Различное в морали и праве 16 страница
Цит. по: Лососий И.О. История русской философии. М, 1991. С. 451.
Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Собр. соч.: В 10 т. М., 1996. Т. 5. С. 198.
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
ное отношение к кому бы то ни было, а также и те пристава, которые не сумеют внушить подчиненным им вежливое обращение с публикой. Чины полиции должны помнить, что своевольное, грубое, противозаконное отношение роняет достоинство полиции, а в обществе развивает неуважение к полиции вообще»1. Насколько значимым должен был представляться этот вопрос, если глава г. Москвы издавал приказы, в которых шла речь о культуре общения полицейских! Много воды утекло со времени этого приказа, но до сих пор культура общения остается для многих наших сотрудников ахиллесовой пятой. В источнике столетней давности читаем, что «по правилам полицейский офицер должен одинаково умело говорить с высокопоставленным лицом и с средним обывателем, и с дворником, и с простым, только что прибывшим из деревни мужиком. Исполнение его служебных обязанностей усложняется еше и тем, что прежний дореформенный принцип «тащить и не пущать» давным-давно уже оставлен»2.
Таким образом, еще в дореволюционной России к культурному уровню полицейских предъявлялись достаточно высокие требования. Власть предержащие хорошо осознавали, что вежливое обращение и умение общаться с различными категориями лиц способствуют возвышению авторитета полиции в обществе. Нельзя не обратить внимание и на то, что демократизация социальной жизни России того периода поставила перед российскими полицейскими задачу перейти от сугубо запретительных действий к предупредительным, при которых опять-таки резко возрастала значимость культурного уровня полицейских. Многие десятилетия отделяют нас от того времени, но как похожи прошлое и настоящее!
6. Демократизация российской жизни в пореформенный период в целом определяла и существенные изменения во взаимоотношениях внутри полицейских подразделений. В одном из номеров «Вестника полиции» говорится, что полицейский руководитель только тогда может рассчитывать на хорошую службу своих подчиненных, когда он делает упор не только на «муштру» и строгость дисциплины, но когда он наряду с этим относится к подчиненным гуманно, кропотливо занимается их воспитанием3. В документах, регламентирующих взаимоотношения в коллективе органов внутренних дел, показывается, как конкретно этот воспитательный процесс должен осуществляться.
В частности, в «Букваре современного городового» (п. № 11 «Дисциплина») обращается внимание на то, что поддержание дис-
1 Цит. по: Вестник полиции. 1908. № 27. С. 4.
2 Резерв Санкт-Петербургской столичной полиции. С. 10.
3 См.: Вестник полиции. 1908. № 22. С. 10.
4. История этических установок в деятельности правоохр. органов 183
циплины в подразделении должно достигаться не резкостью и грубостью, а моральными средствами. В этом же пункте идет речь и о том, что специфика полицейской службы «существенно разнится от военной своим скорее индивидуальным, чем коллективным характером», а поэтому «воспитывать полицейского надо, вникая в подробности службы каждого из них, давая совет и оценку их действий, возбуждая этим к себе доверие и расположение, а не страх»1.
Таким образом, воспитательное воздействие и формирование личности подчиненного, можно сказать, является традицией русской полицейской службы. Кроме того, нельзя не обратить внимание на то, что взаимоотношения руководителя и подчиненного опираются на особенность нашего образа жизни и национального характера, что выражается, в частности, в указании на доверительность этих взаимоотношений. Старшим начальникам предписывалось уже тогда делать упор на индивидуальные, а не на коллективные формы воспитания, предлагалось вникать в интересы подчиненных, что должно вызывать доверие и расположение последних. Словом, утверждалось, что успешно руководить подчиненными можно лишь тогда, когда во взаимоотношениях с ними опираешься на нравственные регуляторы. Следовательно, весь документ отличается гуманистической направленностью. Защита интересов человека в различных формах службы городового отличает множество положений этого документа, включая взаимоотношения полицейский — гражданин, начальник — подчиненный.
В истории культуры России есть еще немало имен, которые предстоит открывать заново. Есть такие имена и в истории русской полиции. Это люди чести и долга, подлинные профессионалы своего дела, целью жизни которых было служение Отечеству «по совести». К таким относится один из руководителей полицейской стражи Санкт-Петербурга в самом начале XX в. — полицмейстер 4-го отделения полковник Владислав Францевич Галле, у которого любовь к Отечеству выражалась и его делах, и в его отношении к людям, которыми он руководил и с помощью которых он выполнял порученное ему дело.
