Тема: Барьеры и конфликты в деловом общении. Способы их предупреждения и разрешения
1. Конфликт, его структура, типологии
2. Причины возникновения конфликтов.
3. Основные стадии конфликта: возникновение конфликтной ситуации, осознание конфликта, проявление конфликтного поведения, углубление конфликта и его разрешение.
4. Стили поведения в конфликте.
5. Этические принципы поведения в конфликте.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Барьеры делового общения: социокультурные, мировоззренческие, профессиональные, организационные, смысловые и др..
2.Спор и критика в деловой коммуникации.
3. Типы конфликтогенов.
4. Типы конфликтных личностей.
5. Прямые и косвенные методы разрешения конфликта и правила успешного общения в конфликте.
Литература:
1. Афанасьева Е.А. Психология общения. Часть 1 [Электронный ресурс]: учебное пособие по курсу «Психология делового общения»/ Афанасьева Е.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 106 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19277.
2. Афанасьева Е.А. Психология общения. Часть 2 [Электронный ресурс]: учебное пособие по курсу «Психология делового общения»/ Афанасьева Е.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 126 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19278.
3. Управление персоналом [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Г.И. Михайлина [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 280 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24834
Дополнительная литература:
1. Багаутдинов А.А. Основы логики и культуры мышления. Учеб. пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения АГНИ/ А.А.Багаутдинов – Альметьевск: АГНИ, 2009. – 108 с.
2. Гавра Д. Основы теории коммуникации: Учеб пособие. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2011. – 288 с.
3. Самыгин С.И. Деловое общение: учебное пособие / С.И.Самыгин, А.М.Руденко. – М.: КНОРУС, 2010. – 440 с.
4. Немов, Р.С. Психология: учеб. для вузов / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2011. - 639 с.
5. Психология и этика делового общения: Учебники для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юнити-Дана, 2003. – С.264-283.
6. Чернова Г.Р., Слотина Т.В.Психология общения: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2012 – 340 с.
7. Шарухин А. П. Психология делового общения/А. П. Шарухин, А. М. Орлов. – М.: Академия,2012.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ПО КУРСУ «Психология делового общения»
1. Определение понятия – общение. Структура и средства общения.
2. Характеристика и содержание общения. Механизмы воздействия в процессе общения.
3. Первое впечатление.
4. Особенности протекания длительного общения.
5. Наши поступки в общении. Самоподача в общении.
6. Коммуникативная сторона общения.
7. Интерактивная сторона общения.
8. Стили общения.
9. Деловая беседа как основная форма делового общения.
10. Вопросы собеседников и их психологическая сущность.
11. Парирование замечаний собеседников.
12. Психологические приемы влияния на партнера.
13. Создание благоприятного психологического климата во время переговоров.
14. Выслушивание партнера как психологический прием.
15. Техника и тактика аргументирования.
16. Формирование переговорного процесса.
17. Национальные стили ведения деловых переговоров.
18. История ораторского искусства.
19. Подготовка к публичному выступлению.
20. Как завоевать внимание аудитории.
21. Риторические приемы в публичном выступлении.
22. Кинесические особенности невербального общения (жесты, позы, мимика).
23. Проксемические особенности невербального общения.
24. Визуальный контакт.
25. Психологические и паралингвистические особенности невербального общения.
26. Межнациональные различия невербального общения.
27. История происхождения спора. Определение понятий: «спор», «дискуссия», «полемика».
28. Классификация видов спора. Культура спора. Предмет спора.
29. Поведение участников в споре. Индивидуальные особенности участников спора.
30. Национальные и культурные традиции. Уважительное отношение к оппоненту.
31. Выдержка и самообладание в споре. Психологические приемы убеждения. Нечестные приемы.
32. Мыслители древности и Нового времени о людях как о субъектах общения.
33. Психология народов.
34. Психология масс.
35. Психология межличностного общения.
36. Коллективная психология.
37. Динамика психической деятельности человека по А.Ухтомскому.
38. Деятельностный подход в психологии.
39. Культурологическая теория развития психики на основании теории Льва Семеновича Выготского.
40. Гуманистический и когнитивный подходы к пониманию психики личности.
41. Конфликт: виды, структура, стадии.
42. Профилактика стрессов в деловом общении.
43. Психологические особенности общения по телефону.
44. Стили руководства группой подчиненных.
45. Способы психологической защиты.
46. Способы манипулирования людьми.
47. Способности и роли личности.
48. Социально-психологическая адаптация личности.
49. Психология личности.
50. Социальные стереотипы личности.
ЛИТЕРАТУРА
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасьева Е.А. Психология общения. Часть 1 [Электронный ресурс]: учебное пособие по курсу «Психология делового общения»/ Афанасьева Е.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 106 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19277.
