Приложение №1 набор методик

Тест Т. Лири - "Диагностика межличностных отношений"

На первом этапе исследования (супружеской паре) – участникам эксперимента предлагается заполнить бланк опросника согласно инструкции. Заполнение проходит в 4 этапа, на каждом этапе участникам предлагается новая инструкция.

Инструкция испытуемому 1: «Уважаемый участник исследования! Перед Вами перечень признаков, с помощью которых можно описать психологический портрет человека. Выберите только те признаки, которые Вы можете отнести к себе, и отметьте их. Долго не задумывайтесь, если не уверены – не отмечайте! Спасибо!»

Инструкция испытуемому 2: «Уважаемый участник исследования! Перед Вами тот же перечень признаков, с помощью которых можно описать психологический портрет человека. Выберите только те признаки, которыми Вы хотели бы обладать в идеале (в т.ч. и те признаки, которыми Вы уже обладаете), и отметьте их. Долго не задумывайтесь, если не уверены - не отмечайте! Спасибо!»

Инструкция испытуемому 3: «Теперь выберите только те признаки, которыми, Вам кажется, обладает Ваш супруг, и отметьте их. Спасибо!»

Инструкция испытуемому 4: «А теперь выберите только те признаки, которыми, Вам хотелось бы, чтобы обладал Ваш супруг в идеале (в т.ч. те признаки, которые в нём уже есть), и отметьте их. Спасибо!»

№ п/п Качества личности Я реальное Я идеальное Мой реальный супруг Мой идеал супруга
Другие думают о нем благосклонно        
Производит впечатление на окружающих        
Умеет распоряжаться и приказывать        
Умеет настоять на своем        
Обладает чувством достоинства        
Независимый        
Способен сам позаботиться о себе        
Часто может проявлять безразличие        
Способен быть суровым        
Строгий, но справедливый        
Может быть искренним        
Критичен к другим        
Любит поплакаться        
Часто печален        
Способен проявлять недоверие        
Часто разочаровывается        
Способен быть критичным к себе        
Способен признать правоту другого        
Охотно подчиняется        
Уступчивый        
Благодарный        
Восхищающийся и склонный к подражанию        
Уважительный        
Ищущий одобрения        
Способен к сотрудничеству, к взаимопомощи        
Стремится ужиться с другими        
Дружелюбный, доброжелательный        
Внимательный и ласковый        
Деликатный        
Ободряющий        
Отзывчивый на призывы о помощи        
Бескорыстный        
Способен вызывать восхищение        
Пользуется у других уважением        
Обладает талантом руководителя        
Любит ответственность        
Уверен в себе        
Самоуверен и напорист        
Деловитый и практичный        
Любит соревноваться        
Стойкий и крутой, где надо        
Неумолимый, но беспристрастный        
Раздражительный        
Открытый и прямолинейный        
Не терпит, чтобы им командовали        
Скептичен        
На него трудно произвести впечатление        
Обидчивый, щепетильный        
Легко смущается        
Неуверенный в себе        
Уступчивый        
Скромный        
Часто прибегает к помощи других        
Охотно почитает авторитеты        
Охотно принимает советы        
Доверчив и стремится радовать других        
Всегда любезен в общении        
Дорожит мнением окружающих        
Общительный и уживчивый        
Добросердечный        
Добрый, вселяющий уверенность        
Нежный, мягкосердечный        
Любит заботиться о других        
Бескорыстный, щедрый        
Любит давать советы        
Производит впечатление значительности        
Начальственно-покровительственный        
Властный        
Хвастливый        
Надменный и самодовольный        
Думает только о себе        
Хитрый и расчетливый        
Нетерпим к ошибкам других        
Своекорыстный        
Откровенный        
Часто не дружелюбен        
Озлобленный        
Жалобщик        
Ревнивый        
Долго помнит обиды        
Самобичующий        
Застенчивый        
Безынициативный        
Кроткий        
Зависимый, несамостоятельный        
Любит подчиняться        
Предоставляет другим принимать решения        
Легко попадает впросак        
Легко поддается влиянию других        
Готов довериться любому        
Благорасположен ко всем без разбора        
Всем симпатизирует        
Прощает все        
Переполнен чрезмерным сочувствием        
Великодушен и терпим к недостаткам        
Стремится покровительствовать        
Стремится к успеху        
Ожидает восхищения от каждого        
Распоряжается другими        
Деспотичный        
Сноб (судит о людях по рангу и достатку, а не по их личным качествам)        
Тщеславный        
Эгоистичный        
Холодный, черствый        
Язвительный, насмешливый        
Злой, жестокий        
Часто гневный        
Бесчувственный, равнодушный        
Злопамятный        
Проникнут духом противоречия        
Упрямый        
Недоверчивый и подозрительный        
Робкий        
Стыдливый        
Отличается чрезмерной готовностью подчиняться        
Мягкотелый        
Почти никогда и никому не возражает        
Навязчивый        
Любит, чтобы его опекали        
Чрезмерно доверчив        
Стремится снискать расположение каждого        
Со всеми соглашается        
Всегда дружелюбен        
Всех любит        
Слишком снисходителен к окружающим        
Заботится о других в ущерб себе        
Портит людей чрезмерной добротой        
Позволяет себя эксплуатировать        

Обработка результатов

На первом этапе обработки данных производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью ключа к опроснику.

