.

Шизофрения- одно из наиболее распространенных психи­ческих расстройств. Больные отличаются эмоциональной тупо­стью, утратой дифференцированности эмоциональных реакций, их неадекватностью.

Шперрунг- «закупорка мыслей», «обрыв мыслей», вне­запная остановка, перерыв ассоциативного процесса.

Эйдетизм- след только что закончившегося возбуждения в каком-либо анализаторе в виде четкого и яркого образа.

Эйфория- повышенное, беззаботное, неадекватно веселое настроение, состояние благодушия и беспечности, не соответст­вующее объективным обстоятельствам.

Экзистенциальность(от слова exsistentia — существование) склонность к уходу во внутренний, духовный мир.

Эксгибиционизм- гиперкомпенсаторное преодоление чув­ства стыда в связи с обнажением с целью снятия эмоционально­го и сексуального напряжения. Проявляется как периодическая или постоянная наклонность к демонстрации собственных поло­вых органов незнакомым людям.

Эпилептоидные личностные изменения— наиболее часты интеллектуальные нарушения, проявления психоорганического синдрома, астеническая симптоматика, личностные и невроти­ческие реакции, психотические расстройства.

Эфебофилия- половое влечение к подросткам.

Эхолалия (эхопраксия)- повторение больным отдельных слов или действий, которые произносятся или производятся в его присутствии кем-либо другим.

Яктация- навязчивое, непроизвольное раскачивание голо­вой или всем туловищем.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

1. Информация для студентов, выбирающих специализацию «Клиническая психология»

Студенты, желающие углубить свои знания в области кли­нической психологии, могут это сделать, выбрав соответствую­щую специализацию. Подготовка студентов по специализации «Клиническая психология» обычно начинается с 3-го курса. В Тамбовском государственном университете им. Г. Р. Державина в ней задействованы ведущие преподаватели кафедры общей психологии, которые и читают специальные дисциплины.

Междисциплинарный характер специализации «Клиниче­ская психология» находится на стыке гуманитарных и естест­веннонаучных дисциплин (клинической медицины, анатомии, физиологии, психофармакологии, генетики и т. д.). Это позволя­ет студентам приобретать солидную теоретическую базу для дальнейшего профессионального роста.

Фундаментальный характер образования мы сочетаем с со­лидной практической подготовкой студентов. Дипломные рабо­ты наших выпускников представляют собой, как правило, пол­ноценные исследования с серьезной проработкой теоретических основ и решением значимых задач практического характера.

Наиболее способные студенты после окончания вуза имеют возможность продолжить обучение по специальности 19.00.04 -«Медицинская психология» в нашей аспирантуре. Диссертации выполняются обычно в русле научного направления кафедры общей психологии — «Неблагоприятные психические состояния и проблемы психологического здоровья граждан».

2. Перечень дисциплин специализации «Клиническая психология»

V семестр

1. Психиатрия и неврозология.

2. Психосоматика.

3. Нейропсихология.

VIсеместр

4. Психология экстремальных и кризисных состояний.

5. Психология детей с ЗПР.

6. Психология аномального онтогенеза.

VII семестр

1. Патопсихология.

2. Специальная психология и коррекционная педагогика.

3. Психологическое консультирование.

4. Психология девиантного поведения.

VIII семестр

1. Современные психотехники.

2. Психопрофилактика и психогигиена.

3. Психотерапевтические аспекты общения с элементами
NLP.

IX семестр

1. Основы профориентации и трудовой реабилитации.

2. Теория и практика судебно-психологической экспертизы.

3. Личностные расстройства.

4. Специальные разделы клинической психологии.

5. Введение в клинический психоанализ.

X семестр

Выпускная квалификационная (дипломная) работа. Примерные направления, в рамках которых осуществляют научные исследования студенты-дипломники:

1. Индивидуально-психологические особенности лиц,
принимавших участие в ликвидации чрезвычайных си­
туаций.

2. Психологические причины дезадаптации солдат к усло­
виям срочной службы.

3. Психологический отбор водителей для работы в экс­
тремальных условиях.

