Сочинение волшебной сказки с опорой на схему В. Я. Проппа.
Задание направлено на формирование обобщённой схемы ориентировки в смысловой структуре художественного текста (по типу сказки). Структура любой волшебной сказки, согласно В. Я. Проппу, включает постоянные, устойчивые элементы — функции действующих лиц независимо от того, кем и как они выполняются. Число функций ограничено (31), и последовательность функций всегда одинакова. Функции можно свести к 20 основным (Дж. Родари), включающим такие, как: предписание или запрет, нарушение запрета, вредительство или недостача; отъезд героя; задача; встреча с дарителем; волшебные дары; появление героя; сверхъестественные свойства антагониста; борьба; победа; возвращение; прибытие домой; ложный герой; трудные испытания; беда ликвидируется; узнавание героя; ложный герой изобличается; наказание антагониста; свадьба. Учащимся предлагается сочинить оригинальную сказку, опираясь на указанную выше последовательность реализации функций действующих лиц. Выполнению задания должен предшествовать анализ одной из известных волшебных сказок с опорой на схему В. Я. Проппа.
Критерии оценивания:
• умение понимать основную мысль текста;
• умение прогнозировать развитие событий художественного текста;
• умение соотносить смысл фрагментов текста и устанавливать связи между ними;
• умение формулировать систему аргументов;
• умение интерпретировать текст;
• умение выделять личностные характеристики персонажей на основе понимания смысла описания событий и их поступков;
• умение составлять оригинальный текст сказки на основе обобщённой схемы.
Задание «Понимание научного текста»
Цель: развитие умения структурировать научный (познавательный) текст и составлять краткий конспект.
Возраст: 12—15 лет.
Учебные дисциплины: гуманитарные (география, история и др.) и естественно-научные (физика, биология, химия).
Форма выполнения задания: работа индивидуальная и в группах.
Описание задания: учащимся предлагается общая схема структурирования текста и текст познавательного характера (1—2 страницы).
Инструкция: учащиеся внимательно читают текст, находят в нём ответы на вопросы, данные в схеме, и заполняют соответствующие графы конспекта.
Материал: карточки с вопросами и заданиями.
1. Что составляет предмет обсуждения в тексте? ,________
2. Дайте определение предмета.
3. Какова структура (строение) предмета? Из каких
компонентов состоит предмет? _________________________
4. С какими другими предметами (понятиями) связан
предмет? ____________________________________________
5. Как возникает и развивается (эволюционирует) предмет?
6. Назовите основные функции предмета и области его
применения._______________________ .___ :_____________
7. Какие свойства и характеристики предмета обеспечивают
возможность реализации указанных функций? ____________
8. Как осуществляется производство предмета?
9. Укажите типологию предметов.
Задание «Приёмы осмысления текста в ознакомительном чтении*
{СП. Доблаев, 1987)
Цель: усвоение приёмов осмысления текста, включая приёмы постановки перед собой вопроса и поиска ответа на него, постановки вопроса-предположения, антиципации плана изложения, антиципации содержания, реципации (мысленного возвращения к ранее прочитанному).
Возраст: 14—15 лет.
Учебные дисциплины: гуманитарные (история, литература, география и др.) и естественно-научные (физика, биология, химия).
Форма выполнения задания: работа индивидуальная и в парах.
Описание задания: учащимся предлагается текст, определённые фрагменты которого отмечены символами, обозначающими необходимость выполнения соответствующего приёма. Содержание приёма разъясняется на ориентировочной карточке. Учащимся надо:
— прочитать текст и в местах, отмеченных символами В, ВПр, АП, АС, Р, записать содержание использованных приёмов осмысления текста;
— придумать заголовок к тексту;
— составить план текста;
— подобрать эпиграф к тексту.
Приёмы осмысления текста