Приоритетные зоны поражения

В прикладном разделе

Данный раздел предназначен для тренинга специальных задач под руководством преподавателя.

Из каких составляющих складывается эффективность по­ражения в контактном бою?

— Дистанция.

— Внезапность.

— Техника (траектория) удара.

— Скорость нанесения.

— Сила удара (масса).

— Форма одежды.

— Зона поражения.

Если рассмотреть всю динамику поражения, то мы ви­дим, что эффективный удар зависит от комплекса факторов, а результируется именно последствиями в зоне поражения. Верно выбранная точка приложения удара в конечном итоге определяет степень поражения. При определённом совер­шенстве техники, верно выбранной дистанции и значитель­ной собственной массе боец может пренебрегать акцентиро­ванными ударами в жёстко определённые зоны, так как боль­шой вес удара опасен сам по себе, но этот подход слишком прямолинеен и энергозатратен. Нанесение ударов по объек­тивно «слабым» зонам противника может:

· значительно повысить внезапность;

· утяжелить поражение;

· снизить энергозатраты;

· стабилизировать контроль над противником болевым методом;

· реализовать скрытые тактические задачи;

· компенсировать негативные особенности бойца (неболь­шие — вес, рост, физическая сила);

· добиться физического уничтожения противника без применения штатного оружия.

Что следует понимать под «зонами поражения»? Прежде всего это «точки» на теле человека, под которыми находятся жизненно важные органы или нервные окончания, а по во­сточной версии — энергетические узлы и каналы. То есть, исходя из важности поражаемого органа для жизнедеятель­ности, можно предположить степень, силу и продолжитель­ность поражения предполагаемого противника.

Какие тактические цели могут стоять и как они влияют на выбор зоны поражения?

• Шокирующий удар. Применяется в начале тактического действия для отвлечения внимания противника от основной цели вашей атаки, а при идеальном исполнении может вызвать у противника состояние ступора (торможение психической де­ятельности). Шокирующие последствия после удара должны продолжаться не менее 2 секунд. Так как нанесение тяжёлого повреждения с первого удара не может носить гарантирован­ный характер, то и применять следует именно скоростные, внезапные удары с акцентом на болезненность повреждения, а не на возможные последствия для жизнедея­тельности в целом.

Зонами поражения для этого типа удара являются:

1. Пальцы стопы сверху (каблуком).

2. Голень спереди 1/3 снизу (сокуто).

3. Колено снизу (прямолинейно ребром стопы — сокуто, с проносом).

4. Камбаловидная мышца голени (нервный узел в сред­ней части, носком ботинка) сзади, снизу.

5. Копчик (коленом).

6. Вся кисть (разбить кулаком или сломать палец).

7. Надбровные дуги снизу (прямолинейно, снизу вверх, тей со).

8. Нос снизу (тей со) либо сверху (головой).

9. Подбородок снизу или сбоку (тей со, эмпи).

10 Вся шея и всё горло (проникающими ударами).

11. Основание черепа (эмпи или тей со).

12. Солнечное сплетение (коротко, внезапно).

13. Пах (для этого типа тактической задачи — коленом).

14. Уши (открытой ладонью либо отрыванием).

15. Глаза (пальцами — сверху вниз либо изнутри наружу — хлёстом).

При нанесении шокирующего удара важно помнить, что пло­щадь ударной поверхности должна быть минимальной либо очень жёсткой для увеличения ударного давления. Это означает, что в идеале бить следует ребром или основанием ладони, кончика­ми пальцев, локтем, головой, жёстким рантом обуви либо удар­ным приспособлением, рассчитанным на проникающие удары.

• Упреждающий удар. Форма действий контратакующего типа. Задача, стоящая перед этим ударом, крайне проста — остановить противника с максимальной долей вероятности. Как правило, прямые удары руками в голову и грудь, без определённого прицеливания, ногами в живот и в бок (пе­чень, селезёнка, почки). Нельзя проводить этот тип удара из нестабильного положения при движении назад. Даже если вы отступаете, в момент проведения удара следует жёстко закрепить опорную ногу для стабилизации положения и ак­центирования удара.

• Удар добивания. Самый ответственный по задаче тип уда­ра, потому что должен вызвать значительные повреждения либо смерть противника. Находясь в конце тактической це­почки, этот удар должен (при правильном выполнении пред­варительных действий) производиться с максимальной силой по контролируемому (максимально обездвиженному) против­нику. Причём внезапность и скорость, так необходимые в начале связки, теперь играют меньшую роль, чем правильно выбранная траектория (техника и зона поражения) и сила нанесения удара. Серьёзность задачи подразумевает особое внимание к выбору места нанесения удара. Положение про­тивника, выведенного из баланса, также накладывает свой отпечаток при завершении связки. Перечислим перспектив­ные зоны поражения для добивания противника.