4. Посттравматические стрессовые расстройства у лиц-
участников военных действий.

5. Клинические проявления последствий насильственных
действий сексуального характера.

6. Особенности состояния женщин в разные периоды бе­
ременности.

7. Психологическая поддержка и реабилитация жертв
террора.

8. Особенности психологического здоровья и профессио­
нальных деформаций у представителей разных профес­
сий.

9. Диагностика и коррекция неблагоприятных психиче­
ских состояний у учащихся.

10. Индивидуально-психологические предпосылки рециди­
вов при наркомании.

3. Содержание дисциплин специализации 3.1. Психофармакология и психофармакотерапияОбъем курса:34 часа-лекционные занятия

На лекцияхрассматриваются теоретические и практиче­ские вопросы, касающиеся характеристик основных групп пси­хотропных препаратов и их применения для лечения психиче­ских расстройств.

В частности рассматриваются:

- основы общей фармакологии: фармококинетика и фар-
мокодинамика лекарственных веществ;

общие механизмы действия психотропных средств и их классификация;

- свойства и области применения нейролептических пре­
паратов;

- механизм действия, классификация антидеприссантов и
характеристика основных представителей данной группы;

- транквилизаторы, их психотропная активность и
терапевтическая эффективность;

использование в лечебных целях психостимуляторов и ноотропов;

- препараты лития и противоэпилептические лекарствен­
ные средства;

- основные побочные эффекты и осложнения психофар-
мотерапии;

- психофармакотерапия психотических расстройств и по­
граничных психопатологических состояний.

3.2. Психотехники в современной клинической психологии

Объем курса:18часов - лекционные занятия 16 часов - семинарские занятия 34 часа - лабораторные занятия

Лекционный материалпосвящен рассмотрению теорети­ческих основ современного консультирования и психотерапии. В качестве базисных разделов курса выступают:

- задачи психологического консультирования и психоте­
рапии;

- функции и этика клинического психолога;

- особенности психологического консультирования и те­
рапии в клинике;

- построение психотерапевтического сеанса (анамнез,
структурирование процессов психологической помощи,
подбор психотехник в зависимости от проблем клиента
и др.);

основные направления консультативной и психотерапев­тической помощи.

На семинарских занятияхпроходит обсуждение особен­ностей построения сессии по разным направлениям психотера­пии в зависимости от предъявляемой клиентом проблемы.

Лабораторные занятияорганизуются по принципу семина­ров-тренингов на базе института психологии и педагогики ТГУ, а также ряда психологических центров г. Тамбова. В программу за­нятий входят базовые техники, позволяющие выпускникам инсти­тута (специализация «Клиническая психология») самостоятельно оказывать психологическую помощь при различных психологиче­ских и психосоматических нарушениях у клиента (фобии, тревож­ность, невротические расстройства, внутриличностные конфликты, психосоциальная дезадаптация, конфликтные ситуации, посттрав­матические расстройства и многое другое).

Слушатели специализации «Клиническая психология» при­мут участие и получат начальные навыки применения следую­щих психотехник:

1. Нейролингвистическое программирование.

2. Технология наведения и утилизация трансовых и гип­
нотических состояний.

3. Телесно-ориентированная терапия.

4. Транзактный анализ.

5. Аргтерапия (сказкотерапия, рисуночная терапия, танце-
терапия).

6. Гештальттерапия.

7. Позитивная психология.

8. Трансперсональная терапия.

9. Аутогенная тренировка.

Основы психосоматики

Объем курса:18часов - лекционные занятия курсовая работа

На лекционных занятияхрассматриваются психологиче­ские факторы (страх, депрессия, вина, стресс, стыд), влияющие на возникновение ряда соматических заболеваний, таких, как бронхиальная астма, гипертоническая болезнь, стенокардия, яз­венная болезнь, нейродермит и других; а также особенности психического реагирования больных на заболевание; экспери-

ментально-психологические методы обследования и коррекции, применяемые клиническим психологом.

Примерные темы курсовых работ:

1. Психологические проблемы гинекологической клиники.