2. Афанасьева Е.А. Психология общения. Часть 2 [Электронный ресурс]: учебное пособие по курсу «Психология делового общения»/ Афанасьева Е.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 126 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19278.
3. Управление персоналом [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Г.И. Михайлина [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 280 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24834
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Багаутдинов А.А. Основы логики и культуры мышления. Учеб. пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения АГНИ/ А.А.Багаутдинов – Альметьевск: АГНИ, 2009. – 108 с.
2. Гавра Д. Основы теории коммуникации: Учеб пособие. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2011. – 288 с.
3. Самыгин С.И. Деловое общение: учебное пособие / С.И.Самыгин, А.М.Руденко. – М.: КНОРУС, 2010. – 440 с.
4. Немов, Р.С. Психология: учеб. для вузов / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2011. - 639 с.
5. Психология и этика делового общения: Учебники для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юнити-Дана, 2003. – 415 с.
6. Чернова Г.Р., Слотина Т.В.Психология общения: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2012 – 340 с.
7. Шарухин А. П. Психология делового общения/А. П. Шарухин, А. М. Орлов. – М.: Академия,2012.
Интернет-ресурсы
www.voppsy.ru – Журнал «Вопросы психологии»
http://www.naukaran.ru
http://www.maik.ru – «Психологический журнал»
www.moscowpj.ru – «Московский психотерапевтический журнал»
http://new.hse.ru/sites/psychology.ru – «Психология» Журнал высшей школы
http://www.socionic s. ibc.com.ua – « Психология и соционика межличностных отношений».
Глоссарий
Абдукция– умозаключение от эмпирических фактов к объясняющей их гипотезе.
Абсолют– духовное первоначало бытия – единое, бесконечное, вечное.
«Абсолютная идея» – основная категория Гегеля, обозначающая универсум в его полноте, безусловную, конкретную и личностную всеобщность /т.е. субстанцию и субъект одновременно/.
«Абсолютный дух» в философской системе Гегеля – звено развития духа, реализующее самосознание абсолютной идеи.
Абстрагирование – процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств (существенных, общих).
Агностицизм– гносеологическая концепция, отрицающая (полностью или частично) возможность объективного познания мира.
Аксиология– философское учение о ценностях, их роли в жизни человека.
Аксиома – исходное положение теории, принимаемое без логического доказательства.
Анализ– процедура мысленного (логического) и реального расчленения объекта на части (признаки, свойства, отношения).
Аналогия(соответствие, сходство) – установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами.
Антикумулятивизм –полагает, что в ходе развития познания не существует каких - либо устойчивых (непрерывных) и сохраняющихся компонентов. Переход от одного этапа эволюции науки к другому связан лишь с пересмотром фундаментальных идей и методов.
Антиномия – столкновение двух противоположных утверждений, которые одновременно могут быть доказаны и опровергнуты.
Антисциетизм – настаивает на ограниченности возможностей науки в решении коренных проблем человеческого существования, а в крайних случаях оценивает науку как силу, враждебную подлинной сущности человека.
Антропология– учение о человеке.
Антропоморфизм – наделение объектов (животных, явлений природы, Бога и т.д.) человеческими свойствами, т.е. уподобление их человеку.
Антропоцентризм – специфическая черта мировоззрения эпохи Возрождения, в котором центром культуры и философии является человек.
Апологетика (от: апология- защита учения) – обоснование и защита христианского учения, тоже одна из форм философии раннего средневековья.
Апория – логическое затруднение, противоречие, проблема.
Апостериори и априори (от лат. апост. – из последующего и апр. – из предшествующего), апостериори – знание, получаемое из опыта, априори – знание, предшествующее опыту и независимое от него.
Архетипы – универсальные, формальные структуры человеческой психики, являющиеся элементами коллективного бессознательного.
Атеизм – система философских убеждений, отрицающая существование Бога и высших сил во всех их проявлениях.
Атман – в индийской религиозно-философской мысли идеальное начало человека, часть безликого мирового Абсолюта.
Аттракторы – притягивающие множества, образующие собой центры, к которым тяготеют элементы.
Атрибут – существенное, неотъемлемое свойство объекта.
Бессознательное – совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта.
Благородный муж «цзюнь-цзы» – социальный идеал Конфуция, эталон для подражания. Должен обладать таким качествами как гуманность (жэнь), чувство долга ( и ), верность и искренность (чжэн), благопристойность и соблюдение церемоний ( ли). Благородный муж – честный, бесстрашный, понимающий, внимательный в речах и осторожный в делах.
