Различное в морали и праве 16 страница

Цит. по: Лососий И.О. История русской философии. М, 1991. С. 451.

Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Собр. соч.: В 10 т. М., 1996. Т. 5. С. 198.



I. Теоретические вопросы профессиональной этики

ное отношение к кому бы то ни было, а также и те пристава, кото­рые не сумеют внушить подчиненным им вежливое обращение с публикой. Чины полиции должны помнить, что своевольное, гру­бое, противозаконное отношение роняет достоинство полиции, а в обществе развивает неуважение к полиции вообще»1. Насколько значимым должен был представляться этот вопрос, если глава г. Москвы издавал приказы, в которых шла речь о культуре обще­ния полицейских! Много воды утекло со времени этого приказа, но до сих пор культура общения остается для многих наших сотрудни­ков ахиллесовой пятой. В источнике столетней давности читаем, что «по правилам полицейский офицер должен одинаково умело говорить с высокопоставленным лицом и с средним обывателем, и с дворником, и с простым, только что прибывшим из деревни му­жиком. Исполнение его служебных обязанностей усложняется еше и тем, что прежний дореформенный принцип «тащить и не пущать» давным-давно уже оставлен»2.

Таким образом, еще в дореволюционной России к культурному уровню полицейских предъявлялись достаточно высокие требова­ния. Власть предержащие хорошо осознавали, что вежливое обра­щение и умение общаться с различными категориями лиц способ­ствуют возвышению авторитета полиции в обществе. Нельзя не об­ратить внимание и на то, что демократизация социальной жизни России того периода поставила перед российскими полицейскими задачу перейти от сугубо запретительных действий к предупреди­тельным, при которых опять-таки резко возрастала значимость культурного уровня полицейских. Многие десятилетия отделяют нас от того времени, но как похожи прошлое и настоящее!

6. Демократизация российской жизни в пореформенный период в целом определяла и существенные изменения во взаимоотноше­ниях внутри полицейских подразделений. В одном из номеров «Вестника полиции» говорится, что полицейский руководитель только тогда может рассчитывать на хорошую службу своих подчи­ненных, когда он делает упор не только на «муштру» и строгость дисциплины, но когда он наряду с этим относится к подчиненным гуманно, кропотливо занимается их воспитанием3. В документах, регламентирующих взаимоотношения в коллективе органов внут­ренних дел, показывается, как конкретно этот воспитательный процесс должен осуществляться.

В частности, в «Букваре современного городового» (п. № 11 «Дисциплина») обращается внимание на то, что поддержание дис-

1 Цит. по: Вестник полиции. 1908. № 27. С. 4.

2 Резерв Санкт-Петербургской столичной полиции. С. 10.

3 См.: Вестник полиции. 1908. № 22. С. 10.

4. История этических установок в деятельности правоохр. органов 183

циплины в подразделении должно достигаться не резкостью и гру­бостью, а моральными средствами. В этом же пункте идет речь и о том, что специфика полицейской службы «существенно разнится от военной своим скорее индивидуальным, чем коллективным харак­тером», а поэтому «воспитывать полицейского надо, вникая в под­робности службы каждого из них, давая совет и оценку их дейст­вий, возбуждая этим к себе доверие и расположение, а не страх»1.

Таким образом, воспитательное воздействие и формирование личности подчиненного, можно сказать, является традицией рус­ской полицейской службы. Кроме того, нельзя не обратить внима­ние на то, что взаимоотношения руководителя и подчиненного опираются на особенность нашего образа жизни и национального характера, что выражается, в частности, в указании на доверитель­ность этих взаимоотношений. Старшим начальникам предписыва­лось уже тогда делать упор на индивидуальные, а не на коллектив­ные формы воспитания, предлагалось вникать в интересы подчи­ненных, что должно вызывать доверие и расположение последних. Словом, утверждалось, что успешно руководить подчиненными можно лишь тогда, когда во взаимоотношениях с ними опираешься на нравственные регуляторы. Следовательно, весь документ отлича­ется гуманистической направленностью. Защита интересов человека в различных формах службы городового отличает множество поло­жений этого документа, включая взаимоотношения полицейский — гражданин, начальник — подчиненный.

В истории культуры России есть еще нема­ло имен, которые предстоит открывать заново. Есть такие имена и в истории русской поли­ции. Это люди чести и долга, подлинные про­фессионалы своего дела, целью жизни которых было служение Отечеству «по совести». К та­ким относится один из руководителей полицей­ской стражи Санкт-Петербурга в самом начале XX в. — полицмейстер 4-го отделения полков­ник Владислав Францевич Галле, у которого любовь к Отечеству выражалась и его делах, и в его отношении к людям, которыми он руково­дил и с помощью которых он выполнял пору­ченное ему дело.

Еще будучи ротмистром, он стал одним из тех руководителей Резерва Санкт-Петербургской столичной полиции, при котором тот превратился в первоклассную школу для полицейских, а затем, ко­гда В. Галле уже в звании полковника стал руководить полицейской стражей, то при его активном содействии был построен образцо-

Букварь современного городового. Варшава, 1915. С. 48.



I. Теоретические вопросы профессиональной этики

вый, с прекрасной домовой церковью, садом и огородом, приют для 100 увечных и престарелых чинов полиции и их семейств. Он добился у властей Санкт-Петербурга устройства на городском клад­бище специального, «с каменной часовней посредине, кладбища для чинов полиции, и каждый похороненный чин полиции имел фундаментальный памятник», сумел организовать «дачную колонию (что-то типа наших баз отдыха), которой ежегодно пользовались 30 семей городовых из числа многосемейных»1, и многое другое.

