Тема 3.4. Особенности функционирования органов чувств
Органы чувств как анализаторы. Значение для сбора и поступления информации, анализ. Общий план построения органов чувств. Ассоциативные связи всех органов чувств в области коры головного мозга.
Виды заданий для самоподготовки по теме:
1) Составить конспект и вопросы-суждения по теме (приложения 1,3);
2) Подготовить реферат по психологическим аспектам функционирования и значения органов чувств для развития психики человека (приложения 4, 5, 6);
3) Составить фреймы по разделам темы (приложение 3);
4) Составить понятийный сборник по теме (приложение 13);
5) Составить сравнительную таблицу анатомических особенностей организации различных видов восприятия (приложение 14);
6) Работа с тестовыми заданиями по теме (приложение 7).
Рекомендуемая литература для изучения темы:
а) основная:
1. Кондрашов, А. В. Анатомия нервной системы. Медицинский атлас [Текст] / А. В. Кондрашов, О. А. Каплунова – М. : Эксмо, 2010. – 256 с.
2. Нервная система человека: строение и нарушения [Текст] : атлас / ред. Астапов В. М. - М. : ПЕР СЭ, 2001. - 72 с.
3. Николаев, В. Г. Анатомия центральной нервной системы [Текст] : учебное пособие для студентов по специальности психология / В. Г. Николаев, Е. П. Шарайкина, В. П. Ефремова. - Красноярск : СибГТУ, 2004. – 176 с.
4. Хомутов, А. Е. Анатомия центральной нервной системы [Текст] / А. Е. Хомутов, С.Н. Кульба. – Ростов-на-Дону: Феникс. - 2010. – 320 с.
б) дополнительная:
1. Буреш, Я. Методики и основные эксперименты по изучению мозга и поведения. [Текст] / Буреш Я., Бурешова О., Хьюстон Д.П. - М.: Высшая школа. - 1991.
2. Беленков, Н. Ю. Принцип целостности в деятельности мозга. [Текст] / Беленков Н.Ю. - М.: Медицина. - 1980.
3. Анатомия человека [Текст] / под ред. М. Р. Сапина. - М. : Медицина, 2003. – 314 с.
4. Моренков, Э. Д. Морфология мозга человека [Текст] / Э. Д. Моренков. - М., 1979. – 200 с.
5. Савельев, С. В. Практикум по анатомии мозга человека: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] / С. В. Савельев, М. А. Негашева. - 2010. – 192 с.
ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ:
Основная литература:
1) Хомутов, А. Е. Анатомия центральной нервной системы [Текст] / А. Е. Хомутов, С.Н. Кульба. – Ростов-на-Дону: Феникс. - 2010. – 320 с.
2) Джуан, С. Странности нашего мозга [Текст] / С. Джуан. - М.: РИПОЛ классик, 2010. - 384 с.
3) Межполушарное взаимодействие [Текст]: хрестоматия / под ред. А.В. Семенович, М. С. Ковязиной. - М. : Генезис, 2010. - 400 с.
4) Цветкова Л.С. Мозг и интеллект: нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности [Текст] / Л. С. Цветкова. - Новосибирск : Сиб. хронограф, 2009. - 304 с.
Дополнительная литература:
1) .Кондрашов, А. В. Анатомия нервной системы. Медицинский атлас[Текст] / А. В. Кондрашов, О. А. Каплунова – М. : Эксмо, 2010. – 256 с.
2) Нервная система человека: строение и нарушения [Текст] : атлас / ред. Астапов В. М. - М. : ПЕР СЭ, 2001. - 72 с.
3) Николаев, В. Г. Анатомия центральной нервной системы [Текст]: учебное пособие для студентов по специальности психология / В. Г. Николаев, Е. П. Шарайкина, В. П. Ефремова. - Красноярск : СибГТУ, 2004. – 176 с.
4) Нервная система человека: строение и нарушения [Текст] : атлас / под ред. Ю. В. Микадзе, В. М. Астапова. - М.М. : МПСИПЕР СЭ, 2003. - 80 с.
5) Николаев, В. Г. Анатомия центральной нервной системы [Текст] : курс лекций для студентов специальности 020400 "Психология" / В. Г. Николаев, Е. П. Шарайкина, В. П. Ефремова. - Красноярск : СибГТУ, 2005. - 165 с.
6) Анатомия человека [Текст] / под ред. М. Р. Сапина. - М. : Медицина, 2003. – 314 с.
7) Батуез, А. С. Высшая нервная деятельность [Текст] / А. С. Батуез. - М., 1991. – 346 с.
8) Беритов, И. С. Структура и функции коры большого мозга [Текст] / И. С. Беритов. - М., 1969. – 218 с.
9) Берг, А. И. Индивидуальный мозг[Текст] / А. И. Берг [и др.] - М. : Наука, 1993. – 256 с.
10) Данилова, Н. Н. Физиология высшей нервной деятельности [Текст] / Н. Н. Данилова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 328 с.
11) Блум, Ф. Мозг, разум и поведение [Текст] / Ф. Блум, [и др.].- М. : Мир, 1988. – 280 с.
12) Куффлер, С. От нейрона к мозгу [Текст] / С. Куффлер, Дж. Николе. - М., 1982. – 178 с.
13) Мозг [Текст] / под ред. П. В. Симонова.- М., 1982. – 268 с.
14) Моренков, Э. Д. Морфология мозга человека [Текст] / Э. Д. Моренков. - М., 1979. – 200 с.
15) Оленев, С. Н. Развивающийся мозг [Текст] / С. Н. Оленев. – Л., 1992. – 314 с.
16) Бианки, В. Л. Асимметрия мозга животных [Текст] / В. Л. Бианки. - Л., 1985. - 280 с.
17) Бредбери, М. Концепция гематоэнцефалического барьера [Текст] / М. Бредбери. - М., 1983. – 162 с.
18) Буреш, Я. Методики и основные эксперименты по изучению мозга и поведения [Текст] / Я. Буреш, О. Бурешова, Дж. Хьюстон. - М., 1991. – 240 с.
19) Майский, В. А. Структурная организация и интеграция нисходящих нейронных систем головного и спинного мозга [Текст] / В. А. Майский. - Киев, 1983. – 176 с.
20) Сергеев, Б. Как мозг учился думать [Текст] / Б. Сергеев. – М. : Цитадель, 1995. - 188 с.
Приложение 1
Примерный семантический ряд для составления вопросов-суждений по теме:
Для составления вопроса-суждениянеобходимо отыскать в тексте два основных (в частности - противоположных) понятия, вокруг которых ведется речь, и установить между ними взаимосвязь, пользуясь синонимическим рядом вопросительных слов.
1. Как доказать, что …..?
2. Чем объяснить, что …..?
3. В каком случае ………..?
4. Вследствие чего ……..?
5. Когда …………………..?
6. Почему ……………….?
7. Каким образом …………?
Приложение 2