Богочеловечество – личное и общечеловеческое спасение человека в сотрудничестве с Богом (В. Соловьев).
Брахман –высшая абсолютная реальность, абстрактная высшая сила в индийской религиозно-философской мысли, которая временами воплощает часть своих реалий в виде явлений.
Бытие – реальность, существующая независимо от человека; всякое существование вообще. Изучается в философии в рамках специального раздела – онтологии.
Веды– сборники священных песен и жертвенных формул, торжественных гимнов и магических заклинаний, использовавшихся при жертвоприношении. Всего таких Вед четыре. В Ригведе содержатся гимны в честь важнейших богов, где воспеваются их деяния, родственные связи, их мощь и основные функции. Самаведа – самхита песнопений из 1549 песен в основном в песенном виде излагающая гимны Ригведы. Яджурведа состоит из жертвенных формул заклинаний и прозаических комментариев к ним. Атхарававеда состоит из магических заклинаний.
Верификация – процедура установления истинности какого-либо утверждения или положения.
Вероятность – мера превращения возможности в действительность в ситуации неопределенности, количественная степень возможности появления события.
«Вещь в себе» – философский термин, означающий вещи как они существуют сами по себе, в отличие от того, какими они являются «для нас» в нашем познании.
Византизм – концепция поздних славянофилов (разработана К.Н. Леонтьевым). Ее сторонники считают, что в русском народе сильны идеи монархического государства, православия, отказа заботиться о земных благах, составлявшие основу духовной и политической жизни Византии. Поэтому Россия есть не Европа, а православный Восток.
Возможность и действительность – философские категории, выражающие потенциальное и актуальное бытие (тенденцию развития наличного бытия и его состояние).
Восприятие – целостный чувственный образ предмета, возникший в результате его непосредственного воздействия на органы чувств (синтез ощущений).
Восточноцентризм – принцип ограничения роли европейской культуры в развитии мировой и русской культуры. Разработан евразийством (Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Г.В. Вернадский, Л.Н.Гумилев).
Время – одна из форм существования материи; ритм, темп, скорость, длительность последовательного развития материальных процессов.
Гедонизм – этическая теория, признающая наслаждение высшим благом и целью человеческой жизни.
Гелиоцентризм – учение о строении Солнечной системы, согласно которому ее центром является Солнце. Появилось в древности, было развито Н.Коперником в XVI в.
Генезис – происхождение и дальнейшее развитие
Геоцентризм – учение о строении Солнечной системы и Вселенной, согласно которому их центром становится Земля. Было разработано Аристотелем и Птолемеем и поддерживалось христианской церковью.
Герменевтика – учение об истолковании текстов и их смыслах.
Гилозоизм – учение, признающее жизнь неотъемлемым свойством первичной субстанции и отвергающее границу между живым и неживым.
Гипотеза– научное предположение, основанное на определенных фактах, его истинное значение неопределенно и нуждается в доказательстве.
Гипотетико-дедуктивный метод – метод научного познания, сущность которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах. Метод основан на выведении (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, истинное значение которых неизвестно. Значит, заключение, полученное на основе данного метода, неизбежно будет иметь вероятностный характер.
Гносеология (эпистемология) – раздел философии, изучающий общие закономерности, формы и методы познания действительности.
Гуманизм (греч. - человек, человеческое) – в широком смысле мировоззрение, признающее ценность человека и его право на жизнь, свободу, счастье, развитие.
Дао (путь) – всеобщий Закон и Абсолют в китайской философии. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постояное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно дает начало имя и форму всему сущему. Дао проявляется через свою эманацию – дэ.
Движение– всякое изменение и взаимодействие материи.
Дедукция – логический метод вывода умозаключений от общего к частному.
Деизм – представление о Боге, согласно которому Бог творит мир, приводит его в движение и устанавливает законы, но далее не вмешивается в естественный ход природных событий.
Действительность(объективная реальность) - то, что реально существует и развивается, содержит свою собственную сущность и закономерность в самом себе, а также включает в себя результаты своего собственного действия и развития.
Деконструкция– философская позиция, как политическая стратегия, как способ чтения, как метод анализа противоположный европейской «метафизике» в изучении культуры и философии. Деконструкция – это не отрицание, и не разрушение, а попытка заново обосновать, осуществить акт реконструкции, но при этом раскрыть, развязать, распутать всю дискурсивную цепь.
Детерминизм – учение о закономерности и обусловленности явлений мира.
Диалектика– в широком смысле учение о противоположностях и развитии.
Диалектический материализм – главная форма материализма, сущностью которой является диалектический метод познания и материалистический способ понимания явлений действительности.
