НЛП: Техники россыпью 5 страница
ill
С. Горин. НЛП: техники россыпью
мы его понимаем, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого.»
Прекрасный диссоциирующий шаг - молимся не об облегчении, а о знании Его воли, которую исполнять все равно придется... Комментарий Ал-Анона здесь просто поэтичен: «По мере того как мы яснее понимаем свои проблемы, каждый день обновляет веру и приносит мужество. Размышляя об этом новом жизненном пути, мы понимаем, что Бог руководит нами каждый прожитый день, и мы все больше осознаем Его присутствие, по мере того как мы ощущаем Его направляющую силу. Каждое утро мы просим того, кого мы понимаем как Бога, руководить нами и дать нам силу и мужество исполнить Его волю, а в конце каждого дня благодарим Его за помощь.»
Прелесть, а не текст! Можно вставлять в любой учебник эриксонианского гипноза. Ну, а вариант для атеистов я оставлю на усмотрение вашей творческой фантазии.
Двенадцатый Шаг: «Достигнув духовного пробуждения, к которому привели эти шаги, мы старались донести смысл наших идей до других людей и применять эти принципы во всех наших делах.»
Ну, понятно, что этот Шаг - своего рода триумф, награда тому, кто дошел, и одновременно забота о поддержании численности сообщества. Мы уже поняли, давайте расскажем другим, глядишь, и им полегчает. (В варианте «АА»: «Бросил сам - помоги товарищу.»)
Из зала: Забота о вербовке новичков.
С. Горин: Применить здесь термин «вербовка» было бы не совсем правильно - дело в том, что и «АА», и Ал-Анон являются полностью некоммерческими организациями, где нет даже устоявшихся членских взносов как таковых. Они живут на добровольные пожертвования, причем часто ограничивают верхний предел этих пожертвований. Не нижний, а именно верхний -ты не можешь пожертвовать на нужды организации больше определенной суммы. Почему? А чтобы не загордился. Там все равны, и в этом прелесть как христианства, так и околохристианских организаций, не называющих себя, впрочем, религиозными.
Итак, 12 Шагов - основа программы Ал-Анона, но есть некоторые добавления к программе. Например, «Молитва об
НЛП: Техники россыпью
умиротворении». Она написана примерно в XVI веке, очень велика и очень поэтична. Члены «АА» и Ал-Анона используют в качестве молитвы одно-единственное четверостишие, весьма распространенное в разных контекстах, и, скорее всего, хорошо известное вам. Есть несколько вариантов перевода этого четверостишия, я вам дам такой:
Боже, дай мне разум и душевный покой, Чтобы принять то, что я не в силах изменить; Дай мне мужество изменить то, что я могу, И дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого.
Эту молитву рекомендуется повторять по несколько раз в день в тех ситуациях, когда вы чувствуете раздражение по поводу алкоголика.
Как у группового сообщества, у Ал-Анона есть еще 12 Традиций, регламентирующих взаимодействие членов группы. Но поскольку я говорил о системе, приспособленной к индивидуальной терапии, 12 Традиций вам не нужны. А там, где есть группа Ал-Анона, женам алкоголиков не нужен психотерапевт, потому что программа 12 Шагов - это мощнейшая система само- и взаимо- психотерапии.
Есть еще несколько моментов, которые облегчают понимание отдельных Шагов и обладают собственной терапевтической ценностью. К таковым можно отнести поговорки Ал-Анона (их обычно печатают на отдельных карточках, чтобы можно было где-то приклеить и периодически на них посматривать).
Вот такая, например, поговорка: «Позвольте событиям идти своим чередом и положитесь на Бога». Что это значит? Ал-Анон дает такой комментарий: «Каждый день надо принимать решения и улаживать проблемы. Когда вы замечаете, что раздражение перерастает в напряженность, а напряженность - в состояние, близкое к панике... это значит, что настало время остановиться и обратиться к Богу. Вы можете вообще ничего не делать, но обнаружите, что если у вас есть готовность, то Он даст вам силу.»
Из зала: Здесь дается установка на ничегонеделание.
С. Горин: Да, это можно и так проинтерпретировать: «Обратитесь к подсознанию и получите ресурс.»