Еще будучи ротмистром, он стал одним из тех руководителей Резерва Санкт-Петербургской столичной полиции, при котором тот превратился в первоклассную школу для полицейских, а затем, когда В. Галле уже в звании полковника стал руководить полицейской стражей, то при его активном содействии был построен образцо-
Букварь современного городового. Варшава, 1915. С. 48.
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
вый, с прекрасной домовой церковью, садом и огородом, приют для 100 увечных и престарелых чинов полиции и их семейств. Он добился у властей Санкт-Петербурга устройства на городском кладбище специального, «с каменной часовней посредине, кладбища для чинов полиции, и каждый похороненный чин полиции имел фундаментальный памятник», сумел организовать «дачную колонию (что-то типа наших баз отдыха), которой ежегодно пользовались 30 семей городовых из числа многосемейных»1, и многое другое.
В заключение еще раз обратим внимание на то, что традицией полицейской службы в России всегда был критерий честности и порядочности. Один из крупнейших исследователей нравственности И. Кант писал, что «ложь может быть внешней или внутренней. Внешняя ложь делает человека предметом презрения в глазах других, внутренняя — а это еще хуже — в его собственных глазах, она также оскорбляет достоинство человечества в его лице»2.
Следует признать, что в различных документах, связанных с деятельностью полицейских, постоянно встречаются требования о соблюдении как внешней, так и внутренней порядочности. Все это в конечном итоге именуется честью.
В параграфе 7 «Инструкции городовым», посвященном поведению в суде, говорится: «Как бы ни был городовой исправен, сметлив и расторопен, но если он будет замечен в лицеприятии, пристрастном показании на суде, умышленном обвинении невинного, лихоимстве и других подобных ему поступках, то он не только не будет терпим на службе, но и подвергнется сверх того за такие поступки строгому по закону взысканию»3. Это к вопросу о выражении внешней честности. Что же касается внутренней, то во многих документах, цитированных выше, шла речь о необходимости для полицейских исполнять службу «по совести».
Таким образом, тексты присяги, инструкций и другие документы дореволюционного периода свидетельствуют, что исполнение профессиональных обязанностей полицейского требовало высоких нравственных качеств, среди которых:
• беззаветная преданность интересам государства;
• личная честность и порядочность;
• вежливость и доброжелательность, отзывчивость в общении с населением;
• дружелюбие в общении с коллегами. Наличие этих главнейших качеств традиционно рассматривалось как основа профессиональной пригодности полицейского в России.
' Вестник полиции. 1908. № 25. С. 10—11.
2 Кант И. Метафизика нравов // Собр. соч.: В 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 2. С. 367.
3 Инструкция городовым московской полиции. С. 9.
4. История этических установок в деятельности правоохр. органов 185
4.5. Нравственные традиции советской милиции
После революционных событий в октябре 1917 г. полицейские, которые по определению преданно служили царю и отечеству, были объявлены «царскими сатрапами» и подверглись преследованиям в первую очередь. Однако развал полиции начался еще в период нахождения у власти Временного правительства. Сразу после Февральской революции были ликвидированы охранные отделения, в марте — корпус жандармов и Департамент полиции.
Вновь созданная Временным правительством милиция была слаба и организационно, и профессионально. Положение усугублялось еще и тем, что был выпущен из тюрем практически весь уголовный элемент, получивший в народе название «птенцы Керенского». Немало сотрудников этой милиции после Октябрьской революции заняли враждебную позицию по отношению к советской власти. На повестку дня со всей остротой встал вопрос о создании принципиально новой милиции, которая была бы, по выражению Ленина, «действительно народной».
28 октября (10 ноября) 1917 г. по уполномочию советского правительства Народный комиссариат внутренних дел издал Постановление «О рабочей милиции». В нем говорилось:
1) все Советы рабочих и солдатских депутатов учреждают рабочую милицию;
2) она всецело находится в ведении Советов рабочих и солдатских депутатов;
3) военные и гражданские власти обязаны содействовать вооружению рабочей милиции и снабжать ее техническими силами, вплоть до снабжения ее казенным оружием;
4) настоящий Закон вводится в действие по телеграфу.
Постановление юридически закрепило создание в нашей стране
органа охраны порядка — советской милиции.
