Требования по написанию раздела Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных средств (ФОС) позволяет осуществить контроль и управление процессом приобретения обучающимися необходимых знаний, умений и навыков, определенных во ФГОС по соответствующему направлению подготовки, в качестве результатов освоения модулей и дисциплины в целом.
Фонд оценочных средств включает в себя задания, контрольные работы, тесты и другие оценочные средства, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций и знаний.
Фонд оценочных средств является неотъемлемой частью рабочей программы дисциплины
В данном разделе необходимо отразить:
- форму контроля промежуточной аттестации (строго следуя УП);
- перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы;
- показатели и критерии оценивания на различных этапах формирования;
- описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания;
- методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и(или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы;
- типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для процедуры оценивания знаний, умений, навыков и(или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы;
- типовые задания для проведения промежуточной аттестации обучающихся.
Для формирования таблицы Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы необходимо:
- в столбец Компетенциивнести все компетенции, заявленные в таблице раздела Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы;*
- распределить дисциплины, участвующие в формировании данной компетенции, по этапам (начальный, основной, завершающий).**
Для этого необходимо проанализировать учебный план.
Например.
Если данная компетенция формируется в результате освоения дисциплин 1,2,3,4,5,6,7 и 8 семестра, логично распределить их следующим образом:
- дисциплины 1-4 семестры – начальный этап формирования компетенции;
- дисциплины 5-6 семестры– основной этап формирования компетенции;
- дисциплины 7-8 – завершающий этап формирования компетенции.
Если данная компетенция формируется в результате освоения дисциплин, например, 5, 7 и 8 семестра, логично распределить их следующим образом:
- дисциплины 5 семестр – начальный этап формирования компетенции;
- дисциплины 7 – основной этап формирования компетенции;
- дисциплины 8 – завершающий этап формирования компетенции.
Если данная компетенция формируется в результате освоения дисциплин, например, 1 и 2 семестра, логично распределить их следующим образом:
- дисциплины 1 семестра – начальный этап формирования компетенции;
- дисциплины 2 семестра – основной этап формирования компетенции;
- дисциплины 2 семестра – завершающий этап формирования компетенции.
В таблице дисциплину, для которой разрабатывается РПД, необходимо выделить шрифтом Times New Roman, 12пт, полужирный, курсив и поставить вверху дисциплин соответствующем столбце этапа формирования. Пример для заполнения представлен в таблице 6.
Таблица 6
Пример заполнения
Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Компетенции* | Начальный этап** | Основной этап** | Завершающий этап** |
ОК-3 Способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности | Экономическая теория | Программирование на платформе 1С: Предприятие Основы бухгалтерского учета | Тайм-менеджмент |
ОК-7 Способность к самоорганизации и самообразованию | Экономическая теория История | Психология Иностранный язык | Философия Системы искусственного интеллекта Информационный менеджмент Конфликтология Тайм-менеджмент |
Для формирования таблицы Показатели и критерии оценивания на различных этапах формирования необходимо определить данные показатели и критерии оценивания для каждой, указанной в предыдущей таблице, компетенции.
При формировании данной таблице следует иметь в виду, что, необходимо распределить Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине и Критерий оцениванияна:
- пороговый показатель оценивания. Здесь оцениваются, в основном, все планируемые результаты обучения по дисциплине (ЗУВ) на оценку «удовлетворительно».
- базовый показатель оценивания. Здесь оцениваются, в основном, все планируемые результаты обучения по дисциплине (ЗУВ) на оценку «хорошо».
- высокий показатель оценивания. Здесь оцениваются, в основном, все планируемые результаты обучения по дисциплине (ЗУВ) на оценку «отлично».
Порядок формирования таблицы
- определить показатель оценивания;*
- определить Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, воспользовавшись данными таблицы из раздела Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.**Данные переносить с индексами (например, З1, У4, В2).
- определить критерии оценивания именно для определенного планируемого результата;***
- определить этап формирования именно для этой дисциплины в соответствии с таблицей Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программ.****
Например,