Структура рекламного текста
Языковые средства привлечения внимания
Языковые средства | Примеры |
1. Отклонения от нормативной орфографии: · сочетание латиницы с кириллицей · соблюдение норм дореволюционной орфографии · употребление прописных букв в середине и конце наименования · игра слов как результат нарушения норм орфографии | ДЕЛЬТА-MARIN Магазин «КупецЪ» МаксидоМ; КредоМЕД «Всё ВАЗможно!» (реклама автомобилей ВАЗ) |
2. Каламбур— высказывание, основанное на одновременной реализации в слове (словосочетании) прямого и переносного значений | «Pantin PRO-V — блеск и сила Ваших волос. Блестящий результат!» |
3. Окказионализмы —новые слова, отсутствующие в системе языка, созданные специально «для данного момента» в экспрессивных целях | «Не тормози! Сникерсни!» (реклама шоколада «Сникерс») |
4. Персонификация —перенесение на неживой предмет свойств или функций живого лица | «TEFAL заботится о Вас» (о бытовой технике) |
5. Фонетические повторы, рифмованные рекламные лозунги | «Ваша киска купила бы "Вискас"» |
6. Дефразеологизация— семантический распад фразеологизма (устойчивого словосочетания), использование его компонентов в прямом значении; при этом ассоциативная связь свободного словосочетания с фразеологизмом сохраняется | «Когда простуда берет за горло» (реклама леденцов «Strepsils» — антибактериального средства от боли в горле). Существительное «горло» употребляется здесь и в своем прямом значении, и во фразеологически связанном |
7. Рифма | «Модель идеальна, цена оптимальна» (стиральные машины «Candy») |
8. Анафора (повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда) | «ДВЕРИ СТильные, СТальные» |
9. Вопрос | «Эстетично? Дешево, надежно, практично» |
10. Синтаксический параллелизм | «Рождены природой, рассчитаны наукой, сделаны мастером!» |
11. Повторы | «Матрица. Матрица. Матрица. Много - это только половина того, что мы предлагаем» |
Задание 1.Прочитайте следующие рекламные слоганы и названия товаров и организаций. Определите, какие языковые средства выразительности в них использованы.
«БингоШОУ — живите хороШОУ!»
«Margaret Astor— как ты прекрасна!»
«ОттЕнись со вкусом!» (реклама оттеночной пены)
«Не окажитесь в безВАЗдушном пространстве!» (реклама автомобилей ВАЗ)
«Трогательный тональный крем от Max Factor. Вы можете дотрагиваться до лица, менять одежду, целоваться.
И вам не надо будет поправлять свой макияж»
«Дави на ГАЗ!» (реклама автомобилей ГАЗ)
«Wella — Вы великолепны!»
ЭЛЬДОрадио
«Купи себе"Даниссимо"»_
«Это не сон, это СОНИ!»
«Мобилизуйся!» (реклама мобильных телефонов)
«Прекрасный пол — это не только женщины. Это еще и линолеум от фирмы...»
Структура рекламного текста
1. заголовок;
2. Рекламный лозунг (слоган). Цель— служить «визитной карточкой» товара. Главное требование — нестандартность, запоминаемость;
3. Зачин (вступление).Цель — привлечь внимание, заставить прочитать весь текст. Он должен быть неожиданным, захватывающим, притягивающим внимание. Например. «Что может быть общего у таких неординарных женщин, как Марлен Дитрих, Жаклин Кеннеди, Роми Шнайдер, Марии Каллас и Элизабет Тейлор? Несомненно, их безумная страсть к ювелирным украшениям фирмы Van Cleef & Arpels...».
4. Основная часть— информационный блок. Цель— проинформировать читателя о достоинствах, преимуществах предлагаемого товара (услуги).
5. Заключение— справочные сведения (адрес, телефон, время работы фирмы).
Задание 2Прочитайте текст рекламного объявления. Выделите в нем основные структурные элементы (слоган, зачин, информационный блок, справочные сведения).
«Бастион» покоряется только хозяину! «Бастион» — замок повышенной секретности!
♦ 20 тысяч неповторяющихся комбинаций.
♦ Мощная сталь, противостоящая любому натиску.
♦ Предохранитель для рассеянных хозяев.
♦ Возможность установки в любую дверь.
Замки «Бастион» можно купить в магазинах «Дом и быт» по адресам:... Часы работы магазинов:...1
Наиболее действенными приемамисоздания рекламного текста являются:
♦ объяснение механизма действия, состава продукта. «Не бойтесь, что читатель не поймет. Даже если не поймет, то зауважает. Еще недавно у нас в стране никто не знал слов: "кислотно-щелочной баланс", "ксилит", "карбонит", "триклозан", "керамиты" и т. д.», — советуют рекламисты;
♦ учет социально-психологических особенностей целевой группы рекламного воздействия, который отражается прежде всего в выборе средств выражения. Например, для рекламы, адресованной подросткам, характерно наличие сленговых единиц;
♦ создание положительных ассоциаций, формирование имиджа товара, эмоционального ореола благополучия, успеха, счастья вокруг данного товара / услуги.
Заголовок может представлять собой:
· название фирмы и рекламный слоган (Компьютеры Cash and Carry. Свободный доступ к низким ценам);
· рекламный слоган и название фирмы (Мы умеем продавать дешевле. Свега);
· рекламный слоган, включающий название фирмы (Electrolux сделает жизнь легче);
· название фирмы и рекламный слоган, ключевое выражение (тезис) основного текста (LG. Life's good. СУПЕРпред-ложение!);
· название рекламируемого товара и рекламный слоган, включающий название фирмы (Siemens mobile. Ультра атакует. ЦЕНЫ ОТСТУПАЮТ); и т.п.