1. Основание черепа (под волосяной покров), удар должен быть максимально тяжёлым, производиться основанием ла­дони (тей со), ребром ладони (суто) либо локтем (эмпи). Максимальная амплитуда, с проносом через центр цели и акцентом в точке приложения. При правильном выполне­нии происходит перелом основания черепа, что, как прави­ло, несовместимо с жизнью. Самое малое, что должно про­изойти, — это глубокий обморок.

2. Гортань, одно из наиболее распространенных мест на­несения завершающего удара. Удар наносится узкими удар­ными поверхностями: суто, нуките (кончики пальцев), вил­ка между большим и указательным пальцами. В этом виде поражения крайне важна прямолинейная траектория и ак­цент в точке приложения. При прямолинейном попадании наступает перелом гортани, сопровождающийся болевым шоком и удушьем.

3. Сонные артерии находятся в непосредственной близос­ти от гортани, максимально приближены к поверхности кожи под челюстью. Способ поражения аналогичен гортани, но можно добавить различные формы удушения, целью кото­рого является перекрыть доступ крови к головному мозгу. Потеря сознания при поражении этой зоны наступает в за­висимости от тяжести через 5 — 20 сек., причём при повреж­дении артерии летальный исход неизбежен.

4. Основание носа (снизу),способ поражения аналогичен «основанию черепа», вызывает большую кровопотерю, а при мощном исполнении — глубокий обморок с возможным кро­воизлиянием в мозг. Очень перспективным для поражения этой зоны является удар лобной частью головы, выполняе­мый с захватом двумя руками за одежду либо тело противни­ка.

5. Висок, темя, ключица, глаза, троичный нерв— зоны по­ражения, предпочтительные для ударов добивания вооружён­ной рукой.

6. Пах, удар в промежность следует наносить не стопой, а голенью (маэ-гери-киаги) либо коленом (хидза), при­чём, как и при ударе головой, захват осуществляется двумя руками с натягиванием противника на удар. Поражение вы­зывает столь мощные болевые ощущения, что возможны необратимые процессы в организме, при определённых ус­ловиях приводящие к смерти. Надо особо отметить, что при травме паха человек не в состоянии двигаться и кричать.

Сердце, солнечное сплетение, печень, почки, селезёнка, мо­чевой пузырьи многие другие точки поражения крайне инте­ресны при работе с холодным оружием, но добивающие уда­ры (без оружия) по ним не имеют гарантированного резуль­тата по объективным причинам — наличие одежды и затруд­нённый доступ при работе на критической дистанции. Суета и метания при добивании — непозволи­тельная роскошь, поэтому эти зоны поражения доминируют только при работе холодным оружием.

Прикладной раздел подразумевает использование холод­ного и ударного оружия. Типы и способы его применения будут отражены в отдельной публикации с грифом ДСП. Пока же хотим предложить поэкспериментировать с обычной су­повой ложкой, по сути, это универсальное холодное оружие колющего и рубящего типа.

Приоритетные зоны поражения - student2.ru
РИТМЫ И ЗВУКИ

В МЕТОДИКЕ

«КОИ НО ТАКИНОБОРИ РЮ»

Осэнсэй Уэсиба потратил последние годы своей жизни на изучение звуков и их влияния на людей. Мало того, он утверждал, что существуют комбинации звуков, способные деморализовать или даже убить противника.

Постараемся рассмотреть эту проблему без налета восточ­ной мистики.

Типичные звуки, применяемые в боевых стилях.

1. Ки-ай.Жёсткое звуковое сопровождение удара (путь энергии).

2. Ос. Напряжённое, мобилизующее сочетание (терпи).

3. Раум.Звуковая форма, вызывающая агрессию.

4. Ом (Аум).Звуковая форма медитативного свойства.

5. Сэй. Звуковая форма, усиливающая акцент в выполне­нии движения.

6. Музыкальное сопровождение в муай тай.Заунывная му­зыка, вводящая бойцов в боевой транс.

Что же происходит при исполнении боевого крика?

1. В момент нанесения удара следует резко и жёстко вы­дохнуть для усиления концентрации и вывода углекислоты из нижних долей лёгких, что снижает утомляемость. Наибо­лее резкий и полный выдох происходит с криком.

2. В процессе боевого крика (правильно выполненного) кровь приливает к голове и лицу, повышая тем самым внутричереп­ное давление. Это «опустошает» сознание, переводя бойца в состояние рефлекторного восприятия, придает лицу решитель­ное выражение, которое японцы называют «мэцкей сутэми!» («тотальная решимость идти до конца»).

3. Крик, совмещённый с ударом, несет огромный заряд негативной для соперника информации, и при мощном ис­полнении эти две составляющие могут подавить волю, а при определённых условиях вызвать состояние перегрузки пси­хики — оцепенение у соперника.

