Цели и задачи групповой терапии

Реферат

Выполнила: Паламарчук В.А. студентка гр. 4ПП-1

Проверила преподаватель:

к.пс.н. Люсова О.В.

Волжский 2012

Оглавление

1. Введение……………………………………………………………………..3

2. Цели и задачи групповой психотерапии…………………………………4

3. Заключение……………………………………………………………...….7

Список литературы……………………………………………………..…….8

Введение

Существует много определений понятия групповая психотерапия. Я. Морено определяет групповую психотерапию как лечение людей в группах. С. Кратохвил считает, что групповая психотерапия – это метод, при котором с лечебной целью используется групповая динамика, т.е. отношения и взаимодействия членов группы как с психотерапевтом, так и между собой. С. Ледар групповой психотерапией называет такой лечебный метод, который сознательно, планомерно и систематически применяется в специально организованной лечебной группе, где психотерапевт и участники используют вербальные и невербальные методы воздействия на клиента и группу и совместно принимают активное участие в терапевтической деятельности.

Н. К. Липгарт считает, что групповая психотерапия представляет собой принципиально новое направление терапевтической деятельности, ориентированное прежде всего на активизацию личности клиента человека н изменение его отношений к своей болезни и окружающей микросоциальной среде[2].

А. С. Слуцкий и В. Н. Цапкин определяют групповую психотерапию как метод лечебного воздействия на личность клиента через включение его в эмоционально интенсивное, психологически положительное взаимодействие со специально организованной управляемой микросредой[4].

Приведенные определения свидетельствуют о том, что единого представления о понятии групповой психотерапии на сегодняшний день не существует.

Теоретическая ориентация определяет своеобразие и специфику групповой психотерапии: конкретные цели и задачи, содержание и интенсивность процесса, тактику психотерапевта, психотерапевтические мишени, выбор конкретных методических приемов и техник и пр. Все эти переменные также связаны с нозологической принадлежностью контингента больных, участвующих в работе психотерапевтической группы[2].

Цели и задачи групповой терапии

Цели и задачи групповой терапии как метода, ориентированного на личностные изменения, в определенной степени различаются в зависимости от теоретических представлений о личности и природе ее нарушений, однако опора на групповую динамику существенно сближает позиции. В самом общем виде цели групповой терапии определяются как раскрытие, анализ, осознание и переработка проблем пациента, его внутриличностных и межличностных конфликтов и коррекция неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов на основе анализа и использования межличностного взаимодействия. Учитывая три плоскости ожидаемых изменений (когнитивную, эмоциональную и поведенческую) [1], более конкретные задачи групповой психотерапии можно сформулировать следующим образом:

Познавательная сфера (когнитивный аспект, интеллектуальное осознание). Групповая терапия должна способствовать тому, чтобы пациент осознал: во-первыхсвязь между психогенными факторами и возникновением, развитием и сохранением своего заболевания; во-вторых какие ситуации в группе и реальной жизни вызывают напряжение, тревогу, страх и другие негативные эмоции, провоцирующие появление, фиксацию и усиление симптоматики; в-третьих связь между негативными эмоциями и появлением, фиксацией и усилением симптоматики; в-четвертых особенности своего поведения и эмоционального реагирования; в-пятых как он выглядит со стороны, как воспринимается его поведение другими, как оценивают окружающие те или иные особенности поведения и эмоционального реагирования, как откликаются на них, какие последствия это поведение имеет; в-шестых существующее рассогласование между собственным образом «Я» и восприятием себя другими; в-седьмых собственные мотивы, потребности, стремления, отношения, установки, особенности поведения и эмоционального реагирования, а также степень их адекватности, реалистичности и конструктивности; характерные защитные механизмы; внутренние психологические проблемы и конфликты; особенности межличностного взаимодействия, межличностные конфликты и их причины; более глубокие причины переживаний, способы реагирования, начиная с детства, а также условия и особенности формирования системы отношений; собственную роль, меру своего участия в возникновении и сохранении конфликтных и психотравмирующих ситуаций, а также то, каким путем можно было бы избежать их повторения в будущем. В целом задачи интеллектуального осознания сводятся к трем следующим аспектам: осознание связей «личность—ситуация—болезнь», осознание интерперсонального контекста собственной личности и осознание генетического (исторического) плана.