· обещать читателю какую-либо пользу или выгоду («Окна нового поколения и свежий воздух в подарок!» — реклама оконного завода «Пластбург»);
· содержать новости, последнюю информацию (в роли новости может выступать объявление, как о появлении нового товара, так и о повышении качества старого продукта или о новом способе его применения; рекламу с новостями читают на 22% больше людей, чем рекламу без новостей);
· содержать название рекламируемого продукта, иначе 90% читателей не поймут, о чем реклама (рекламный постер, изображающий фрагмент портновского метра, на котором написана цифра 1000; на постере текст «Чем измерить удовольствие?»);
· содержать информацию о доступности товара по цене для большинства покупателей или о снижении цены на товар, скидках, специальных акциях и т.п. («СО СКЛАДА плиты, холодильники, стиральные машины»; «ДЕШЕВЛЕ ЛЮБОГО СКЛАДА. Скидки 20-40%»; «НЕДОРОГО СО СКЛАДА холодильники»; «Наша техника. АКЦИЯ! Месяц без торговой наценки»);
· включать сведения, подтверждающие надежность фирмы («Сонар. Заказ, доставка, гарантия. Нам 8лет!»);
· носить юмористический характер («Чувствуешь себя как селедка в бочке? Да еще и "под шубой"»? — реклама в метро дезодоранта «Rexona»);
· быть коротким (до 10 слов) или длинным (короткие заголовки выразительнее и больше привлекают внимание, но длинные — коммерчески выгоднее, так как содержат конкретную информацию, которая действует лучше, чем обобщенная).
В последнее время в рекламе крупных фирм заголовок часто заменяется названием фирмы (и ее логотипом). В основном этот прием применяется, когда само название фирмы содержит элемент убеждения, например:
Нередко в заголовках используют поговорки, крылатые выражения («Куда Макар телят не гонял?» [реклама продажи в кредит автомобиля Chevrolet Niva L]; «132 шипа и 33 удовольствия для тех, кто за рулем, от магазинов КОЛЕСО»).
4. В основной части следует:
• писать текст, адресованный не безликой толпе, а персонифицированный, от одного человека к другому, представляя, что вы пишете письмо;
• не утомлять людей излишним глубокомыслием, а попытаться заинтересовать их покупкой;
• использовать по возможности короткие предложения в малых абзацах, избегать трудных для понимания слов и выражений;
• объяснять простым и доступным языком, какую выгоду получит покупатель, купив этот продукт;
• не увлекаться безудержным восхвалением товара;
не злоупотреблять аналогиями или аллегориями (ср пример такого злоупотребления у Д. Огилви: «Растениям требуется регулярный полив так же, как и вашей коже»).
Задание 3Прочитайте рекламные слоганы и определите, какой аудитории адресована данная реклама (подросткам / взрослым людям, мужчинам / женщинам). Подчеркните языковые средства, которые указывают на это.
♦ Не тормози — сникерсни!
♦ Туалетная вода «...» воплощает эмоции в чистом виде. Запах дышит свежестью Средиземного моря. Аккорд мускусного дерева, растворяясь на коже, распространяет мягкую чувственность...
♦ Туалетная вода «...» — история перемен. Гармония силы и необузданности, свободы и свежести. Властные морские ноты в сочетании с древесными аккордами...
♦ Супербатончик «Финт» — только для тех, кто вправду крут!
Задание 4Прочитайте текст. Определите, какой важный принцип эффективности рекламного текста нарушен в описанном случае.
Недавно в одной из западных стран был выпущен плакат, предназначенный для рекламы обезболивающего средства, который состоял из трех рисунков. На первом — женщина с перекошенным от боли лицом. На втором — та же женщина, принимающая лекарство. На третьем — она же, счастливая и довольная. Кажется — убедительно. Но... в Саудовской Аравии эта рекламная кампания потерпела полный провал.
Задание 5. Определите, какие языковые средства использованы в следующих рекламных текстах. Перечислите особенности языка рекламы, характерные для каждого из этих текстов.
• Дави на ГАЗ (реклама фирмы, продающей автомобили марки ГАЗ).
• Плазменный хит в стиле japan.
• Неудобно стало спать, мебель надо покупать!
• LADA. Кредит за 1 визит.
• Здесь есть что открыть! Окна из металлопластика.
• Ваша киска купила бы Вискас!
• Окна из дерева — окна от природы.
• Есть мобильный телефон, развлечет тебя «Инфон».
• РИНЗАСИП. Когда время не ждет! Горячее питье при простуде и гриппе.
• Леченье — свет.
• Гони по МИРополитенУ (реклама роуминга компании «Мегафон»).
• Не важно, какая у вас елка, важно, что под ней (реклама предновогодней
продажи техники фирмы «Epson»).
• Не тормози! Сникерсни! (реклама шоколада «Сникерс»).
• «Ярпиво» — больше позитива.
• Tefal заботится о вас.
• Дрели и болгарки — лучшие подарки!
• Вы думаете, идеал — это 90 х 60 х 90? Нет, идеал — это от 16 до 30... (реклама посуды с антипригарным покрытием).
Задание 6. Напишите рекламные тексты для любых трех товаров, пользующихся спросом у вас или ваших друзей.