Методология познавательного процесса в теории социальной работы
Становление знания теоретической социальной работы связано с динамикой развития ее школ и направлений, поиском эффективных моделей взаимодействий с клиентом на всех уровнях их проявлений, определением предмета познания и исследования.
Теоретические исследования диагностической школы положили начало системному научному познанию в социальной работе. Основу ее теоретических концептов составили идеи психоанализа и социального бихевиоризма. Они же послужили основанием для формирования методов и процедур взаимодействия с клиентом. Однако в 1930-е гг. Ранк, Тафт, Робинсон, начинавшие практическую деятельность в духе психоанализа, отходят от него, разработав концепцию функционального метода индивидуальной работы. В основе этого метода лежали идеи и ориентации экзистенцианализма. С 1940 г. проходит ряд дискуссий между диагностической и функциональной школами о приоритетах и эффективности научного познания в практической системе помощи клиентам. Результатом этих дискуссий явилось осознание того факта, что имевшиеся школы социальной работы только отражают один из подходов к объяснению и поддержки нуждающихся и не могут решить все проблемы клиента и удовлетворить все его запросы. Важным аспектом дискуссий стало критическое осмысление практической деятельности школ, которые предлагали свои модели практической социальной работы. Еще больше к осознанию этого факта подтолкнуло и выдвижение теоретических помогающих моделей социальной работы, не связанных с традициями бихевиоризма и психоанализа. Х.Перлман предложила свой вариант индивидуального подхода к клиенту — проблемно ориентированную модель социальной работы. В основе этой модели лежали концепции и процедуры взаимодействия теории конфликтов и ситуационной теории. Сочетание теорий, имеющих общую мировоззренческую основу, способствовало появлению эклектических построений теоретических конструктов. Эклектизм стал реакцией на кризис ограниченных вариантов помогающих моделей. Однако, показав, с одной стороны, направление возможного поиска и принципы модификаций помогающих моделей, эклектические помогающие модели, с другой стороны, дали возможность осуществлять интервенции в период кризиса клиента, тем самым открыв направление моделей помощи центрированных на задачах (исследования Рида и Эпштейна).
Социогенез теоретических моделей социальной работы выявил основной объект ее познания — практику как объективную реальность, существующую в процессе реализации поддержки, помощи клиенту в различных его субъектных модификациях (от индивидуума до общества в целом). Практика социальной работы выступает в качестве определенного процесса, характеристики которого могут меняться в зависимости от уровня его реализации. Интеракции — элементы практики, выражающие конструктивную функцию процесса помощи и существующие в виде определенных моделей, которые описывают, объясняют и предсказывают практические теории социальной работы. Формы и виды практической реализации могут быть различными, поскольку это «моделируемая» реальность, которая интегрируется в модели жизни клиента в качестве некоего образца, нормы, позволяющей восстановить утраченные формы существования объекта помощи. Практика социальной работы существует в методах интервенций, каждый из которых связан с определенным уровнем социального пространства в формах индивидуальной субъектности. Практика в социальной работе — это форма социального изменения среды, социальных отношений, ситуации клиента. В теоретических концепциях социальной работы практика осмысляется по отношению к нуждающимся клиентам как социальное лечение, где под последним понимается восстановление функционирования субъекта. В основных видах своих интервенций практику можно представить как различные формы существования «конструктивной реальности», направленные на определенную жизненную систему, имеющую проблемы социального, ситуативного или индивидуального характера.
Таблица 9
Жизненная система | Социальные проблемы | Ситуативные проблемы | Индивидуальные проблемы | |
Индивид | Индивидуальные методы социальной работы | Консультирование, психотерапия, психоанализ | ||
Семья | Социальная индивидуальная работа | Брачно-семейное консультирование, семейная терапия | Консультирование, психотерапия | |
Группа | Социальная работа на улице | Группы самопомощи, группы по интересам, группы социального окружения, клубная социальная работа | Группы терапии, группы эмоциональной поддержки, группы встреч | |
Организации | Социальный обмен | Т-группы (динамического и организационного развития ), организационной терапии | ||
Сообщество | Социальные акции, социальное планирование | Развитие сообщества | ___ | |
Институты социального обслуживания | Социальные акции, социальное планирование, реформирование | Социальное администрирование | ____ | |
Таким образом, практика в социальной работе может выступать в следующих основных формах: психосоциальное лечение, психотерапия, семейное консультирование, семейное и групповое социальное лечение, групповая работа, общинные социальные акции и развивающие программы, административный процесс, социальное обслуживание, социальная помощь.