Первоначально в милиции отсутствовали должности штатных сотрудников. В марте 1918 г. народный комиссар внутренних дел Г.И. Петровский поставил в СНК РСФСР вопрос о необходимости организации советской милиции на штатных началах. 21 марта 1918 г. на заседании СНК этот вопрос был рассмотрен, и советская милиция далее начала формироваться на профессиональной основе. 12 октября 1918 г. была утверждена Инструкция об организации советской рабоче-крестьянской милиции. Она открывала новую веху в становлении милиции. В этой инструкции указывалось, что «советская милиция стоит на страже интересов рабочего класса и беднейшего крестьянства. Главной ее обязанностью является охрана революционного порядка и гражданской безопасности».
1. Теоретические вопросы профессиональной этики
Как исполнительный орган власти, милиция имела широкий круг задач, определивших ее основные обязанности:
• наблюдение за исполнением всеми гражданами декретов и распоряжений органов власти по вопросам учета и распределения продукции промышленности и сельского хозяйства, соблюдения на них твердых цен;
• своевременное оповещение населения о распоряжениях органов власти;
• содействие советским государственным органам в осуществлении возложенных на них обязанностей;
• поддержание порядка в общественных местах.
Милиция была обязана принимать меры к обеспечению порядка и безопасности во время пожаров, стихийных бедствий, оказывать помощь при несчастных случаях, привлекать к этой работе граждан.
Большую роль в улучшении организации и деятельности органов милиции сыграло назначение в марте 1919 г. народным комиссаром внутренних дел Ф.Э. Дзержинского. При его участии были проведены мероприятия по развитию милиции, повышению эффективности ее деятельности. В этот период милиция превратилась в активный инструмент защиты нового государственного устройства.
Убийства, грабежи, разбои терроризировали население, подрывали общественный порядок. Контрреволюционные элементы пользовались этим: подстрекали уголовников на совершение преступлений, распространяли слухи о неспособности советской власти бороться с ними. Но, несмотря на отсутствие опыта, профессиональных знаний, работники советской милиции решительно боролись с прес-тупностью.
Так, образцом выполнения служебного долга и подлинного героизма стал подвиг московских милиционеров Егора Швыркова и Семена Пекалова. Потомственные рабочие, они пришли в милицию прямо от станков и с первых же дней хорошо зарекомендовали себя. Е. Швырков и С. Пекалов 4 апреля 1918 г. вступили в бой с шайкой бандитов, пытавшихся совершить ограбление квартир граждан. Несколько бандитов было убито, остальные бежали. Отстреливаясь, они убили Швыркова и смертельно ранили Пекалова. Милиционеры не дали ограбить ни одной квартиры, все жильцы остались невредимыми. Герои-милиционеры Е. Швырков и С. Пекалов похоронены на Красной площади у Кремлевской стены.
В первые же годы создания милиции большое внимание уделяется общеобразовательной и профессиональной подготовке, созданию курсов и школ, проводится большая работа по повышению общеобразовательного и культурного уровня сотрудников. Повсеместно создавались клубы, библиотеки, читальни. К концу 1930 г. при органах милиции РСФСР насчитывалось 447 библиотек, 246 читален и 96 клубов.
4. История этических установок в деятельности правоохр. органов 187
В целях системного и целенаправленного формирования политических, нравственных и других качеств, необходимых сотрудникам, в 1931 г. в органах милиции были образованы политические органы; в центральных аппаратах — политотделы, на местах — по-литинспекции. На них возлагалось руководство всей партийной, политико-воспитательной и культурно-просветительной работой. 8 октября 1932 г. вводится обязательная марксистско-ленинская учеба для лиц среднего, старшего и высшего начальствующего состава.
Большой вклад внесла милиция в защиту Отечества в годы Великой Отечественной войны. Помимо своих основных обязанностей работники милиции сражались в истребительных батальонах, ловили шпионов и диверсантов, мародеров и т.д. За мужество и героизм, проявленные сотрудниками на фронтах, немало милиционеров было удостоено звания Героя Советского Союза, а бывший участковый Одесской области СВ. Артеменко, прошедший всю войну, стал дважды Героем.
В условиях войны активизировались преступные элементы, а поскольку многие опытные сотрудники ушли на фронт, то от милиционеров требовались неимоверные усилия для выполнения своих основных обязанностей.