4. Крик за счёт повышения внутричерепного давления вызывает состояние боевого транса, характеризующееся не­чувствительностью к боли и всплеску огромной физической силы. На моих глазах боец весом всего 70 кг в процессе ата­ки, сопровождающейся криком, оторвал у соперника кусок пояса. После соревнований мы пробовали разорвать этот пояс — безрезультатно.

Боевой крик, как правило, является частью ритуала шко­лы, зачастую носит мистический характер. Мне видится, что это должен быть резкий выкрик не более чем из двух звуков, подобранных индивидуально. Важно скорее не звучание, а энергичный способ произношения. В тренинге нужно представить, как ваш боевой крик парализует сопер­ника, чем он громче и резче, тем лучше. Стоит особенно выделить, что крик, продолжающийся и после удара, облег­чает судейство, но вызывает состояние ступора у самого кричащего, что недопустимо при боевом применении.

Любое действие бойца имеет ритмическую основу. Са­мый яркий пример зависимости тактики от ритма — бои муай тай. Заунывное, ритмически не выраженное музыкаль­ное сопровождение заставляет бойцов вести поединок в рас­кованной, вязкой манере. Всплески тактической деятель­ности происходят из состояния полного расслабления, что позволяет наносить жёсткие, тяжёлые удары. Считаю заб­луждением практику обучения связкам с нарастающим рит­мом. В этом случае связки обязательно разделятся на под­готовительную и основную части, а, учитывая фактор сило­вого доминирования, каждый удар должен производиться на поражение, без подготовительной суеты и эффектных финтов.

Другое дело, что привыкать к одному ритму — тоже вред­но, связка производится в одном темпе, а вот в каком именно — это должен выбрать сам боец, исходя из ситуации и осо­бенностей соперника. Ярким примером в работе с ритмом является Биг Джордж Форман. Боксер, возраст которого перевалил за 50, вынуждает (силовым доминированием) более молодых, физически сильных и скоростных спорт­сменов вести бой на его дистанции и в его темпе. Кстати, Форман крайне редко травмируется и также редко проиг­рывает. Правильно выбранный индивидуальный ритм — залог успеха бойца. Потеря индивидуального ритма либо неумение адаптироваться к другому темпу боя — стопро­центный проигрыш.

Боевые крики и ритмы особенно важны на высших ступе­нях обучения, но формироваться они должны с первых дней.

Приоритетные зоны поражения - student2.ru
японская традиция

В манере ведения поединка

Иаи-дзюцу— искусство первого удара, очень показатель­ный пример истинно японской манеры ведения схватки. Этот способ ведения боя в мгновенно-наступательной манере, са­мурай из положения сидя (релаксация) переходил к взрывной атаке (концентрация). Легенда гласит, что изобрёл Иаи-дзю­цу Ходзё Дзинсукэ, основатель школы Син Мусо Хаясидзакэ рю.

Перед ним стояла, казалось бы, непосильная задача — отомстить убийце отца, знаменитому фехтовальщику, не при­бегая к убийству из-за угла, и он добился своей цели. В Иаи-дзюцу весь расчёт строится на одном, максимум двух ударах, производимых неожиданно, чётко, с максимальной скоростью без напряжения «Рази прежде, чем поразят тебя».Подобная тактическая направленность очень интересна для изучения прикладными разделами, так как:

• практически не подразумевает активных защитных дей­ствий;

• атака носит скорее скоростной, чем силовой характер;

• явно выражены фазы:

1. неявного сближения;

2. (возможно) шокирующего удара;

3. добивания.

Такой взгляд на поединок имеет чисто японские корни, только в Японии так развит рационализм, а чистота движе­ния доводится до эстетического совершенства. Приведу лишь некоторые примеры целесообразности самурайского под­хода к боевым искусствам:

• Чистая победа в дзюдо даётся за один эффективный бросок.

• Борцы сумо не имеют весовых категорий. Непосред­ственно перед схваткой проводят сикири — психологичес­кую борьбу взглядов, сильнейший духом побеждает уже до боя, подавляя волю противника.

• На старых самурайских мечах не так много зарубок, победитель выявлялся за два-три удара, а подставление якиба (закалённая режущая часть меча ~ 5мм) дедовского меча под удар врага было исключительным шагом.

• Только в Японии воин-самурай мог совершить сэппуку (ритуальное самоубийство), если не имел возможности вы­полнить свой долг. Подобная бескомпромиссность и должна быть основой стратегии специальных подразделений.

Китай, Корея, Вьетнам и Таиланд, безусловно, достигли ощутимых результатов в развитии боевых дисциплин, но нигде не добились такой рациональности, как в Японии. Было бы разумно после адаптации к местным условиям ис­пользовать богатый тактический и технический опыт древ­них воинов Востока. Вот только не стоит забывать, что всё движется, изменяясь, любое наследие должно быть лишь поводом для размышления, а не аксиомой, не требующей доказательств.

Приоритетные зоны поражения - student2.ru
способы

Наши рекомендации