Динамическая закономерность – закономерность, основным признаком которой является строго однозначный характер всех связей описываемых явлений.
Дискретный – прерывный, раздельный.
Диссипативная система– система, по которой рассеиваются возмущения. Это характеристика поведения системы при флуктуациях, которые охватили ее полностью. Основное свойство диссипативной системы - необычайная чувствительность к всевозможным воздействиям и в связи с этим чрезвычайная неравновесность.
Дифференциация– разделение, расчленение в процессе развития.
Догма– положение, истинность которого принимается на веру и не может подвергаться никаким сомнениям и изменениям.
Доктрина– систематизированные представления, учение, концепция.
Дуализм – философское учение, считающее материальную и духовную субстанции равноправными началами.
Дух – в широком смысле некое невещественное, нематериальное начало (субстанция), противопоставляемое вещественному началу(субстанции).
Душа– в религиозных учениях некое невещественное, нематериально (нетелесное) образование, существующее в теле или вне его.
Дхарма– многозначный термин обозначающий буддийскую доктрину, буддийский закон и первочастицы мироздания.
Европоцентризм – учение, согласно которому Европа признавалась лидером мировой цивилизации.
Единичное и общее – категории диалектики, характеризующие индивидуальные, неповторимые и одинаковые, повторяющиеся свойства предметов.
Ересь– отклонение от общепринятого (ортодоксального) понимания тех или иных религиозных вопросов.
Заблуждение – объективная, необходимая, всеобщая, повторяющаяся и существенная связь между явлениями.
Закон –объективная, необходимая, всеобщая, повторяющаяся и существенная связь между явлениями.
Западники – течение в русской мысли середины XIX в.
Знание – форма отражения объективных характеристик действительности в сознании человека (объективная реальность, данная в сознании человека).
Идеализм – общее название философских учений, признающих первичность идеального начала (дух, Бог, сознание, логос, душа, идея и т.д.).
Идеальное – бытие предметов действительности в сознании человека.
Идея – форма постижения в мысли явлений действительности, включающая в себя сознание цели и дальнейшего познания и практического преобразования мира.
Императив – требование, закон, приказ.
Индетерминизм – онтологический принцип, отрицающий наличие между явлениями всеобщей объективной обусловленности и универсальной закономерной взаимосвязи.
Индукция – логический метод вывода умозаключений от частного к общему.
Интенциональность – в философии Гуссерля направленность сознания на феномен, полнота рефлексивного акта над потоком психических переживаний.
Интенция – направленность сознания (мышления) на определенный объект.
Интернализм – подход в понимании генезиса. Последователи считают основной движущей силой развития науки факторы, связанные с внутренней природой научного знания: логика решения его проблем, соотношение традиций и новаций и пр. Главное для них - описание собственно познавательных процессов.
Интуитивизм – гносеологическая концепция, признающая интуицию единственным или важнейшим источником достоверного познания.
Иррационализм – течение в философии, противоположное рационализму, утверждающее алогичный, иррациональный характер бытия и ограничивающее или отрицающее возможности разума в процессе познания.
Иррациональный – в широком смысле находящийся за пределами разума, не связанный с разумом.
Ислам (мусульманство) – одна из трех мировых религий. Основана Пророком Мухаммедом в VII в. на Аравийском полуострове.
Истина– знание субъекта, соответствующее познавательному объекту.
Картина мира – рациональная составляющая мировоззрения, исторически обусловленный образ мира, формируемый на основе научных, философских или религиозных представлений.
Качество и количество – категории, характеризующие существенную определенность предмета, теряя которую предмет перестает быть тем, что он есть, и внешнюю определенность предмета, изменение которой не ведет к изменению качества предмета.
Квазинаучное знание – опирается на методы насилия, принуждения в условиях жестко иерархизированной науки (например, «лысенковщина», шельмование генетики, кибернетики в 50-е гг. ХХв.).
Киники – последователи одной из философских школ в Древней Греции, претендовавшей на следование учению Сократа.
Коллективное бессознательное это сформировавшийся в психике предков образ мира – мыслеформы, закодированные в структуре головного мозга, передающиеся с помощью наследственности и отвечающие за организацию человеческой психики и мировосприятия.
Конкретное (лат.- сгущенный) – философская категория, выражающая вещь или систему взаимосвязанных вещей в совокупности всех сторон и связей, которая отражается как чувственно-конкретное ( на эмпирическом этапе) или как мысленно-конкретное ( на теоретическом этапе)
Континуум – в широком смысле нечто непрерывное, единое.
Коэволюция– интерпретация термина «ноосфера» – совместное развитие природы и общества. Коэволюции идея (принцип) -сопряженное, взаимообусловленное изменение систем или частей внутри целого.