Напряженная борьба с преступностью велась органами милиции Ленинграда, Свердловска, Горького, Саратова и других городов. Органы милиции принимали меры к усилению борьбы с кражами, вели профилактическую работу по их предупреждению. В Ленинграде, Ростове по инициативе милиции были приняты меры сохранности имущества эвакуированных жителей. Важным участком деятельности милиции в годы войны была забота о детях, их эвакуации в глубь страны, трудоустройстве подростков и определении их в детские учреждения. Важным итогом работы милиции является тот факт, что среднегодовой показатель детской преступности в годы войны в стране был ниже довоенного 1940 г. на 3,3%. Таким образом, за всю историю своего существования советская милиция накопила богатейший опыт и имеет замечательные традиции.
Исторические обстоятельства, потребовавшие создания принципиально новой милиции, на совершенно иной основе по сравнению с Царской полицией, понятны и объяснимы. Однако нельзя утверждать, что милиция абсолютно ничего не заимствовала у дореволюционной полиции. Прежде всего это был, разумеется, накопленный ею определенный опыт борьбы против представителей криминальной среды, а также нравственные начала, на базе которых строилась Полицейская служба и которые, как это показано в предыдущем Параграфе, пронизывали служебную деятельность полиции на протяжении всей ее истории.
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
Требования к этой области деятельности правоохранительных органов запечатлены в ряде служебных документов практически с самого начала их существования. Одним из первых было требование внимательного отношения к людям. Подчеркивалось, что грубость, хамство, бестактность, черствость, превышение власти несовместимы с пребыванием в органах. Сотрудник в любой ситуации должен вести себя вежливо, корректно, милосердно. Его действия должны быть не только строгими и решительными, но всегда справедливыми и понятными населению. Еще в 1922 г. наркомом внутренних дел был издан Приказ «О вежливом обращении милиции с народонаселением». В нем было четко обозначены принципы нравственного взаимодействия милиции и общества: «Милиционер, поставленный блюсти общественную нравственность, сам должен быть нравственно безупречным».
А вот еще одно подтверждение того, что в служении обществу и государству у сотрудника правоохранительных органов в основе лежит нравственная сущность. В одной ленинградской газете 8 апреля 1943 г. была напечатана передовая статья «Каким должен быть работник милиции». В ней говорилось: «В нашем милицейском работнике должно сочетаться: высокая бдительность, политическая острота в работе, находчивость, подтянутость, опрятный внешний вид. Нарушение или невыполнение одного из показателей данных условий будет говорить о неполноценности работника и неспособности его выполнить все требования, предъявляемые к органам милиции». И далее: «Каждый милицейский работник должен требовать друг от друга безоговорочного выполнения уставных положений: не проходить мимо даже малейших фактов недисциплинированности и некультурности».
Обратим внимание, что это написано в газете города, находящегося в жесткой блокаде, где свирепствовали голод и холод, болезни и смерть. И в это время газета напоминает сотрудникам милиции о необходимости быть культурными, подтянутыми и внешне опрятными как о важнейших требованиях к профессиональному облику солдата правопорядка. В этом требовании — глубокий нравственно-воспитательный смысл.
В дальнейшем эта сторона деятельности правоохранительных органов периодически находила отражение в соответствующих документах. В частности, большой общественный резонанс имел приказ МВД СССР № 235 (июнь 1969 г.) «О вежливом и внимательном отношении работников милиции к гражданам», где были сформулированы основные требования к нравственной воспитанности работников милиции.
Особенно усилилось внимание руководства к нравственно-воспитательным аспектам правоохранительной деятельности в последние
4. История этических установок в деятельности правоохр. органов 189
десятилетия, что нашло отражение в ряде документов. Назовем главнейшие.
18 апреля 1991 г. Верховным Советом РСФСР принимается Закон РСФСР «О милиции». Он закрепляет суверенитет Российской федерации в руководстве милицией, укрепляет ее авторитет, создает необходимые условия для эффективной работы по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. В ст. 5 этого Закона особо подчеркивается: «Милиции запрещается прибегать к обращению, унижающему достоинство человека». Речь, как мы видим, идет о вежливом и внимательном отношении работников милиции к гражданам. Таким образом, положения ведомственного приказа — приказа министра внутренних дел — оказались включенными в закон Российского государства.
