Понятие направленности личности и самосознания

Направленность личности — это система устойчивых мотивов (доминирующих потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения), которые определяют поведение личности в изменяющихся внешних условиях.

Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структкры личности (например, на нежелательные черты темперамента), и на психические состояния и познавательные, эмоциональные, волевые психические процессы.

Направленность наряду с доминирующими мотивами имеет и иные формы протекания: ценностные ориентации, привязанности, симпатии (антипатии), вкусы, склонности. Она проявляется не только в различных формах, но и в различных сферах жизнедеятельности человека.

Направленность личности характеризуется уровнем зрелости, широтой, интенсивностью, устойчивостью и действительностью.

Особенности направленности личности:

· Социальная значимость отношений личности, уровень их общественной ценности — нравственность её повседневного поведения.

· Разнообразие потребностей личности, широта её интересов и определённость центральных стержневых интересов — целеустремлённость личности.

· Степень устойчивости отношений — последовательность и принципиальность личности, или цельность личности.

Среди ценностей имеются ценности базовые, фундаментальные для данной группы людей, есть и сверхценности. Свобода личности, свобода народа, жизнь близких людей, честь и достоинство — сверхценностей, которые для очень многих людей значат больше, чем собственная жизнь.

Но люди иногда недооценивают объективно значимые ценности или, наоборот, придают повышенную значимость ценностям престижным, модным. Существуют и мнимые сверхценности. При крушении сверхценности, например, любви или престижа, теряется ощущение смысла жизни.

Благодаря своей направленности люди способны преодолевать препятствия, проявлять усилия и идти своим курсом. Но этот курс всегда лежит в пределах определённых социальных отношений, социальных ценностей.

Итак, поведение личности определяется её направленностью. Направленность личности определяет всю систему её побуждений, систему её стратегических и тактических целей.

Деятельность личности направляется этими целями. Но есть цель — основание деятельности, то основание самой цели лежит вне деятельности — в системе человеческих потребностей.

Понятие самосознания

Самосознание- это особая форма сознания. Она отражает уровень развития сознания и его направленности. Если сознание ориентирована на весь объективный мир, то самосознание на, внутренний мир. С помощью самосознания личность познает свою сущность, а именно свойства своего характера, познавательную, эмоционально - волевую сферу, потребности, ценностные ориентации и т.д. В процессе самосознания человек выступает одновременно как субъект и как объект познания.

Генетически самосознание возникает позже сознания. Начало формирования самосознания приходится на ранние детские годы. Дети в 3-4 года уже выделяют себя из окружения и имеют элементарное представление о себе. Дальнейший путь формирования человека состоит в постепенном освобождении от непосредственного воздействия среды. Проблема самосознания мало исследована, несмотря на то, что этим феноменом интересовались еще античные философы.

10) Исследования и характеристика «Я - концепции».

Р. Бернс дает следующее определение: «Я-концепция» – это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряжённая с его отношением к себе или к отдельным своим качествам, это называют самооценкой».

Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я».

«Я - концепцию», в сущности, определяет индивид: что он о себе думает, как смотрит на своё деятельное начало и возможности развития в будущем.

Три элемента установки, применительно «Я – концепции»:

1.Образ Я – представление индивида о самом себе.
2. Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Три основные составляющие «Я - концепции»:

Когнитивная

Обычно человек считает, что обладает определёнными характеристиками. Эти характеристики нельзя вывести или свести к одному текущему моменту его жизни — если человек считает что он «сильный», это не значит, что он в данный момент поднимает тяжесть. Более того, на самом деле этот человек объективно может и не быть сильным. А может и быть. Набор убеждений о самом себе и есть когнитивная составляющая я –концепции.

Оценочная

Индивид не только полагает, что обладает определёнными характеристиками, но и определённым образом оценивает их, относится к ним. Ему может нравиться или не нравиться что он, к примеру, сильный. Важную роль в формировании этой оценки играют:

· соотнесение представлений о себе с «Идеальным я»;

· соотнесение представлений о себе с социальными ожиданиями;

· оценка эффективности своей деятельности с позиции своей идентичности

Поведенческая

Кем бы человек себя ни считал, он не может игнорировать то, как он на самом деле себя ведёт, то что ему на самом деле удаётся. Эта «объективная» часть и есть поведенческая составляющая Я – концепции.

Наши рекомендации