С. Горин. НЛП: техники россыпью
Еще одна поговорка: «В начале-главное». Комментарий: «Многие наши непонимания и разочарования происходят от неспособности решать задачи и проблемы по степени их важности. Конечно, нужна дисциплинированность, чтобы отодвинуть в сторону то, чем хотелось бы заниматься, и приняться в первую очередь за задачи первостепенной важности. Но и награда велика - дела сделаны, мы наслаждаемся чувством завершенности и учимся подходить к проблемам с истинным чувством значимости и целенаправленности.» Этакий маленький сад номинал изаций...
Следующая поговорка: «Живи и дай жить другим». Комментарий: «Мы должны понять, что нам не надо судить или критиковать людей за то, какие они есть и как они поступают. Наши заботы должны лежать исключительно в сфере нашего собственного поведения, самосовершенствования. Каждый из нас имеет право на собственную точку зрения, но мы не имеем права навязывать ее кому-либо.»
Ну, и еще одна поговорка, которая мне очень нравится: «По воле Божьей...» Комментарий: «Хорошо напоминать себе, когда мы возмущены и озлоблены поведением алкоголика, что не по своей воле он выбрал это бремя страданий и отчаяния. По воле Божьей мы и сами могли быть поражены этой болезнью. Будем же благодарны за Божий дар трезвости, которым мы обладаем, и будем готовы помочь алкоголику тоже обрести его.»
.. .Вот такая прелестная система. Да, в индивидуальной психотерапии я использую на сеансе текст, который называется «Только сегодня» и который пришел от «АА». Алкоголикам советуют в «АА» ни в коем случае не давать обещаний бросить пить. Им говорят: «Знаешь, самый последний подзаборный пьяница способен быть трезвым один-единственный день. Вот ты и будь трезвым только один день! Возможно, завтра тебе захочется напиться и ты напьешься, но за один сегодняшний день ты можешь отвечать? Начни с одного дня!» У Ал-Анона тоже популярен этот текст, обращение к одному дню. В индивидуальном сеансе для женщины это можно оформить так (включает музыку):
Только сегодня... я проживу этот один день и не буду пытаться сразу разрешить все проблемы моей жизни...
НЛП: Техники россыпью
Только сегодня... я не буду бояться жизни и смерти, не буду бояться наслаждаться прекрасным и быть счастливой... Люди счастливы настолько, насколько онирешшш быть счастливыми...
Только сегодня... я постараюсь приспособиться ко всему существующему и не буду пытаться подогнать все под свои мерки... Если я не буду иметь то, что я люблю, я буду стараться любить то, что я имею...
Только сегодня я буду уступчивой, жизнерадостной, способной сострадать; буду хвалить людей за то, что они делают, и не стану осуждать за то, что они не могут делать... Если я обнаружу изъян, я прощу его и забуду о нем... Я не буду пытаться улучшать и контролировать кого-нибудь, кроме самой себя...
Только на сегодня... у меня будет план... Возможно, я не буду следовать ему в точности, но он у меня будет... Он избавит меня в какой-то степени от волнений, спешки и нерешительности. ..
Только сегодня... я взгляну на жизнь свежим взглядом и обнаружу, что она чудесна!.. Я узнаю, что постольку, поскольку я привношу что-то в мир... мир воздает мне...
Только сегодня... если меня обидят, я не покажу этого...
Только сегодня... я найду немного времени, чтобы отдохнуть... и осознать, какова есть жизнь и какой онамо-жет быть... время подумать о Боге... и лучше познать самое себя... (некоторое время лектор молчит, затем выключает музыкальное сопровождение).
У Ал-Анона есть своя литература, где также даются рекомендации, имеющие собственную ценность. Вернее, это ответы на самые распространенные вопросы. Их ценность уже в том, что они даются женами алкоголиков.
Например, такой вопрос: «Как семья может помочь алкоголику?» Ответ: «Путем принятия программы Ал-Анона мы способны прекратить попытки переделать алкоголика -человека, которого мы не можем изменить - и обратить свое внимание на себя, то есть на человека, которого мы изменить можем.» Вопрос: «Следует ли нам принимать приглашение туда, где подают спиртные напитки?» Ответ: «Пусть алкоголик это решит сам за себя, а вы решайте сами за себя.» Вопрос:
С. Горин. НЛП. техники россыпью
«Следует ли нам прекратить пить?» Ответ: «Это рекомендуется сделать, если это повлияет на алкоголика, но решать вам самим.» Ну, и совершенно прекрасный ответ на вопрос: «Как оградить алкоголика от собутыльников?» - «И не пытайтесь. ..»(смех в зале).