На этом же уровне было закреплено и патриотическое содержание службы в органах внутренних дел. Так, 23 декабря 1992 г. Верховный Совет Российской Федерации утвердил текст Присяги солдат правопорядка, где содержится положение: «Служа Закону — служу народу».
В 1992 г. руководством МВД СССР была утверждена и разослана на места «Концепция перестройки системы идейно-нравственного и культурно-эстетического воспитания личного состава органов внутренних дел Российской Федерации». Концепция содержала требование радикального изменения отношения к нравственному и культурному воспитанию, формулировку мероприятий, необходимых для обеспечения этого требования, в том числе материально-технического и учебно-методического характера1.
Еще одним документом стал «Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации», действующий с 1993 по 2008 г. Кодекс, определяя нравственные обязанности и этические нормы поведения, был основой единых требований к профессиональным качествам каждого сотрудника2. В его преамбуле было конкретно обозначено: «Гражданин Российской Федерации, избравший профессию сотрудника органов внутренних дел, возлагает на себя ответственную обязанность следовать требованиям Присяги, служебного долга, дорожить честью представителя государственной власти, соблюдать высоконравственные нормы поведения».
Нормы и принципы, изложенные в этом Кодексе, отражали аксиомы общечеловеческой морали, международные стандарты Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979 г., и Декларации о полиции Совета Европы. Подобными принципами руко-
Директивное письмо зам. министра внутренних дел РФ от 1992 г. № 1/858. Приказ МВД РФ от 1993 г. № 501.
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
водствуются сотрудники правоохранительных органов стран мирового сообщества.
Значимость нравственной основы служебной деятельности в органах внутренних дел не всегда должным образом оценивалась высшим руководством. Так, в частности, негативную роль в организации нравственного воспитания личного состава сыграл Приказ МВД № 420 (сентябрь 1993 г.), который существенно снизил статус воспитательных аппаратов и урезал объем их функциональных обязанностей. Понижение статуса сотрудников, занимающихся воспитательной работой, привело к «вымыванию» из этой службы наиболее опытных сотрудников, их переход в другие службы и вообще к сокращению их штатного состава. В результате профессия воспитателя утеряла былой престиж у офицерского состава и резко снизила число желающих посвятить себя этой работе.
Данная ситуация явилась одной из главных причин ухудшения профессионально-нравственного потенциала органов внутренних дел в целом. Стала развиваться тенденция на переориентацию ряда сотрудников на приоритеты, прямо противоречащие требованиям служебного долга: служение народу, интересы служебного коллектива, бескорыстная самоотверженность стали ощутимо замещаться меркантильным, эгоистическим интересом. Заметно возросли случаи нарушения законности, дисциплины, правонарушений и преступлений, совершенных сотрудниками органов внутренних дел. Увеличились текучесть кадров, увольнение из органов по отрицательным мотивам, факты грубости и физического насилия, вымогательства, поборов. В результате авторитет органов внутренних дел в глазах населения, доверие к милиции значительно снизились, о чем прямо, недвусмысленно и однозначно свидетельствовали проводившиеся социологические исследования. Указанные процессы не могли не оказать воздействия на рост преступности и на снижение эффективности борьбы с ней.
Сложившееся положение вещей не могло не вызывать тревоги как у руководства, так и у рядовых сотрудников. В июне 1996 г. в подразделения органов внутренних дел была направлена Директива МВД России «О неотложных мерах по коренному улучшению работы с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» № 1. В ней, в частности, говорилось: «Первостепенное внимание сосредоточить на воспитании у личного состава чувства гордости за службу в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России, гражданской ответственности за соблюдение норм морали, исполнение служебного долга»1.
1 Директива «О неотложных мерах по коренному улучшению работы с личным составом в системе МВД РФ» от 19 июня 1996 г. № 1.
4. История этических установок в деятельности нравоохр. органов 191
Однако это была все еще полумера. Революционный перелом в этой области начался с приказа МВД № 170 (март 1998 г.). В нем прямо и открыто, без попыток «пригладить ситуацию», было сказано о том, что негативные стороны в служебной деятельности органов внутренних дел приняли нетерпимый характер и что необходимо принимать радикальные меры в работе с кадрами и прежде всего в работе по их подбору и воспитанию. Этот приказ буквально встряхнул весь личный состав и «на земле» и в учебных заведениях. Он бы так и остался призывом, но вскоре после него вышел Приказ МВД № 12 (январь 1999 г.), в котором была сформулирована принципиально новая концепция кадровой политики МВД России. А в сентябре 2000 г. появился долгожданный приказ МВД № 995, который уже реально, на деле менял положение воспитательных аппаратов и характер их деятельности и практически возвращал им прежний статус.