Ключ

1. Авторитарный: 1 – 4, 33 – 36, 65 – 68, 97 – 100.

2. Эгоистичный: 5 – 8, 37 – 40, 69 – 72, 101 – 104.

3. Агрессивный: 9 – 12, 41 – 44, 73 – 76, 105 – 108.

4. Подозрительный:13 – 16, 45 – 48, 77 – 80, 109 – 112.

5. Подчиняемый:17 – 20, 49 – 52, 81 – 84, 113 – 116.

6. Зависимый: 21 – 24, 53 – 56, 85 – 88, 117 – 120.

7. Дружелюбный: 25 – 28, 57 – 60, 89 – 92, 121 – 124.

8. Альтруистический: 29 – 32, 61 – 64, 93 – 96, 125 – 128.

На втором этапе полученные баллы переносятся на диаграмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (минимальное значение — 0, максимальное — 16). Концы таких векторов соединяются и образуют профиль, отражающий представление о личности данного человека. Очерченное пространство заштриховывается. Для каждого представления строится отдельная диаграмма, на которой оно характеризуется по выраженности признаков каждой октанты.

Психограмма

Приложение №1 набор методик - student2.ru

На третьем этапе с помощью формул определяются показатели по двум основным параметрам «Доминирование» и «Дружелюбие»:

Доминирование = (I – V) + 0,7 х (VIII + II – IV – VI)

Дружелюбие = (VII – III) + 0,7 х (VIII – II – IV + VI)

Таким образом, система баллов по 16 межличностным переменным превращается в два цифровых индекса, которые характеризуют представление субъекта по обозначенным параметрам.

В результате проводится анализ личностного профиля – определяются типы отношения к окружающим.

Интерпретация результатов

Подсчет баллов ведется отдельно для каждой оцениваемой личности. Показателем нарушения отношений с определенным лицом является разница между представлениями человека о нем и желаемом его образе в качестве партнера по общению.

Максимальная оценка уровня – 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:

0-4 балла – низкая: адаптивное поведение
5-8 баллов – умеренная:
9-12 баллов – высокая: экстремальное поведение
13-16 баллов - экстремальная: до патологии поведение

Положительное значение результата, полученного по формуле "доминирование", свидетельствует о выраженном стремлении человека к лидерству в общении, к доминированию. Отрицательное значение указывает на тенденцию к подчинению, отказу от ответственности и позиции лидерства.

Положительный результат по формуле "дружелюбие" является показателем стремления личности к установлению дружелюбных отношений и сотрудничеству с окружающими. Отрицательный результат указывает на проявление агрессивно-конкурентной позиции, препятствующей сотрудничеству и успешной совместной деятельности. Количественные результаты являются показателями степени выраженности этих характеристик.

Наиболее заштрихованные на профиле октанты соответствуют преобладающему стилю межличностных отношений данного индивида. Характеристики, не выходящие за пределы 8 баллов, свойственны гармоничным личностям. Показатели, превышающие 8 баллов, свидетельствуют об акцентуации свойств, выявляемых данным октантом. Баллы, достигающие уровня 14-16 , свидетельствуют о трудностях социальной адаптации. Низкие показатели по всем октантам (0-3 балла) могут быть результатом скрытности и неоткровенности испытуемого. Если в психограмме нет октантов, заштрихованных выше 4-х баллов, то данные сомнительны в плане их достоверности: ситуация диагностики не расположила к откровенности.

Первые четыре типа межличностных отношений (октанты 1-4) характеризуются тенденцией к лидерству и доминированию, независимостью мнения, готовностью отстаивать собственную точку зрения в конфликте. Другие четыре октанта (5-8) – отражают преобладание конформных установок, неуверенность в себе, податливость мнению окружающих, склонность к компромиссам.

В целом интерпретация данных должна ориентироваться на преобладание одних показателей над другими и в меньшей степени - на абсолютные величины. В норме обычно не наблюдаются значительные расхождения между «Я» актуальным и идеальным. Умеренное расхождение может рассматриваться как необходимое условие самосовершенствования.

Неудовлетворенность собой чаще наблюдается у лиц с заниженной самооценкой (5,6,7 октанты), а также у лиц, находящихся в ситуации затянувшегося конфликта (4 октант). Преобладание одновременно 1 и 5 октанта свойственно лицам с проблемой болезненного самолюбия, авторитарности, 4 и 8 – конфликт между стремлением к признанию группой и враждебностью, т.е. проблема подавленной враждебности, 3 и 7 –борьба мотивов самоутверждения и аффилиации, 2 и 6 – проблема независимости-подчиняемости, возникающая в сложной служебной или иной ситуации, вынуждающей повиноваться вопреки внутреннему протесту.

Личности, у которых обнаруживаются доминантные, агрессивные и независимые черты поведения, значительно реже проявляют недовольство своим характером и межличностными отношениями, однако и у них может выявляться тенденция к совершенствованию своего стиля межличностного взаимодействия с окружением. При этом возрастание показателей того или иного октанта определит направление, по которому самостоятельно движется личность в целях самосовершенствования, степень осознания имеющихся проблем, наличие внутриличностных ресурсов.

Наши рекомендации