Компьютер в деятельности психолога
Разработка и использование компьютерных средств для психоло-га предполагает: 1) описание необходимых и достаточных функций деятельности психолога; 2) определение группы режимов, в к°торых возможно использование компьютеров психологами; 3) описание дерева целей, которые необходимо достичь психоло-ГУ при работе в упомянутых режимах; 4) определение требований к конкретным программным средствам, позволяющим достигать Мазанные цели [7, с. 187].
Е. Б. Моргунов выделяет следующие основные режимы исполь-3°вания компьютера психологом.
Работа с компьютерными вариантами психологических методы^ где выделяются два подрежима: 1) психодиагностика на компь» тере; 2) подрежим обучения сотрудников (на различных кур по обучению иностранному языку, при проведении деловых иг и т. п.). Как отмечает Е. Б. Моргунов, выделяются две традицией ные линии в автоматизации психодиагностических методик: пер вая связана с созданием компьютерных аналогов известных бла* ковых методик, а вторая — с широким использованием аппарат ных средств. «Две упомянутые линии автоматизации психодиагнс стики дополняют друг друга и в случае совместного использова ния могут расширить возможности психолога» [там же, с. 189].
Работа с данными: представление данных, их статистическа обработка, запись и хранение в памяти компьютера и т. п.
Работа с текстами, предполагающая следующие подрежимь поиск и чтение текстов, ввод текста, редактирование текста, пс иск ошибок, распечатка текстов и т. п.
Как отмечает Е. Б. Моргунов, «второй и третий режимы раС ты не являются прерогативой психологов», так как реализуются] «другими специалистами», поэтому «трудно говорить о специг ных психологических программных средствах для этих режимов [там же, с. 189].
Работа психолога с людьми — подрежимы: работа с испытуб мыми и клиентами, работа с коллегами и руководителями. «I каждого из этих подрежимов необходимы специальные програл мные средства» [там же].
Если обратиться к самой истории использования психолог ми компьютерных средств и выделить стадии внедрения компьн тера в психологические исследования и психологическую прак тику, то станет ясно, что сами эти стадии различаются, во-пе{ вых, хронологически, а во-вторых, степенью проникновеш компьютеров в структуру деятельности психолога. Е. Б. Морг нов показывает стадии внедрения компьютеров в деятельном психолога:
1. Компьютеры используются в качестве средства статистичб
ской обработки данных (начало 60-х гг. XX в.).
2. Попытки использовать компьютер в режиме реального вре
мени в качестве средства управления инженерно-психологичес*
экспериментом, например, работа Дж. Сперлинга по изучений
кратковременной памяти в начале 60-х гг. (в СССР подобные
боты были выполнены в середине 60-х гг.).
3. Использование компьютеров в качестве средства объедин^
ния отдельных методик в пакеты прикладных психологичес*
программ. Например, в СССР первые такие попытки использова
ния компьютерных программ (не как отдельных методик, а
групп методик) были сделаны в 1977—1978 гг. на факультете пей
хологии МГУ.
4. Более отчетливое разделение программного и информацион
ного обеспечения компьютерной методики. Были созданы так на-
зуваемые «конструкторы» тестов-опросников и тестов-заданий,
доводить которые до готового образца были в состоянии «непро
граммирующие психологи». Первые эксперименты в этой области
были проведены еще в 1979—1980 гг. «Традиционным стало разде
ление функций, при котором программное обеспечение разраба
тывалось программистом, а информационное (вид стимульного
материала, его объем, параметры времени предъявления) вводи
лось психологом. Психологу сразу стало легче общаться с компью
тером. Соответственно увеличились темпы распространения пос
ледних» [7, с. 191].
5. Использование декларативных заданий для интерпретации ком
пьютерной психодиагностики. Эта стадия началась в конце 80-х гг.,
и пока делаются лишь первые шаги в этом направлении. «Наивыс
шего уровня развития эта стадия достигнет при полноценном ис
пользовании в психологии экспертных систем» [там же, с. 191].
«Если сопоставить последовательность инноваций в компьютеризации психологической практики с этапами работы психолога, то получится следующая картина, — пишет Е. Б. Моргунов. — Первая стадия связана с автоматизацией обработки результатов, вторая стадия — с проведением отдельной методики, третья — с проведением эксперимента, включающего несколько методик; четвертая стадия связана с процессом создания методик и пятая стадия — с интерпретацией результатов эксперимента» [там же, с. 191-192].
12. Компьютер как вариант «органопроекции»