Важным событием в организации нравственного воспитания личного состава органов внутренних дел стал Приказ МВД РФ «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел» от 1 февраля 2007 г. № 120.
В настоящее время служба воспитательной работы с личным составом обрела положение, соответствующее важности ее роли. Нравственные и культурные качества сотрудников органов во всех директивных документах рассматриваются как важнейшие профессиональные качества. И это накладывает на сотрудников этой службы высокую ответственность и побуждает работать с полной самоотдачей, теснейшим образом связывая воспитательную работу с эффективностью служебной деятельности личного состава органов и подразделений и постоянно помня, что им оказывается высокое доверие и их долг — это доверие оправдать.
Приказом от 24 декабря 2008 г. № 1138 был утвержден новый «Кодекс профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации». При его создании за основу были взяты Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Генассамблеей ООН, Европейский кодекс полицейской этики. Разработчики учли также богатейший педагогический опыт, содержащийся в произведениях классиков-гуманистов, и даже положения Священного писания. При этом главная идея кодекса звучит так: «Высшим нравственным смыслом служебной деятельности сотрудника является защита человека, его жизни и здоровья, чести и личного достоинства, неотъемлемых прав и свобод».
Глава 5
Духовно-нравственная культура
сотрудника правоохранительных органов
и ее формирование
5.1. Понятие и структура нравственной культуры
Слово «культура» происходит от латинского cultura, что в переводе на русский означает возделывание, обработка, совершенствование, образование, воспитание. Субъектом культуры, ее носителем являются как общество в целом, так и его структурные образования: нации, классы, социальные слои, профессиональные общности и каждый человек в отдельности. Во всех этих случаях культура выступает как качественная характеристика, степень совершенства любой сферы человеческой жизнедеятельности и самого человека. Человек является субъектом и объектом культуры. Специфика культуры заключается в том, что она раскрывает качественную сторону человеческой деятельности, показывая, насколько последняя выступает реализацией творческих потенций человека, насколько эта деятельность соответствует определенным требованиям и нормам.
Это верно по отношению к нравственной жизни и общества в целом, и каждого человека в отдельности. Уровень нравственного развития общества и личности может быть разным: высоким или низким, поскольку степень усвоения нравственных ценностей, выработанных обществом, и в особенности их реализации на практике, в разное время различна. Когда эта степень, этот уровень высоки, мы говорим о высокой нравственной культуре общества, и наоборот. В настоящий период, как известно, нравственное здоровье нашего общества и многих его граждан внушает серьезные опасения. Эгоизм в личных отношениях активно теснит коллективизм и гуманизм. Нравственная культура как общества, так и отдельных людей снижается.
Не обошло стороной это обстоятельство и правоохранительные органы и их сотрудников. Однако, верно и другое: трудности, встающие перед ними, высветили тот факт, что многие из них на
5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов 193
деле показали высокую нравственную культуру, продемонстрировали прекрасные нравственные качества, а иные, выполняя служебный долг, отдали во имя блага Отечества самое дорогое — свою жизнь.
Культура сотрудника правоохранительных органов является конкретизацией культуры личности. Следовательно, прежде чем дать ее определение, надо ответить на вопрос, что такое культура личности? Культура личности есть не что иное как социально значимый уровень развития сущностных сил человека, мера этого развития, степень реализации результатов его деятельности.
В структурном отношении культуру личности можно рассматривать исходя из различных оснований, добиваясь таким образом всесторонности, ибо только это, при прочих равных условиях, избавит нас от серьезных ошибок. С точки зрения соотношения духовного и практического в ней с полным основанием можно выделить следующие уровни: теоретический (или рациональный), чувственно-психологический и деятельностный. Таким образом, можно утверждать, что культура — это духовный потенциал личности в действии.
Культуру личности можно представить и как единство внутренней и внешней культуры. Под внутренней культурой понимается духовное богатство личности, ее знания и чувства, убеждения и взгляды, ее мировоззрение и жизненные идеалы, принципы, целенаправленность и т.п., под внешней — степень и форма их реализации в повседневной деятельности, внешний облик, культура общения, определенные умения, навыки и приемы деятельности и поведения.