Конформизм – приспособленчество, соглашательство с существующим мнением или порядком вещей.
Концепция – способ понимания, основной принцип или точка зрения в изложении определенных фактов и положений, система взглядов.
Концепция «инь-ян» – деление всего сущего на два начала, женское и мужское. Мужское начало ян ассоциировалось с солнцем и со всем светлым, ярким и сильным. Женское начало инь было связано с луной, со всем темным и мрачным. Оба начала тесно взаимосвязаны и гармонично взаимодействуют.
Концепция «усин» – взаимодействие и взаимопроникновение пяти основных элементов, первосубстанций ( огонь – вода – земля – металл – дерево).
Космизм – учение, согласно которому процессы развития на земле и в обществе взаимосвязаны с космическими. Поэтому человечество способно объединиться на разумных началах и общечеловеческих ценностях. Космизм разработан такими философами как Н. Федоров, В. Вернадский, К. Циолковский.
Космогония – раздел в астрономии, в котором изучается происхождение космических объектов.
Космология – учение о Вселенной (Космосе) как целом и ее составных частях (галактиках и т.д.).
Космос – 1) в античной философии – упорядоченное, организованное, конечное бытие как противоположность Хаосу – бытию неорганизованному и бесконечному; 2) в современной науке и философии – мир, вселенная, имеющая определенную структуру.
Космоцентризм – специфическая черта античной философии (особенно ранней), основная проблематика которой была связана с Космосом.
Креационизм – религиозное учение о сотворении мира и человека Богом из ничего. Присутствует в иудаизме, христианстве, исламе.
Культ предков и нормы «сяо»– быть почтительным сыном обязан каждый, а особенно – человек грамотный и образованный, стремящийся к идеалу цзюнь-цзы.
Почитанию родителей китайские философы придавали глубокий смысл символа социального порядка. Сяо – это основа гуманности.
Либидо – термин психоанализа З.Фрейда, означающий бессознательное сексуальное влечение.
Логика– учение о законах и формах рационального мышления.
Магия – религиозно-мистическое учение и практика воздействия на человека, животных и природные процессы с помощью определенных обрядов и ритуалов.
Материализм – общее название философских учений, признающих первичность материального начала и зависимость от него начала идеального (духовного).
Материя – объективная реальность, существующая вне человеческого сознания, некое вещественное начало, противопоставляемое духовному началу (ортодоксальное понимание материи).
Медитация– концентрация сознания на какой-либо идее или предмете, либо на пустое (ментальное безмолвие).
Метафизика– 1) философское учение о сверхчувственных основах бытия, т.е. о некой Высшей реальности; 2) учение, противоположное диалектике, в котором мир воспринимается вне взаимосвязи и развития.
Метафизический материализм – первая форма материализма, абсолютизирующая какую-либо черту мышления или бытия.
Метод (греч. путь к чему либо) – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.
Методология – область знания, изучающая принципы организации и рационализации познавательной и практической деятельности.
Милетская школа – наименование учений ранних греческих философов из города Милета (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).
Мифология – самая ранняя историческая форма мировоззрения, отличающаяся чувственным восприятием действительности, символизмом, верой в сверхъестественные явления.
Моделирование – метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте – модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности – оригинала модели.
Монада – единица, единое. В широком смысле некая духовная частица – основа космического или индивидуального существования (например, в учении Лейбница или теософии).
Монизм – точка зрения, согласно которой мир имеет только одно первоначало (субстанцию). Разновидности монизма: материалистический, идеалистический, пантеистический.
Мышление – высшая форма отражения объективной реальности, познавательная деятельность, направленная на изменение действительности в соответствии с ее собственной сущностью.
Наблюдение – целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств.
Натурфилософия – философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности, и опирающееся на некоторые естественнонаучные понятия.
Наука– тип познавательной деятельности, направленный на производство и систематизацию объективных знаний о действительности, допускающих доказательство и эмпирическую проверку.
«Наукоучение» – общее обозначение комплекта сочинений Фихте, в котором он считает, что философия должна быть фундаментом всех наук, «учением о науке», благодаря систематичности последней.
Научная картина мира – целостная система представлений о мире, вырабатываемая в результате систематизации и синтеза фундаментальных достижений науки.
Научная революция – процесс смены научно-исследовательских программ, парадигм научного мышления.
Небо – верховное божество и высшее олицетворение разума, целесообразности, справедливости и добродетели в китайской культуре.
Претендуя на родство с Небом, китайские правители стали именовать свою страну Поднебесной (тянь-ся), а себя сыновьями Неба (тянь-цзы). Для них отождествление себя с Небом означало принятие на себя ответственности за весь мир.
