Приоритетные зоны поражения
В прикладном разделе
Данный раздел предназначен для тренинга специальных задач под руководством преподавателя.
Из каких составляющих складывается эффективность поражения в контактном бою?
— Дистанция.
— Внезапность.
— Техника (траектория) удара.
— Скорость нанесения.
— Сила удара (масса).
— Форма одежды.
— Зона поражения.
Если рассмотреть всю динамику поражения, то мы видим, что эффективный удар зависит от комплекса факторов, а результируется именно последствиями в зоне поражения. Верно выбранная точка приложения удара в конечном итоге определяет степень поражения. При определённом совершенстве техники, верно выбранной дистанции и значительной собственной массе боец может пренебрегать акцентированными ударами в жёстко определённые зоны, так как большой вес удара опасен сам по себе, но этот подход слишком прямолинеен и энергозатратен. Нанесение ударов по объективно «слабым» зонам противника может:
· значительно повысить внезапность;
· утяжелить поражение;
· снизить энергозатраты;
· стабилизировать контроль над противником болевым методом;
· реализовать скрытые тактические задачи;
· компенсировать негативные особенности бойца (небольшие — вес, рост, физическая сила);
· добиться физического уничтожения противника без применения штатного оружия.
Что следует понимать под «зонами поражения»? Прежде всего это «точки» на теле человека, под которыми находятся жизненно важные органы или нервные окончания, а по восточной версии — энергетические узлы и каналы. То есть, исходя из важности поражаемого органа для жизнедеятельности, можно предположить степень, силу и продолжительность поражения предполагаемого противника.
Какие тактические цели могут стоять и как они влияют на выбор зоны поражения?
• Шокирующий удар. Применяется в начале тактического действия для отвлечения внимания противника от основной цели вашей атаки, а при идеальном исполнении может вызвать у противника состояние ступора (торможение психической деятельности). Шокирующие последствия после удара должны продолжаться не менее 2 секунд. Так как нанесение тяжёлого повреждения с первого удара не может носить гарантированный характер, то и применять следует именно скоростные, внезапные удары с акцентом на болезненность повреждения, а не на возможные последствия для жизнедеятельности в целом.
Зонами поражения для этого типа удара являются:
1. Пальцы стопы сверху (каблуком).
2. Голень спереди 1/3 снизу (сокуто).
3. Колено снизу (прямолинейно ребром стопы — сокуто, с проносом).
4. Камбаловидная мышца голени (нервный узел в средней части, носком ботинка) сзади, снизу.
5. Копчик (коленом).
6. Вся кисть (разбить кулаком или сломать палец).
7. Надбровные дуги снизу (прямолинейно, снизу вверх, тей со).
8. Нос снизу (тей со) либо сверху (головой).
9. Подбородок снизу или сбоку (тей со, эмпи).
10 Вся шея и всё горло (проникающими ударами).
11. Основание черепа (эмпи или тей со).
12. Солнечное сплетение (коротко, внезапно).
13. Пах (для этого типа тактической задачи — коленом).
14. Уши (открытой ладонью либо отрыванием).
15. Глаза (пальцами — сверху вниз либо изнутри наружу — хлёстом).
При нанесении шокирующего удара важно помнить, что площадь ударной поверхности должна быть минимальной либо очень жёсткой для увеличения ударного давления. Это означает, что в идеале бить следует ребром или основанием ладони, кончиками пальцев, локтем, головой, жёстким рантом обуви либо ударным приспособлением, рассчитанным на проникающие удары.
• Упреждающий удар. Форма действий контратакующего типа. Задача, стоящая перед этим ударом, крайне проста — остановить противника с максимальной долей вероятности. Как правило, прямые удары руками в голову и грудь, без определённого прицеливания, ногами в живот и в бок (печень, селезёнка, почки). Нельзя проводить этот тип удара из нестабильного положения при движении назад. Даже если вы отступаете, в момент проведения удара следует жёстко закрепить опорную ногу для стабилизации положения и акцентирования удара.
• Удар добивания. Самый ответственный по задаче тип удара, потому что должен вызвать значительные повреждения либо смерть противника. Находясь в конце тактической цепочки, этот удар должен (при правильном выполнении предварительных действий) производиться с максимальной силой по контролируемому (максимально обездвиженному) противнику. Причём внезапность и скорость, так необходимые в начале связки, теперь играют меньшую роль, чем правильно выбранная траектория (техника и зона поражения) и сила нанесения удара. Серьёзность задачи подразумевает особое внимание к выбору места нанесения удара. Положение противника, выведенного из баланса, также накладывает свой отпечаток при завершении связки. Перечислим перспективные зоны поражения для добивания противника.
