Билет №3 Теории поведения человека в организации
Билет №2 Сущность и признаки организации. Классификация организаций.
Организация -это скоординированное образование, состоящее по меньшей мере из 3х человек, которые работают для достижения общей цели.
Признаки организации:
1) наличие цели. 2) наличие организационной культуры. 3) наличие организационной структуры. 4) постоянное взаимодействие с внешней средой. 5) использование ресурсов. 6) границы существования (во времени, в пространстве, граница по отношению к собственности).
Классификация организаций:
1) По способу социальных организаций: формальные и неформальные организации.
2) По форме собственности: муниципальные, государственные, частные организации.
3) Отношение к прибыли: коммерческие и некоммерческие организации.
4) По характеру потребностей клиента: индивидуальное производство, серийное производство, крупносерийное производство.
5) По формированию отношений внутри организаций:
- корпоративные организации - объединение людей по профессиональным социальным критериям.
- индивидуалистические организации - добровольные объединения индивидов в которых сочетается конкуренция и кооперация в деятельности и интересы производства совпадают с интересами личности.
- эдхократические организации - эти организации объединяют людей которые обладают уникальными знаниями и компетенциями.
- партисипативные организации - основаны на участии работников в управлении.
Билет №3 Теории поведения человека в организации.
1) Теория бихевиоризма:
Павлов ввел понятие поведение, с помощью которого рассматривал отношение отдельного организма со средой в которой он существует и с которой он активно взаимодействует. Павлов описывал поведение и адаптивную деятельность к внешней среде в терминах условных и безусловных рефлексов. Под условным рефлексом он понимал приобретенные индивидуальные относительно непостоянные. Под безусловными понимал врожденные, относительно постоянные.
Уотсонприменил концепцию об условных рефлексах к теории научения и сформулировал основные принципы поведенческой психологии. Поведение человека можно описать в терминах стимул-реакция. Стимулом может быть любое изменение внешней среды, реакцией - действие организма в ответ на стимул.
Скиннерустановил различия между двумя типами реакции: автоматическими, т.е. ответными, возникающими в ответ на определенные стимулы и оперативными, которые самопроизвольно вырабатываются организмами. На возникновение оперативных условных реакций можно воздействовать поощрением или наказанием. Закон эффекта Торндайка - закон это обоснование принципа подкрепление, который повышает интенсивность и стимулирует повторяемость ответной реакции при научении.
2) Социально-когнетивная теория научения личности:
Бандура считал, что поведение личности - это результат влияния внешней среды и самого человека. Свою теорию называл взаимным детерменизмом. Психическое функционирование - это непрерывное взаимодействие между открытым поведением окружающей среды и личностными факторами. Сам человек формирует когнетивный или позновательный образ определенной поведенческой реакции наблюдая окружающие модели поведения. Затем эта закодированная информация становится ориентиром в последующих действиях. Убежденность человека о способности управлять событиями он назвал самоэффективностью.
Роттеранализировал поведение человека на основе взаимодействия потенциала поведения, ожидания, ценностей подкрепления и психологической ситуации. Потенциал поведения - это вероятность определенного поведения в какой то ситуации в связи с каким то подкреплением. Ожидание - это принятие какого то решения, когда человек рассчитывает на определенное подкрепление. Ценность подкрепления – это степень с которой человек при равной вероятности получения подкрепления предпочитает одно другому. Ценность подкрепления соотносится с мотивацией, а ожидание с познавательными процессами.
Келли:Люди мотивированны уже тем фактом, что они живы и желанием прогнозировать события которые они переживают. Поэтому не требуется специальных концепций для объяснения мотиваций человека. Человек представлен как свободный и зависящий от собственного поведения.
Роджерссчитал что поведение человека направлено на поддержание образа «Я». Если информация или чувства не соответствуют этому образу, то человек испытывает состояние неконгруентности ( рассогласование между опытом и « Я-образом» ).
Айзенгвыделял два основных типа личности экстраверты-интроверты и стабильный-невротический. Сочетание этих 4х комбинаций дает четыре типа людей: 1) интроверт стабильный (спокойный, уравновешенный, надежный); 2) интроверт невротичный (легко поддающийся переменам настроения, тревожный, необщительный); 3) экстраверт стабильный (лидер, беззаботный, веселый); 4) экстраверт невротичный ( ранимый, беспокойный, агрессивный).
Олпортсчитал черты личности основой динамической организации психофизической системы, формирующей поведение и мышление человека.Кеттэл- представитель теории черт личности. Считал черты личности основным фактором который определяет поведение человека.
3) Фрейд - основатель школы психоанализа.Считал, что поведение человека не может быть произвольным или случайным, оно контролируется неосознаваемыми психологическими конфликтами. В структуре личности Фрейд выделял 3 основных составляющих: 1) Супер эго (Сверх «Я») – собственное сознание человека, его моральные принципы, определяющие возможность или невозможность того или иного варианта поведения. Оно сначала формируется моралью родителей, а затем учителей и авторитетов. 2) Ид (Оно) – это источник человеческих желаний, который требует немедленного удовлетворения, именно это бессознательное служит источником всех психологических сил и энергии личности. 3) Эго (Я) – находится между сознательным и бессознательным, подчиняется реальности, стремится поддерживать равновесие между Ид и Супер эго, удовлетворять желания Ид с учетом внешних факторов. Если Эго не справляется со своей функцией, происходит дестабилизация личности. С целью чтобы помочь справляться с переживаниями, эмоциями, он разработал механизмы психологической защиты: Вытеснение – это вытеснение в область бессознательного неприятной информации и чувств. Перенесение – человек переносит свои чувства на других людей. Сублимация – это когда личность ориентирует свое поведение на достижение другой цели, поставленной взамен первой. Замена цели приносит личности равное удовлетворение. 4) Рационализация – это поиск удобных причин для оправдания невозможности совершить те или иные действия.