Эмоциональная сфера. Групповая психотерапия должна помочь пациенту: получить эмоциональную поддержку со стороны группы и психотерапевта, что приводит к ощущению собственной ценности, ослаблению защитных механизмов, росту открытости, активности и спонтанности; пережить в группе те чувства, которые он часто испытывает в реальной жизни, воспроизвести те эмоциональные ситуации, которые были у него в действительности и с которыми ранее он не мог справиться; пережить неадекватность некоторых своих эмоциональных реакций; научиться искренности в отношении к себе и другим людям; стать более свободным в выражении собственных негативных и позитивных чувств; научиться более точно понимать и вербализовать свои чувства; раскрыть свои проблемы с соответствующими им переживаниями (зачастую ранее скрытыми от самого себя или искаженными); модифицировать способ переживаний, эмоционального реагирования, восприятия себя самого и своих отношений с другими; произвести эмоциональную коррекцию своих отношений. В целом задачи в эмоциональной сфере охватывают следующие основные аспекты: получение эмоциональной поддержки и формирование более благоприятного отношения к себе, непосредственное переживание и осознание нового опыта в группе и самого себя; точное распознавание и вербализация собственных эмоций; переживание заново и осознание прошлого эмоционального опыта и получение нового эмоционального опыта в группе.
Поведенческая сфера. Групповая психотерапия должна помочь пациенту: увидеть собственные неадекватные поведенческие стереотипы; приобрести навыки более искреннего, глубокого и свободного общения; преодолеть неадекватные формы поведения, проявляющиеся в группе, в том числе связанные с избеганием субъективно сложных ситуаций; развивать формы поведения, связанные с сотрудничеством, взаимопомощью, ответственностью и самостоятельностью; закрепить новые формы поведения, в частности, те, которые будут способствовать адекватной адаптации и функционированию в реальной жизни; вырабатывать и закреплять адекватные формы поведения и реагирования на основе достижений в познавательной и эмоциональной сферах. В общем виде задачи групповой терапии в поведенческой сфере могут быть определены как формирование эффективной саморегуляции.

Вывод

Таким образом, задачи групповой терапии фокусируются на трех составляющих самосознания: самопонимании (когнитивный аспект), отношении к себе (эмоциональный аспект) и саморегуляции (поведенческий аспект), что позволяет определить общую цель групповой терапии как расширение сферы самосознания пациента. В принципе задачи любой психотерапевтической системы, ориентированной на личностные изменения, могут быть сформулированы таким образом. Однако в групповой терапии основным инструментом лечебного воздействия выступает психотерапевтическая группа, позволяющая выйти на понимание и коррекцию проблем пациента за счет межличностного взаимодействия, групповой динамики. Групповая динамика есть совокупность групповых действий и интеракций, возникающая в результате взаимоотношений и взаимодействия членов группы, их деятельности и влияния внешнего окружения, и представляет собой развитие, или движение, группы во времени. В общем виде групповую динамику определяют цели, задачи и нормы группы, ее структура, структура лидерства в ней, групповые роли, сплоченность группы, групповое напряжение, актуализация прежнего эмоционального опыта, формирование подгрупп, главные виды вербальной коммуникации в группе. Все элементы групповой динамики обсуждаются в процессе работы, так как в них наиболее ярко выражается специфика системы отношений, установок, особенностей поведения и др., и могут рассматриваться при этом как основные темы групповой дискуссии.

Список литературы:

1.Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия.-М.: Академический проект: Гадуамус, 2005-464с.

2.Линде Н. Д Основы современной психотерапии.-М.: Изд. Центр «Академия», 2002-208с.;

3.Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Карвасарского Б. Д.-Спб.: Питер Ком, 199-752с.

4.Ялом И. Групповая психотерапия. Теория и практика.-Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001-576с.

Наши рекомендации