2. Избыточное питание и ожирение как психосоматиче­
ская проблема.

3. Внутриличностный конфликт как фактор развития пси­
хосоматических нарушений.

4. Психогенные сексуальные расстройства.

5. Психологические проблемы при заболеваниях сердца.

6. Психические нарушения при дефектах зрения.

7. Изменения личности у больных хроническими сомати­
ческими заболеваниями.

8. Психические нарушения, связанные с беременностью и
родами.

9. Психологические особенности больного с язвой желудка.

10. Внутренняя картина болезни при гипертонии.

Часть курсовых работы является, как правило, основой для на­писания в последующем выпускной квалификационной работы.

3.4. Основы нейропсихологии Объем курса:18часов - лекционные занятия

Нейропсихология - это наука о том, как психические функ­ции, такие, как речь, внимание, память и другие, связаны с моз­гом. Нейропсихология отвечает на следующие вопросы: каков характер взаимоотношении мозга и психики, к расстройствам каких функций приводят локальные поражения тех или иных отделов мозга. Нейропсихология предлагает доступные и ин­формативные способы коррекции указанных нарушений.

Нейропсихология вносит существенный вклад в развитие общепсихологической теории, возрастной психологии, психоге­нетики, психофизиологии, психолингвистики.

Знания нейропсихологии позволяют клиническому психо­логу решать проблемы нормального и отклоняющегося развития детей; диагностики, профилактики и коррекции школьного и дошкольного обучения; восстановления высших функций мозга после черепно-мозговых травм и других повреждений мозга.

Современные направления нейропсихологии: нейропсихо­логия познавательных процессов, межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие, детская нейропсихология, проблема афазии и нейрореабилитации, нейропсихология лич­ности и общения, нейропсихология нормы.

3.5. Патопсихология

Объем курса:18 часов - лекционные занятия 16 часов — семинарские занятия 34 часа - лабораторные занятия

На лекционных занятиях рассматриваютсяправила ра­боты клинического психолога с больными людьми, изучаются психологические особенности таких заболеваний, как шизофре­ния, алкоголизм, маниакально-депрессивный психоз, эпилепсия, старческое слабоумие, олигофрения, невротические расстрой­ства и др.

На семинарских занятиях рассматриваютсяпроблемы нарушений сознания, восприятия (агнозии и псевдоагнозии, галлюцинации и псевдогаллюцинации); памяти, мышления (мо-тивационного компонента и критичности); нарушения опосре­дованности и иерархии мотивов, нарушение смыслообразования и подконтрольности поведения.

На лабораторных занятияхстуденты знакомятся с мето­диками исследования личности, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, внимания, памяти, мышления в патопсихологии. Студенты приобретают навыки практической работы с методи­ками, используемыми в условиях клиники.

3.6. Специальная психология и коррекционная педагогика

(основы дефектологии и логопедии)

Объем курса:34 часа - лекционные занятия 16 часов - семинарские занятия 34 часа - лабораторные занятия

В настоящее время наблюдаются неблагоприятные тенден­ции роста числа детей с проблемами в развитии, с задержкой психического развития, с нарушениями речи, зрения, слуха и т. д. Поэтому цель данного курса состоит в том, чтобы дать студентам знания:

о причинах возникновения нарушений в развитии;

- об особенностях психического и физического развития
детей с проблемами развития;

- о медицинских, педагогических и психологических
классификациях нарушений развития;

- о значении и сущности ранней диагностики и коррек-
ционной помощи детям с проблемами в развитии;

о правилах построения коррекционных программ;

- о современных развивающих технологиях, применяе­
мых учителями-дефектологами и клиническими психо­
логами в работе с детьми;

о принципах и методах отбора детей в специальные уч­реждения;

о путях формирования гуманного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. На практических и лабораторных занятиях рассматри­ваются:

современные подходы к диагностическому обследова­нию ребенка;

методики изучения физического, социального, познава­тельного и эмоционального развития детей; способы оценки и интерпретации полученных при об­следовании данных;

правила составления психолого-педагогического заклю­чения на ребенка.

Наши рекомендации