Отдельная тема — страхи в финалах
Психика человека (сознание и бессознательное в одном флаконе) – очень хитрая штука и может преподносить неожиданные сюрпризы. Предполагаю, что некоторые из спортсменов, стабильно попадающие в финал и практически всегда показывающие в финале результат лучше, чем в квалификации, имеют дело с таким фокусом подсознания – они не хотят в финале выступать последними, т.к. в этот момент накапливается слишком много напряжения и подсознание решает, что нужно немного «накосячить» в квалификации, чтобы этого избежать.
Другие способы снижения напряжения. Каждый спортсмен может искать свои индивидуальные способы снижения напряжения и самомобилизации перед соревнованиями.Я знаю, что некоторым помогает массаж, сделанный накануне соревнований. Прекрасные результаты по подготовке к соревнованиям дают регулярные занятия йогой — можно научиться формировать эмоциональную готовность, обучиться разным типам дыхания - расслабляющему и мобилизирующему. Кроме того, любое увеличение физических возможностей - растяжка, сила, выносливость и т.д. - дает и больше уверенности в своих силах. Главное, чтобы это действие по подготовке к соревнованиям было привычным, а не добавляло стресса.
Немного про используемые некоторыми спортсменами стрессовые стратегии.
По моим наблюдениям некоторые спортсмены-скалолазы используют исключительно стрессовые стратегии при подготовке и участии в соревнованиях. Для того, чтобы показать результат – им обязательно нужен стресс, т.е. они умеют мобилизироваться только при помощи стресса. Способ очень неполезный для жизни и здоровья, изнашивающий организм.
Т.к. этот способ формируется не сразу – можно еще у детей-спортсменов заметить начало таких стратегий: заболел и с повышенной температурой выиграл, при этом получил мощное положительное подкрепление и если этот способ закрепился – организм в дальнейшем подсознательно сам ищет себе стрессы для получения эффективного результата. Некоторые спортсмены именно по этой причине употребляют алкоголь или психоактивные вещества.
Анализ результатов.
Т. к. предлагалось планирование результатов, то необходим и анализ того, что получилось.
Что происходит со спортсменом, когда заканчиваются соревнования?
В упрощенном виде это выглядит так - заканчиваются экстремальные условия, спадает эмоциональное напряжение, но при этом оцениваются результаты собственной деятельности и эта оценка опять вызывает эмоции: радость, гордость и т. п. если результат оценивается как хороший, злость, зависть, грусть, горе и т. п., если результат оценивается как плохой. В процессе переживания эмоций происходит принятие, присваивание результата, спортсмен принимает ответственность за свой результат, и это исходная точка анализа. Если принятия не происходит — анализировать нечего.
Оценка результата. Неопытному спортсмену иногда трудно оценить свой результат. Ему нужен тренер. Внешними критериями того, что нет адекватной оценки результата для тренера может быть следующее: результат хороший— ребенок не радуется, плохой — а он не огорчается. Задача тренера - дать внешнюю адекватную оценку. Главное психологическое правило здесь такое - сначала эмоции, потом разбор полетов. Когда человек переживает эмоции, он не способен анализировать. Пусть первоначальная оценка будет краткой: «молодец» или «мог лучше». Дайте спортсмену время, чтобы пережить и присвоить свой результат. А потом можно анализировать.
Принятие результата.
Когда человек принимает ответственность за свой результат, структура фраз, которые он говорит, начинается с «Я» и глагола и выглядит, например, следующим образом: «Я сделал то-то, потому что... мог сделать по-другому... я могу теперь работать над таким навыком».
Обратите внимание на возможные фразы, свидетельствующие о непринятии своего результата: «Мне не повезло», «Рука соскользнула», «Трасса не моя», «Я не в форме» и т.д. Пример: сильная спортсменка-подросток свой результат на соревнованиях называет «неудачным» и это про то, что она диссоциирована со своим опытом, сделанные ошибки пытается вытеснить, не принимает за них ответственность, соответственно, они не будут проанализированы и могут повториться в дальнейшем.
Почему может произойти непринятие результата? Потому что он не соответствует представлениям о себе (этот результат для меня сильно хороший или сильно плохой) и спортсмен пытается его вытеснить в подсознание.
Анализ результатов.
Не надо весь акцент при анализе смещать на допущенные ошибки. Следует отметить, что неконкретный и жесткий разбор полетов вреден снижением самооценки.
Хуже вопроса: «Что ты такое делал?» придумать сложно. Так как этот вопрос вообще непонятно про что.
Проще отталкиваться от позитивного. Лучше простраивать перспективу на будущее. Например, можно задавать такие вопросы: «Что ты мог сделать, чтобы пролезть эту трассу лучше?», «Чему ты научился на этих соревнованиях?», «Что будешь делать дальше?» Не обязательно долго и нудно задавать все эти вопросы, главное понимать, в каком направлении двигать ребенка.
Полезно просматривать видеозаписи прохождения трасс в группе, но не забудьте спросить ребенка, можно ли его выступление публично анализировать.
Если полученный на соревнованиях результат намного хуже, чем запланированный спортсменом и скорректированный тренером, это похоже на психологические затруднения, нужна индивидуальная работа с психологом.
В дальнейшем планирую разобрать следующие вопросы;
· Что полезнее «пинать себя» или поддерживать?
· Как поддерживать себя при неудачах? Как правильно «пинать»?
· Индивидуальная формула самомобилизации.
· Как увидеть свои затруднения?
· Индивидуальные стратегии конкуренции.
Резюмируя ранее изложенное, я попытаюсь кратко ответить на вопрос «что такое психологическая подготовка спортсмена?»
Это увеличение количества осознанных элементов в своем спортивном опыте.
Наталья Антоненко, г. Красноярск