Теории содержания мотивации
Лабораторная Работа № 3
«Мотивация»
Введение
Мотивирование – это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. В зависимости от того, какие цели преследует мотивирование, какие задачи оно решает, можно выделить два основных типа мотивирования.
Первый тип мотивирования состоит в том, что путем внешних воздействий на человека вызываются к действию определенные мотивы, которые побуждают человека осуществлять действия, приводящие к желательному для мотивирующего субъекта результату. Этот тип мотивирования во многом напоминает вариант торговой сделки: «Я даю тебе, что ты хочешь, а ты даешь мне, что я хочу». Если у двух сторон не оказывается точек взаимодействия, то и процесс мотивирования не сможет состояться.
Задача второго типа мотивирования - формирование определенной мотивационной структуры человека. В этом случае основное внимание обращается на то, чтобы развить и усилить мотивы человека. Этот тип мотивирования носит воспитательный и образовательный характер и часто не связан с какими-то конкретными действиями или результатами, которые ожидаются получить от человека в виде итога его деятельности. Второй тип мотивирования требует гораздо больших усилий, знаний и способностей для его существования, но и его результаты в целом существенно превосходят результаты первого типа.
Процесс использования разных стимулов для мотивирования людей называется процессом стимулирования. Одной из самых распространенных форм стимулирования является материальное стимулирование. Но важно учитывать ситуацию, где материальное стимулирование осуществляется, и избегать преувеличения его возможностей - человек имеет сложную и неоднозначную систему потребностей, интересов, приоритетов и целей.
Теории содержания мотивации.
Теории содержания мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивации. В значительной мере фокус этих теорий сконцентрирован на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию. Они описывают структуру потребностей, их содержание и связь с мотивацией человека к деятельности и пытаются дать ответ на вопрос: что внутри человека побуждает его к деятельности? Приведем наиболее известные теории мотивации.
Теория иерархии потребностей Маслоу.Широко известная и признаваемая концепция иерархии потребностей, разработанная Маслоу (Maslow, 1970), включает следующие основные идеи и предпосылки:
1. Люди постоянно ощущают какие-то потребности;
2. Люди испытывают определенный набор сильно выраженных потребностей, которые могут быть объединены в отдельные группы;
3. Группы потребностей находится в иерархическом расположении по отношению друг к другу;
4. Потребности побуждают человека к действиям, если они не удовлетворены. Удовлетворенные потребности больше не мотивируют людей;
5. Если одна потребность удовлетворена, то на ее место выходит другая неудовлетворенная потребность;
6. Обычно человек ощущает одновременно несколько различных потребностей, находящихся между собой в комплексном взаимодействии;
7. Потребности, находящиеся ближе к основанию «пирамиды», требуют первостепенного удовлетворения;
8. Потребности, более высокого уровня начинают активно действовать на человека после того, как в общем удовлетворены потребности более низкого уровня;
9. Потребности более высокого уровня могут быть удовлетворены большим числом способов, нежели потребности нижнего уровня.
В соответствии с теорией Маслоу существует пять групп потребностей (рис. 1)
|
Систематизируя и объединяя в совокупность потребности, формы их проявления у человека и средства удовлетворения его потребностей, составляют таблицу, показывающую связь средств мотивирования с пирамидой потребностей Маслоу.