В рамках Ал-Анона есть организация для детей алкоголиков, называемая «Алатин». У Ал-Анона есть свой журнал - «The Forum». В журнале публикуются личные истории членов Ал-Анона, информация о встречах, мероприятиях, юбилеях... Очень своеобразный, совершено не американский журнал - там нет рекламы...
Перед тем, как ответить на ваши вопросы, я хочу сказать, что возможно, вам показался легкомысленным мой тон при изложении этого материала. Так вот, я действительно сын алкоголика, и 12 Шагов действительно в свое время оказали на меня очень мощное воздействие. Я не мог ожидать, что переживания детства столь актуально влияют на поведение взрослого человека, хотя читал 3. Фрейда... (смех в зале).
Задавайте вопросы...
Вопрос: Имеет ли значение то, что формулы 12 Шагов составлены в прошедшем времени?
С. Горин: Насколько я помню, даже не просто в прошедшем времени, а в прошедшем совершенном. Да, это как бы констатация того факта, что Шаг уже усвоен, решение уже принято.
Вопрос: Насколько высока эффективность вашей работы по этой методике?
С. Горин: Смотря что считать эффективностью... Если избавление пациентки от невротической симптоматики, то эффективность очень высокая. В литературе описаны случаи, когда жены алкоголиков избавлялись при работе по программе Ал-Анона также от психосоматических и даже от соматических проблем, расстройств.
В своей практике я иногда совершенно случайно выходил на проблему мужа-алкоголика у женщин, которые обращались с казалось бы далекими от этого жалобами (например, с хронической головной болью, ожирением). И если мы выясняли, что у пациентки пьянствует муж, и если я давал ей 12 Шагов Ал-Анона, то всегда выяснялось, что это было
НЛП: Техники россыпью
эффективным в плане решения основной проблемы пациентки. Это действительно помогает, особенно в условиях, когда больше и помочь-то нечем... И, кстати, усвоение 12 Шагов в индивидуальной терапии не занимает слишком много времени. Личный рекорд -12 Шагов за два сеанса, что достигается элементарным искажением чувства времени в состоянии транса.
Вопрос: Вы считаете, что женщина, освоившая 12 Шагов, может спокойно физически сосуществовать рядом с пьющим мужем?
С. Горин: Знаете, 12 Шагов имеют ведь еще и отдаленную цель - изменить поведение жены и (через это) поведение мужа. И то, что эта цель реализуется, приходится наблюдать сплошь и рядом. В результате либо муж пациентки спонтанно сокращает свое пьянство, либо он обращается за медицинской помощью (возможно, тоже ко мне), либо они оба находят какой-то новый вариант сосуществования. Главное здесь - у женщины появляются ресурсы для другой оценки ситуации: она уже не вовлечена в ситуацию целиком и полностью, она становится самостоятельной личностью, а не ко-алкоголиком, каким она была до этого...
Вопрос: А если женщина в результате терапии захочет оставить мужа?
С. Горин: Это уже их забота. Захочет оставить - пусть оставляет. Но обычно изменение позиции жены как-то действует на мужа. Иногда действует шокирующе: он пришел пьяным, а она спокойно продолжает заниматься своим делом (все первые рекомендации женщине к этому и сводятся - выполняйте свой план на день независимо от поведения мужа). И муж пациентки через некоторое время начинает недоумевать: где привычные скандалы, что изменилось?.. Солнце по-прежнему встает на востоке и заходит на западе, а дома что-то не так...
Вопрос: Вы работали с детьми алкоголиков по этой программе?
С. Горин: Нет, по этой программе работал только с женами. С детьми, наверное, есть какие-то особенности.
Вопрос: Мне хотелось бы узнать, меняется ли в результате усвоения 12 Шагов физическое воздействие мужа на жену...
С. Горин. НЛП: техники россыпью
С. Горин: В смысле мордобоя?
Из зала: Да! (Смех в зале).