1. Основание черепа (под волосяной покров), удар должен быть максимально тяжёлым, производиться основанием ладони (тей со), ребром ладони (суто) либо локтем (эмпи). Максимальная амплитуда, с проносом через центр цели и акцентом в точке приложения. При правильном выполнении происходит перелом основания черепа, что, как правило, несовместимо с жизнью. Самое малое, что должно произойти, — это глубокий обморок.
2. Гортань, одно из наиболее распространенных мест нанесения завершающего удара. Удар наносится узкими ударными поверхностями: суто, нуките (кончики пальцев), вилка между большим и указательным пальцами. В этом виде поражения крайне важна прямолинейная траектория и акцент в точке приложения. При прямолинейном попадании наступает перелом гортани, сопровождающийся болевым шоком и удушьем.
3. Сонные артерии находятся в непосредственной близости от гортани, максимально приближены к поверхности кожи под челюстью. Способ поражения аналогичен гортани, но можно добавить различные формы удушения, целью которого является перекрыть доступ крови к головному мозгу. Потеря сознания при поражении этой зоны наступает в зависимости от тяжести через 5 — 20 сек., причём при повреждении артерии летальный исход неизбежен.
4. Основание носа (снизу),способ поражения аналогичен «основанию черепа», вызывает большую кровопотерю, а при мощном исполнении — глубокий обморок с возможным кровоизлиянием в мозг. Очень перспективным для поражения этой зоны является удар лобной частью головы, выполняемый с захватом двумя руками за одежду либо тело противника.
5. Висок, темя, ключица, глаза, троичный нерв— зоны поражения, предпочтительные для ударов добивания вооружённой рукой.
6. Пах, удар в промежность следует наносить не стопой, а голенью (маэ-гери-киаги) либо коленом (хидза), причём, как и при ударе головой, захват осуществляется двумя руками с натягиванием противника на удар. Поражение вызывает столь мощные болевые ощущения, что возможны необратимые процессы в организме, при определённых условиях приводящие к смерти. Надо особо отметить, что при травме паха человек не в состоянии двигаться и кричать.
Сердце, солнечное сплетение, печень, почки, селезёнка, мочевой пузырьи многие другие точки поражения крайне интересны при работе с холодным оружием, но добивающие удары (без оружия) по ним не имеют гарантированного результата по объективным причинам — наличие одежды и затруднённый доступ при работе на критической дистанции. Суета и метания при добивании — непозволительная роскошь, поэтому эти зоны поражения доминируют только при работе холодным оружием.
Прикладной раздел подразумевает использование холодного и ударного оружия. Типы и способы его применения будут отражены в отдельной публикации с грифом ДСП. Пока же хотим предложить поэкспериментировать с обычной суповой ложкой, по сути, это универсальное холодное оружие колющего и рубящего типа.
РИТМЫ И ЗВУКИ
В МЕТОДИКЕ
«КОИ НО ТАКИНОБОРИ РЮ»
Осэнсэй Уэсиба потратил последние годы своей жизни на изучение звуков и их влияния на людей. Мало того, он утверждал, что существуют комбинации звуков, способные деморализовать или даже убить противника.
Постараемся рассмотреть эту проблему без налета восточной мистики.
Типичные звуки, применяемые в боевых стилях.
1. Ки-ай.Жёсткое звуковое сопровождение удара (путь энергии).
2. Ос. Напряжённое, мобилизующее сочетание (терпи).
3. Раум.Звуковая форма, вызывающая агрессию.
4. Ом (Аум).Звуковая форма медитативного свойства.
5. Сэй. Звуковая форма, усиливающая акцент в выполнении движения.
6. Музыкальное сопровождение в муай тай.Заунывная музыка, вводящая бойцов в боевой транс.
Что же происходит при исполнении боевого крика?
1. В момент нанесения удара следует резко и жёстко выдохнуть для усиления концентрации и вывода углекислоты из нижних долей лёгких, что снижает утомляемость. Наиболее резкий и полный выдох происходит с криком.
2. В процессе боевого крика (правильно выполненного) кровь приливает к голове и лицу, повышая тем самым внутричерепное давление. Это «опустошает» сознание, переводя бойца в состояние рефлекторного восприятия, придает лицу решительное выражение, которое японцы называют «мэцкей сутэми!» («тотальная решимость идти до конца»).
3. Крик, совмещённый с ударом, несет огромный заряд негативной для соперника информации, и при мощном исполнении эти две составляющие могут подавить волю, а при определённых условиях вызвать состояние перегрузки психики — оцепенение у соперника.