Небытие (ничто) – философская категория, обозначающая отсутствие чего-либо, либо бытия вообще.
Необходимость и случайность – философские категории, характеризующие связь явлений, обусловленные причинами, вытекающими из внутренней природы вещей и обусловленные внешними, множественными факторами.
Неоплатонизм – одно из самых влиятельных философских течений эпохи поздней античности. Было основано на учениях Пифагора и Платона.
Неопозитивизм – течение в европейской философии первой половины XX в. Один из этапов развития идей позитивизма. Начинается с работ участников Венского кружка – научного семинара в Венском университете.
Неотомизм– философская школа в католическом христианстве. Начинает развиваться с конца XIX в. Основана на идеях Фомы Аквинского.
Нигилизм – в широком смысле отрицание общепринятых норм, ценностей, достижений в культуре, философии, науке.
Номинализм – течение в средневековой христианской философии, сторонники которого отрицали реальность общих понятий (универсалий) и полагали, что они (общие понятия) существуют только в мышлении как имена или названия предметов.
Ноосфера – в широком смысле сфера разума, формирующаяся благодаря познавательной, культурной и созидательной деятельности человека.
Ноумен– в широком смысле скрытая сущность явления или процесса, которая постигается только разумом, но не органами чувств. Ноумену противостоит феномен – явление, воспринимаемое органами чувств.
Объект – пассивное начало, воспринимающее действие.
Объективный – в широком смысле независимый от субъекта, существующий сам по себе.
Объективный идеализм – главная форма идеализма, утверждающая первичность сознания по отношению к материи и берущая за первооснову действительности сверхчеловеческое духовное образование.
Общественное бытие – материальная жизнь общества, включающая материальное производство средств жизни и производственные отношения, материальное отношение общества к природе, социально-политическая деятельность людей по преобразованию общества, научно-практическая деятельность, материальные условия жизни человека.
Общественное сознание – духовная жизнь общества как процесс отражения и осмысления общественного бытия в совокупности идей, теорий, традиций, чувств, присущих данному обществу.
Объект (лат. предмет) – часть предмета познания, находящаяся в практическом взаимодействии с субъектом.
Объективный– принадлежащий объекту, существующий вне субъекта и безотносительно к нему.
Оккультизм – общее название учений, восходящих к Сокровенной Мудрости, в которых признавалось существование скрытых сил в человеке и космосе, а также возможность их познания и использования.
Онтология – философское учение о бытии, его всеобщих, неотъемлемых свойствах.
Основной вопрос философии(по Ф.Энгельсу)– отношение сознания к материи;
онтологический аспект - первично материальное или духовное;
гносеологический аспект – познаваем ли мир.
Отчуждение – социальный процесс, характеризующийся превращением деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, подчас господствующую над ним и враждебную ему.
Пантеизм (греч. – пан – все, теизм – божественный) – философское учение, отождествляющее Бога и природу. Согласно пантеизму Бог не является Личностью или неким Существом, а представляет собой активное духовное Начало – силу (энергию), пронизывающую мир в каждой его частице.
Парадигма – теория, модель постановки проблем, принятая за основу в каких-либо исследованиях.
Парадокс – противоречие.
Патристика – учение отцов церкви по толкованию, обоснованию христианства: Августин Блаженный, Тертуллман и др., общее название учений ранних христианских богословов и философов (II – VIII вв.).
Перцепция – восприятие.
Плюрализм (субстанций) – точка зрения, согласно которой мир имеет множество первоначал. Например, монады в учении Г.Лейбница.
Позитивизм – философское течение, возникшее в Европе в начале XIX в. основанно на принципе, что все подлинное, «положительное» (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных (частных) наук и синтетического объединения этих результатов.
Понимание – форма освоения действительности на ступени языкового мышления, постижение и реконструкция смыслового содержания явлений действительности.
Понятие – форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях (дефинициях)
Постклассическая философия – условной название послегегелевского этапа развития западноевропейской философии XIX - начала XX в.
Постулат – положение (аксиома), принимаемое в качестве основы какой-либо теории или гипотезы без обоснования благодаря своей очевидности.
Практика – историческая материальная деятельность человечества по преобразованию природы, общества и самого человека.
Предикат – та часть суждения, которая отражает свойство предмета-то, о чем говорится в данном суждении.
Представление – хранящийся в памяти чувственный образ предмета.
Принцип (лат. первоначально) – центральная идея, задающая направление мышления.
Причина и следствия – категории, обозначающие два явления, одна из которых предшествует другому во времени и является основой возникновения другого (одно явление порождает другое).