С. Горин: Этот вопрос звучит очень часто, когда излагаешь материалы о 12 Шагах как чисто теоретический. Но в реальной жизни мне ни разу не приходилось слышать от жен, что 12 Шагов ухудшили ее отношения с мужем. Хотя теоретически это возможно...
Реплика: Для алкоголика складывается непривычная ситуация...
С. Горин: Да, и применять «физическое воздействие» до выяснения обстоятельств алкоголик не хочет. К тому же в литературе Ал-Анона есть и такая рекомендация: «Самое удачное время для разговора с алкоголиком о его пьянстве - утром после тяжелого запоя.» А жены предпочитают говорить об этом тогда, когда муж пьян. А это другая личность... Даже такая простая рекомендация в какой-то мере ослабляет опасность «физического воздействия».
В моей практике были случаи, когда жены алкоголиков, - моими пациентки, делились 12 Шагами со своими подругами, соседками, и это действовало. Конечно, самым драматичным бывает Первый Шаг: «Это что же получается? Это я своему Петрову - только приложение?! Вот собиралась сегодня пирог испечь - и испеку, каким бы ни появился!!!» Муж приходит - и ошалевает: «Почему ты меня не ругаешь? Я выпил сегодня!» «Ну и черт с тобой!» (диалог реальный).
Вопрос: Есть ли опасность того, что 12 Шагов могут стать особой разновидностью культа? У меня есть знакомый член «АА», так он бросил пить и стал терроризировать своих домашних 12 Шагами...
С. Горин: Каким способом он это делает?
Из зала: Он стал фанатиком 12 Шагов.
С. Горин: Ну, фанатизм везде нежелателен, и в группах «АА» и Ал-Анона с ним борются. Но мне кажется, что ваш вопрос не связан напрямую с 12 Шагами - скорее, он связан с конкретным характерологическим случаем...
Из зала: Этот человек - ведущий группы.
С. Горин: Естественно, он должен обладать определенной стеничностью.
Из зала: Он перестал пить водку и начал пить 12 Шагов!
НЛП: Техники россыпью
С. Горин: Можно напомнить ему принцип «Живи и дай жить другим» и Двенадцатый Шаг...
Вопрос: Вы считаете терапию эффективной, если пациентка разводится с мужем?
С. Горин: Конечно, эффективность можно оценивать по-разному. Если оценивать с позиции обязательного сохранения семьи, то эффективность проблематична, а если с позиции самочувствия пациентки - то помощь она получает эффективную.
Вопрос: По поводу принципа «Живи и дай жить другим» - значит ли это, что алкоголику не надо помогать: живет он так, и пусть живет?
С. Горин: Этот принцип говорит о том, что не надо судить и критиковать людей, а не о том, что им не надо помогать. Здесь перефразирован другой принцип: «Не судите, да не судимы будете.»
Вопрос: Не кажется ли вам, что выступая в качестве семейного терапевта, вы в своей работе объединяетесь с женой против мужа?
С. Горин: Скорее всего, я именно так и делаю (смех в зале). Но чтобы избавиться от угрызений совести, я использую обходной путь - притворяюсь членом группы Ал-Анона, состоящей из двух человек (меня и моей пациентки). Это очень удобно: быть то психотерапевтом, то рядовым членом группы...
Вопрос: А насколько, по-вашему, эта нравственно для терапевта?
С. Горин: Чего не знаю, того не знаю...
Для тех, кто заинтересовался программой Ал-Анона, сообщаю адрес штаб-квартиры этой международной организации: АI-А поп Family Group Headquarters, Inc., P. О. Box 862, Midtown Station, New York, N. Y. 10018-0862, USA.
Глава 4. «ВЕСЬ В ЯКОРЯХ, КАК
КРЕЙСЕР...» (якорные техники)
«Якорь» - в НЛП этим термином обозначают эмоционально нейтральное и часто не осознаваемое сенсорное восприятие (зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое), совпавшее во времени и пространстве с некоторым эмоционально окрашенным и значимым сложным переживанием человека, и ассоциируемое с этим переживанием по механизму условного рефлекса. Можно сказать, что якорь - это нейтральный стимул, запускающий разнообразные переживания по поводу значимого воспоминания.