4. Крик за счёт повышения внутричерепного давления вызывает состояние боевого транса, характеризующееся нечувствительностью к боли и всплеску огромной физической силы. На моих глазах боец весом всего 70 кг в процессе атаки, сопровождающейся криком, оторвал у соперника кусок пояса. После соревнований мы пробовали разорвать этот пояс — безрезультатно.
Боевой крик, как правило, является частью ритуала школы, зачастую носит мистический характер. Мне видится, что это должен быть резкий выкрик не более чем из двух звуков, подобранных индивидуально. Важно скорее не звучание, а энергичный способ произношения. В тренинге нужно представить, как ваш боевой крик парализует соперника, чем он громче и резче, тем лучше. Стоит особенно выделить, что крик, продолжающийся и после удара, облегчает судейство, но вызывает состояние ступора у самого кричащего, что недопустимо при боевом применении.
Любое действие бойца имеет ритмическую основу. Самый яркий пример зависимости тактики от ритма — бои муай тай. Заунывное, ритмически не выраженное музыкальное сопровождение заставляет бойцов вести поединок в раскованной, вязкой манере. Всплески тактической деятельности происходят из состояния полного расслабления, что позволяет наносить жёсткие, тяжёлые удары. Считаю заблуждением практику обучения связкам с нарастающим ритмом. В этом случае связки обязательно разделятся на подготовительную и основную части, а, учитывая фактор силового доминирования, каждый удар должен производиться на поражение, без подготовительной суеты и эффектных финтов.
Другое дело, что привыкать к одному ритму — тоже вредно, связка производится в одном темпе, а вот в каком именно — это должен выбрать сам боец, исходя из ситуации и особенностей соперника. Ярким примером в работе с ритмом является Биг Джордж Форман. Боксер, возраст которого перевалил за 50, вынуждает (силовым доминированием) более молодых, физически сильных и скоростных спортсменов вести бой на его дистанции и в его темпе. Кстати, Форман крайне редко травмируется и также редко проигрывает. Правильно выбранный индивидуальный ритм — залог успеха бойца. Потеря индивидуального ритма либо неумение адаптироваться к другому темпу боя — стопроцентный проигрыш.
Боевые крики и ритмы особенно важны на высших ступенях обучения, но формироваться они должны с первых дней.
японская традиция
В манере ведения поединка
Иаи-дзюцу— искусство первого удара, очень показательный пример истинно японской манеры ведения схватки. Этот способ ведения боя в мгновенно-наступательной манере, самурай из положения сидя (релаксация) переходил к взрывной атаке (концентрация). Легенда гласит, что изобрёл Иаи-дзюцу Ходзё Дзинсукэ, основатель школы Син Мусо Хаясидзакэ рю.
Перед ним стояла, казалось бы, непосильная задача — отомстить убийце отца, знаменитому фехтовальщику, не прибегая к убийству из-за угла, и он добился своей цели. В Иаи-дзюцу весь расчёт строится на одном, максимум двух ударах, производимых неожиданно, чётко, с максимальной скоростью без напряжения «Рази прежде, чем поразят тебя».Подобная тактическая направленность очень интересна для изучения прикладными разделами, так как:
• практически не подразумевает активных защитных действий;
• атака носит скорее скоростной, чем силовой характер;
• явно выражены фазы:
1. неявного сближения;
2. (возможно) шокирующего удара;
3. добивания.
Такой взгляд на поединок имеет чисто японские корни, только в Японии так развит рационализм, а чистота движения доводится до эстетического совершенства. Приведу лишь некоторые примеры целесообразности самурайского подхода к боевым искусствам:
• Чистая победа в дзюдо даётся за один эффективный бросок.
• Борцы сумо не имеют весовых категорий. Непосредственно перед схваткой проводят сикири — психологическую борьбу взглядов, сильнейший духом побеждает уже до боя, подавляя волю противника.
• На старых самурайских мечах не так много зарубок, победитель выявлялся за два-три удара, а подставление якиба (закалённая режущая часть меча ~ 5мм) дедовского меча под удар врага было исключительным шагом.
• Только в Японии воин-самурай мог совершить сэппуку (ритуальное самоубийство), если не имел возможности выполнить свой долг. Подобная бескомпромиссность и должна быть основой стратегии специальных подразделений.
Китай, Корея, Вьетнам и Таиланд, безусловно, достигли ощутимых результатов в развитии боевых дисциплин, но нигде не добились такой рациональности, как в Японии. Было бы разумно после адаптации к местным условиям использовать богатый тактический и технический опыт древних воинов Востока. Вот только не стоит забывать, что всё движется, изменяясь, любое наследие должно быть лишь поводом для размышления, а не аксиомой, не требующей доказательств.
способы