Провиденциализм – религиозная концепция исторического процесса, согласно которой в истории осуществляется божественный план спасения человека.
Прогресс – один из типов развития, при котором осуществляется переход от низших, малоорганизованных форм к высшим, высокоорганизованным.
Пространство – одна из форм существования материи; способность материальных тел занимать определенное местоположение, граничить друг с другом.
Психоанализ – 1) метод в психотерапии, разработанный З.Фрейдом; 2) общее название группы философских и психологических учений, в той или иной мере впитавших идеи учения З.Фрейда и, в частности, его психоаналитический метод.
Пуруша– высшее духовное начало, высшая душа, песчинкой-частью которой является душа индивида.
Развитие – необратимые, направленные изменения. Основные типы развития: прогресс, регресс, циклическое развитие, одноплоскостное развитие.
Рационализм – философское направление (гносеологическая концепция), признающее разум основной способностью познания человека.
Реализм – течение в средневековой христианской философии, сторонники которого признавали реальное (объективное) существование общих понятий (универсалий).
Реальность – совокупность состояний в прошлом, настоящем и будущем.
1) все существующее, т.е. материальный мир и его идеальные продукты;
2) противостоящие явлениям сознания.
Революция– резкие, быстрые, скачкообразные изменения сложных систем. Один из типов развития.
Регресс– один из типов развития, при котором осуществляется переход от высших, высокоорганизованных форм к низшим, малоорганизованным.
Редукционизм – методологический принцип, согласно которому высшие формы движения материи могут быть объяснены на основе законов, присущих низшим формам. В широком смысле – сведение сложного или высшего к простому или низшему.
Релятивизм – методологический принцип, абсолютизирующий относительность и условность человеческого познания.
Рефлексия – направленность мышления на сам процесс мышления – его формы, причины, следствия.
Русская идея – идея особой судьбы и предназначения России. Является центральной во всей русской философии. Сформировалась в XVI веке и явилась первым идеологическим оформлением национального самосознания русского народа. В дальнейшем "русская идея" разрабатывалась в период XIX-XX вв. (П. Чаадаев, Ф. Достоевский, Н. Бердяев, В. Соловьев и др.). Суть ее в том, что именно Россия должна стать во главе движения к общечеловеческой цивилизации на основе христианства.
Сакральный – священный.
Самосознание – функция сознания, способность человека иметь знание о самом процессе на всех его уровнях.
Сангха – буддийская община.
Секуляризация – освобождение от власти церкви и религии.
Сенсуализм – философское направление (гносеологическая концепция), признающее чувственное восприятие основной (главной) формой человеческого понимания.
Синергетика (греч. совместный, согласованный) – междисциплинарный научный подход, исследующий общие закономерности и принципы, лежащие в основе процессов самоорганизации любой природы.
Синтез – в широком смысле соединение в единое целое.
Скептицизм – общее название гносеологических учений, сомневающихся в возможности рационального познания действительности.
Соборность – философский принцип славянофилов (разработан А.С. Хомяковым). Он решает проблему сочетания свободы и необходимости в преодолении как индивидуализма, так и коллективизма в утверждении принципов свободы и любви, которые есть в русской православной церкви.
Содержание и форма – категории, характеризующие совокупность элементов объекта, считающихся неделимыми, и способ их организации.
Солипсизм (лат. единственный и сам) – чистый субъективный идеализм, отрицающий какую-либо реальность вне индивида.
Софизм – логически ошибочное рассуждение (двусмысленность, уловка), выдаваемое за истинное.
Спонтанный – самопроизвольный.
Статистическая закономерность – закономерность поведения систем, образуемых совокупностью независимых элементов.
Сублимация – перенос сексуальной энергии на другой объект.
Субстанция – сущность; нечто, лежащее в основе; первоначало всех вещей. Понятие субстанции в строгом смысле этого слова сформировалось в философии Нового времени (у Декарта и Спинозы), греки же, пытаясь выразить идею субстанции, пользовались менее общими понятиями (терминами вещественных элементов).
Субстрат– материальная основа какого-либо предмета или явления.
Субъект– активное начало, направляющее (производящее) действие.
Субъективный идеализм – философское направление, которое ставит существование внешнего мира в зависимость от человека.
Суждение – форма мышления, образованная из понятий, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком, отношения между предметами или факт существования предмета.
Сущее – то, что есть.
Сущность – внутренняя, относительно устойчивая сторона предмета.
Существование – реальное бытие; то, что сообщает вещам, процессам, действиям и т.д. их реальность.
Схоластика (греч. школа) – средневековая форма философии и ее преподавания, когда философия выступала «служанкой» богословия в католических университетах.