Вступление
С. Горин: Несколько слов о механизме действия якорей. Голодная собака слышит звонок и видит пищу. Пища -значимый стимул, звонок - нейтральный, но если эту последовательность «звонок-пища» предъявить несколько раз, собака будет давать на звонок такой же ответ, какой дает на пищу. Звонок для собаки - положительный пищевой якорь. Или: когда-то вы бьши влюблены в женщину, которая пользовалась определенными духами. Даже много лет спустя запах этих духов будет делать для вас привлекательными женщин,
НЛП: Техники россыпью
весьма не похожих на ту, значимую для вас. Или: для того, чтобы сформировать у себя фобию езды в автомобиле, достаточно всего раз побывать в автомобильной аварии. Ну, и так далее.
Человек отличается от прочих животных, в том числе и тем, что у него условный рефлекс часто образуется при од-ном-единственном предъявлении некоторой последовательности событий. Это называется «случайное подкрепление», и это служит базой для многих суеверий. (Правда, бихевиорис-ты считают, что животное тоже можно сделать суеверным, подкрепляя его случайные действия).
Якорем может быть то, что мы видим, то, что мы слышим, и то, что мы чувствуем, поэтому в НЛП принято подразделять якоря на визуальные, аудиальные, кинестетические. Визуальным якорем для пациента вы можете сделать свой жест, поворот головы, предмет определенного цвета, определенное освещение. Аудиальный якорь - ваш голос (точнее, определенные интонации и громкость вашего голоса), музыка. Кинестетические якоря - определенное прикосновение или поглаживание. В группу кинестетических якорей можно также отнести сравнительно редко используемые запах и вкус.
Условия успешной работы с якорем описаны в каждой книге по НЛП, мы их кратко повторим. Для того, чтобы якоря действовали, при их постановке и последующем «оживлении» надо учитывать три правила:
1) Якорь должен быть уникальным (жесты, звуки и прикосновения, применяемые вами в терапии для постановки якоря, должны отличаться от тех, которые пациент видит, слышит и чувствует в повседневной жизни);
2) Якорь должен быть поставлен на высоте переживания (сначала вы помогаете пациенту максимально погрузиться в переживание, которое намерены заякорить, и только при получении интенсивного невербального ответа вы можете ставить якорь);
3) При «оживлении» поставленного ранее якоря ваши жест, звук, прикосновение, которые служили якорем, должны быть воспроизведены в точности так же, как это было при постановке якоря.
Нельзя сказать, что люди, не знающие НЛП, не умеют пользоваться якорями. У Ги де Мопасана в одном рассказе
С. Горин. НЛП: техники россыпью
описана профессиональная соблазнительница, которая перед тем, как увлечь собой некоего мужчину, собирает сведения о том, какими духами и каким бельем пользуется его последняя любовница (для того, чтобы купить себе такие же духи и такое же белье). В одной из миниатюр, исполняемых Р. Карцевым, есть эпизод с использованием визуальных якорей: рассказчик описывает посещение зоопарка, где в клетке сидят тигры (делает руками жест, изображающий открытую пасть тигра), а затем он описывает возвращение домой, где его ждут тараканы (делает руками такой же жест).
Сущность работы с якорями в психотерапии - в том, что вы можете закрепить якорем любое нужное для работы переживание, а затем «вытащить» его в любой нужный момент или перенести его в любой нужный контекст. Положительные переживания вы «оживляете» в основном тогда, когда идет разговор о ситуации, в которой пациенту нужны дополнительные ресурсы. Отрицательные переживания (чаще всего - проблемную ситуацию) вы «оживляете» в основном для того, чтобы проверить, что от нее осталось после проведенной работы. Есть, конечно, варианты - вы можете перед расставанием с пациентом вернуть ему его проблему, если он вам чем-то не понравился или отказался платить за работу.
Основная все же область применения якорей - их совмещение, одновременное «оживление». Если одним якорем вы закрепили положительное переживание, а другим - отрицательное, то задействовав оба якоря одновременно, вы вызовете во внутреннем мире пациента интересную ситуацию, в реальной жизни ему не встречающуюся - он никогда не испытывал одновременно положительное и отрицательное переживание. Энэлписты обычно интерпретируют происходящее так: при совмещении противоположных переживаний более сильное из них стирает более слабое (а значит, если вы позаботитесь о том, чтобы положительное переживание было сильнее, вы можете избавить пациента от отрицательного переживания легко и быстро одним лишь совмещением якорей). Еще один распространенный вариант трактовки: если в какой-то ситуации у пациента всегда было только два состояния (например, человек, страдающий от переедания, может испытывать только сильный голод или невероятную сытость); и вы, закрепив эти состояния якорями, предъявили
НЛП: Техники россыпью
их одновременно, то после совмещения якорей у пациента будет в той же ситуации выбор из большего числа состояний (например, упомянутый пациент с проблемой переедания начнет различать еще и легкий голод, легкое насыщение и два-три нейтральных состояния).
Как большинство энэлпистских трактовок, эти две являются хорошей метафорой, которую можно сообщить пациенту перед началом работы с ним.
Наверное люди обожают закреплять за собой в аудитории какое-то определенное место не только потому, что это имеет отношение к их личному пространству. Здесь место является якорем на определенное состояние сознания или на определенное поведение в одном и том же состоянии сознания. Например, чтобы успокоить шумного ученика, учитель пересаживает его на другую парту: «Так, здесь ты шумишь, пересядь-ка сюда». У ребенка включается ориентировочная реакция, ломается шаблон поведения, и в этот момент можно закрепить другое поведение: «А вот здесь ты будешь сидеть тихо!» Впрочем, использовать якорь для поддержания дисциплины в классе можно и так (разговаривая, переходит в другой конец холла и неожиданно кричит: «Вы чего расшумелись?! А ну, тихо!!.'» (Замешательство среди участников. С. Горин возвращается на прежнее место). Я говорил, что человек - уникальное существо в смысле научения с одного раза. Сейчас вы начали обсуждать то, что я делаю, и вы можете продолжать этим заниматься (вновь медленно переходит в другой конец холла), но стоит мне встать туда, откуда я кричал на вас, как обсуждение сразу стихает. Это - работа визуального якоря.
В дальнейшем, когда мы начнем работать с трансами, я попрошу вас заранее взять на якорь состояние бодрствования, чтобы после упражнений вы легко возвращались к этому состоянию. Это будет еще одним примером сравнительно простой работы единственного якоря. Многие пользуются визуально-кинестетическим якорем для запоминания - формулировка очень сложная, а на самом деле имеется в виду...
Реплика из зала: Крестик на ладони...
С. Горин:.. .Да, написанный шариковой ручкой. Визуальным якорем, используемым с той же целью, будет узелок на платке.
С. Горин. НЛП: техники россыпью
Есть много способов использовать единственный якорь при работе с проблемами. Например, при работе с депрессией Гриндер и Бэндлер рекомендуют закреплять якорем продиктованный естественный полярной реакцией ответ на вопрос: «Ты все время находишься в депрессии?» Они же давали рекомендацию совмещать предъявление якоря с предъявлением стратегии партнера по какой-либо позиции. Если вы, например, хотите, чтобы кто-нибудь обратил на вас внимание, вы спрашиваете у него: «Как ты узнаешь о том, что на кого-либо надо обратить внимание? А ты вообще обращал на кого-то внимание в своей жизни?» Вы берете на якорь положительный невербальный ответ партнера, одновременно замечая стратегию «обращения внимания», которую партнер демонстрирует вам движением глазных яблок. Предположим, это была стратегия «вижу-чувствую». Тогда вы говорите что-то вроде: «Когда ты смотришь на меня, чувствуешь ли ты, что я тебе интересен?» - и задействуете якорь. Это тоже работает.
Естественные якоря
С. Горин: Работа с единственным якорем относится к навыкам начинающих энэлпистов, мне не хотелось бы подробно останавливаться на этой теме (подробнее о работе с единственным якорем см. «АПВГ», глава 6). Но перед тем, как перейти к освоению совмещения якорей в разных вариантах, я хочу привлечь ваше внимание к тому факту, что существуют якоря, которые человек получает в обыденной жизни естественным путем. И это можно использовать. Одна из составляющих успеха в применении якорей - их неосознавае-мость пациентом. Те якоря, о которых говорю, неосознаваемы вдвойне, если можно так выразиться.
Например, в вашем кабинете пациента встречает запах елочной хвои и апельсина. С чем эти запахи у вас ассоциируются?
Ответ из зала: Новый Год!