Сциентизм– представление об исключительной роли науки в решении проблем общества, считающее науку главным фактором социального и культурного процесса.
Теизм – религиозно-философское учение, в котором Бог понимается как Абсолютная Личность, сотворившая мир и управляющая им из трансцендентных (запредельных, надмировых) областей бытия.
Тенденция – направленность развития какого-либо процесса в определенную сторону.
Теология– богословие, учение о Боге.
Теософия – дословно Божественная Мудрость. Течение в эзотеоической философии.
Теория– высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях определенной области действительности.
Теоцентризм – специфическая черта мировоззрения эпохи Средневековья, в котором центром культуры и философии является Бог.
Техника– совокупность орудий труда, машин, механизмов и других искусственных материальных конструкций, способствующих производственно-экономической деятельности общества (вариант классического определения).
Техника(новое, постклассическое определение) – это материальное, общедоступное воплощение в искусственно созданных конструкциях умения, таланта производственной и другой связанной с ней деятельности человека. Прежде всего это все, что связано с производством орудий труда по производству орудий труда, т.е. станки.
Технократия, власть техники и техника власти– стиль мышления и отношения человека (общества) к окружающей его социоприродной действительности с позиции материальной выгоды, использования и потребления.
Технология– совокупность приемов, операций, умений по преобразованию предмета интеллектуального и физического воздействия человека в нечто ценностное, полезное для жизни.
Трансцендентный – выходящий за рамки чувственного опыта; находящийся за пределами ограниченного бытия; запредельный.
Трансцендентное(от лат. – переступать) – понятийное обозначение всего того, что выходит за пределы нашего опыта, допускается в качестве предмета, существующего вне сознания. В гносеологическом смысле трансцендентное обозначает, что мы познаем не то, что содержится в сознании в опыте, а то, что находится вне нас. Противоположность –имманентное.
Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.
Утопия – в широком смысле некоторое построение (проект), реальное воплощение которого практически недостижимо.
Фаллибилизм – (подверженный ошибкам, ненадежный) принцип, согласно которому всякое знание ошибочно.
Фальсификация – установление ложности высказываний в результате экспериментальной или теоретической проверки.
Феномен – явление, воспринимаемое на основе чувственного опыта, психическое переживание, представленность предмета в сознании
Феноменализм – философский принцип, согласно которому в сознании мы всегда имеем дело лишь с явлением (феноменом) как последней доступной познанию действительностью.
Философия природы и философия тождества – учение, главная задача которого состояла в том, чтобы показать, как из единого первоначала, которое есть ни субъект, ни объект, рождается все многообразие универсума.
Формализация – отображение содержательного знания в знаково-символическом виде (формализованном языке).
Фрейдизм – направление современной философии, стремящееся применять учение Фрейда для объяснения явлений культуры, творчества и общества.
Христианство– одна из трех мировых религий. Возникла в I – II вв. н.э. Основана на Учении Иисуса Христа.
Ценность – это значение или роль какого-либо объекта (явления) в жизни человека и общества.
Часть и целое – философские категории, характеризующие отдельные предметы и их совокупность, обладающая новыми свойствами, не сводимыми к свойствам предметов.
Эволюция – плавные, постепенные изменения сложных систем, направленные к совершенствованию и повышению степени организованности. Один из типов развития.
Эзотерическая философия – общее название тайных (скрытых) философских учений, малодоступных широким массам. Единым источником эзотерических учений считается таинственная Шамбала – Духовная Обитель Великих Учителей человечества.
Экзистенциализм – философия существования, одно из крупных западных философских течений в XX в.
Экзистенция – специфический способ бытия человека в мире, характеризующийся через такие необъективируемые понятия как конечность, смертность, забота, страх, тоска.
Эклектика – неорганическое соединение разнородных частей и элементов в единое целое. Название философских школ (эклектические школы) в Древней Греции и Древнем Китае.
Эманация – в широком смысле истечение, распространение. У неоплатоников – переход от высших стадий (уровней) космического бытия к низшим.
Эмпиризм – философское направление (гносеологическая концепция), признающее чувственный опыт единственным или важнейшим источником человеческого познания.
Эмпирический – связанный с опытом.
Эпикуреизм– материалистическая школа в древнегреческой философии. Основатель – Эпикур.
Эпистемология – философская теория познания, учение о познании.
Эпохэ – в философии Гуссерля воздержание от поспешных суждений.
Эссенциализм – другое наименование классической философии, акцентирующее ее ориентацию на поиск сущности, объективируемой в таких понятиях как бытие, субстанция, бог, душа и т.п.
Эсхатология– религиозное учение о конце мира и человека.
Этика– одна из философских наук, предметом которой являются мораль и нравственность.