С. Горин: Естественно! В нашем советском детстве такое сочетание запахов бывало только на Новый Год. Это было таким счастьем... И вы, имея этот набор запахов, можете
i
НЛП: Техники россыпью
использовать его как универсальный естественный якорь для наведения транса через возрастную регрессию. Или как якорь на какие-то ресурсы из детства.
Еще один любопытный естественный якорь, заметить который меня побудил В. Хмелевский. Забавный такой вербальный якорек... Называется: «Я рожу тебе ребенка».
На знатоков штучка... Скажите такое мужчине, которому двадцать лет, и он убежит далеко и надолго, если не навсегда. Скажите то же самое мужчине, которому за тридцать, и он будет привязан к вам лучше, чем коротким поводком. Мужчина после тридцати - немного другое существо...
Доктор Хмелевский вычислил этот якорь по результатам своей обширной работы со случаями несчастной любви, и когда он мне об этом рассказал, я в наборе своих клинических случаев тоже нашел хорошую иллюстрацию. Некая умная дама сказала весьма состоятельному мужчине: «Я рожу тебе ребенка». Года три уже рожает, все никак не родит - зато получила от своего любовника квартиру, дачу и много что еще.
Есть и исторический пример из этой серии. Клара, подруга Муссолини, пришла к своему семейному положению именно с помощью такого якоря. Знаете, когда нет окольных путей, иногда люди ходят прямыми... Она просто выбежала на дорогу, по которой ехал Муссолини, бросилась под машину и закричала: «Хочу ребенка от дуче!» Потом так делали многие, но было поздно - она успела первой. Значит, мужчин я предостерегаю, а женщинам рекомендую взять якорь на вооружение.
Ну, и еще кое-что в этом же разделе. Когда-то я рассказал на семинаре, а потом описал в книге, что можно переносить из одного контекста в другой такое переживание, как влюбленность (см. «АВПГ», глава 6), не подозревая, что теперь без вопросов о переносе влюбленности не обойдется ни один семинар. Здесь такие вопросы от женщин тоже поступали...
Раньше у меня не было удовлетворительной иллюстрации к разговору на эту тему, а теперь она появилась - посмотрите фильм Абрахамса «Призрак» («Ghost»). Я получил искреннее удовольствие от эпизода, где как раз показано использование якорной техники в обыденной жизни, причем это связано именно с переносом влюбленности.
С.Горин. НЛП: техники россыпью
Сюжет фильма строится на том, что главного героя убивают в самом начале, и он следит за событиями в качестве духа. И вот какую сценку он наблюдает: его бывший друг (на самом деле тайный враг) приходит к его бывшей девушке, чтобы соблазнить ее, невзирая на траур. И этот отрицательный персонаж проделывает все очень талантливо. Для начала он проливает кофе на свою рубашку - и раздевается до пояса. Потом он прочувствованно говорит о том, как именно эта девушка горячо любила безвременно умершего (о себе он так и не скажет ни слова!) - и когда она глубоко погружается во внутренний опыт, связанный с влюбленностью, он подсаживается ближе и начинает самым недвусмысленным образом связывать этот внутренний опыт с внешним, с кинестетикой от себя.
ПЕРЕНОС ВЛЮБЛЕННОСТИ
1. Организуйте контекст общения с партнером, которого вы намерены заставить влюбиться в себя (далее - партнер 1): создайте интимную обстановку с мягким освещением, романтически-грустной музыкой и т. п. Позаботьтесь о том, чтобы вам никто не мешал.
2. Сформируйте раппорт с партнером 1 на уровне сознания и на уровне подсознания, для чего:
а) признайте свою вину (в том числе несуществующую) за все прошлое, настоящее и будущее на год вперед;
б) ругайте себя за ваши достоинства и хвалите партнера 1 за его недостатки;
в) подстраивайтесь к позе, дыханию, движениям, интонации, внутреннему ритму и переживаниям партнера 1.
3. Помогите партнеру 1 максимально погрузиться в переживание влюбленности, связанное с его (ее) последним сексуальным партнером (далее - партнер 2), выделяя только положительные аспекты этого переживания; для чего:
а) говорите о партнере 2 только хорошее;
б) положительно оценивайте чувства партнера * 1 к партнеру 2, весьма неопределенно высказываясь о г
НЛП: Техники россыпью
времени проявления этих чувств - так, чтобы связать чувства из прошлого с ситуацией здесь-и-сейчас.