В заключение еще раз обратим внимание на то, что традицией полицейской службы в России всегда был критерий честности и порядочности. Один из крупнейших исследователей нравственности И. Кант писал, что «ложь может быть внешней или внутренней. Внешняя ложь делает человека предметом презрения в глазах дру­гих, внутренняя — а это еще хуже — в его собственных глазах, она также оскорбляет достоинство человечества в его лице»2.

Следует признать, что в различных документах, связанных с дея­тельностью полицейских, постоянно встречаются требования о со­блюдении как внешней, так и внутренней порядочности. Все это в конечном итоге именуется честью.

В параграфе 7 «Инструкции городовым», посвященном поведе­нию в суде, говорится: «Как бы ни был городовой исправен, смет­лив и расторопен, но если он будет замечен в лицеприятии, при­страстном показании на суде, умышленном обвинении невинного, лихоимстве и других подобных ему поступках, то он не только не будет терпим на службе, но и подвергнется сверх того за такие по­ступки строгому по закону взысканию»3. Это к вопросу о выраже­нии внешней честности. Что же касается внутренней, то во многих документах, цитированных выше, шла речь о необходимости для полицейских исполнять службу «по совести».

Таким образом, тексты присяги, инструкций и другие докумен­ты дореволюционного периода свидетельствуют, что исполнение профессиональных обязанностей полицейского требовало высоких нравственных качеств, среди которых:

• беззаветная преданность интересам государства;

• личная честность и порядочность;

• вежливость и доброжелательность, отзывчивость в общении с населением;

• дружелюбие в общении с коллегами. Наличие этих главней­ших качеств традиционно рассматривалось как основа про­фессиональной пригодности полицейского в России.

' Вестник полиции. 1908. № 25. С. 10—11.

2 Кант И. Метафизика нравов // Собр. соч.: В 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 2. С. 367.

3 Инструкция городовым московской полиции. С. 9.

4. История этических установок в деятельности правоохр. органов 185

4.5. Нравственные традиции советской милиции

После революционных событий в октябре 1917 г. полицейские, ко­торые по определению преданно служили царю и отечеству, были объявлены «царскими сатрапами» и подверглись преследованиям в первую очередь. Однако развал полиции начался еще в период нахождения у власти Временного правительства. Сразу после Фев­ральской революции были ликвидированы охранные отделения, в марте — корпус жандармов и Департамент полиции.

Вновь созданная Временным правительством милиция была слаба и организационно, и профессионально. Положение усугубля­лось еще и тем, что был выпущен из тюрем практически весь уго­ловный элемент, получивший в народе название «птенцы Керен­ского». Немало сотрудников этой милиции после Октябрьской ре­волюции заняли враждебную позицию по отношению к советской власти. На повестку дня со всей остротой встал вопрос о создании принципиально новой милиции, которая была бы, по выражению Ленина, «действительно народной».

28 октября (10 ноября) 1917 г. по уполномочию советского прави­тельства Народный комиссариат внутренних дел издал Постановле­ние «О рабочей милиции». В нем говорилось:

1) все Советы рабочих и солдатских депутатов учреждают рабо­чую милицию;

2) она всецело находится в ведении Советов рабочих и солдат­ских депутатов;

3) военные и гражданские власти обязаны содействовать воору­жению рабочей милиции и снабжать ее техническими силами, вплоть до снабжения ее казенным оружием;

4) настоящий Закон вводится в действие по телеграфу.
Постановление юридически закрепило создание в нашей стране

органа охраны порядка — советской милиции.

Первоначально в милиции отсутствовали должности штатных сотрудников. В марте 1918 г. народный комиссар внутренних дел Г.И. Петровский поставил в СНК РСФСР вопрос о необходимости организации советской милиции на штатных началах. 21 марта 1918 г. на заседании СНК этот вопрос был рассмотрен, и советская милиция далее начала формироваться на профессиональной основе. 12 октября 1918 г. была утверждена Инструкция об организации советской рабоче-крестьянской милиции. Она открывала новую веху в становлении милиции. В этой инструкции указывалось, что «советская милиция стоит на страже интересов рабочего класса и беднейшего крестьянства. Главной ее обязанностью является охрана революционного порядка и гражданской безопасности».



1. Теоретические вопросы профессиональной этики

Как исполнительный орган власти, милиция имела широкий круг задач, определивших ее основные обязанности:

• наблюдение за исполнением всеми гражданами декретов и распоряжений органов власти по вопросам учета и распреде­ления продукции промышленности и сельского хозяйства, соблюдения на них твердых цен;

• своевременное оповещение населения о распоряжениях орга­нов власти;

• содействие советским государственным органам в осуществ­лении возложенных на них обязанностей;

• поддержание порядка в общественных местах.

Милиция была обязана принимать меры к обеспечению порядка и безопасности во время пожаров, стихийных бедствий, оказывать помощь при несчастных случаях, привлекать к этой работе граждан.

Большую роль в улучшении организации и деятельности орга­нов милиции сыграло назначение в марте 1919 г. народным комис­саром внутренних дел Ф.Э. Дзержинского. При его участии были проведены мероприятия по развитию милиции, повышению эф­фективности ее деятельности. В этот период милиция превратилась в активный инструмент защиты нового государственного устройства.

Убийства, грабежи, разбои терроризировали население, подрывали общественный порядок. Контрреволюционные элементы пользовались этим: подстрекали уголовников на совершение преступлений, распро­страняли слухи о неспособности советской власти бороться с ними. Но, несмотря на отсутствие опыта, профессиональных знаний, работ­ники советской милиции решительно боролись с прес-тупностью.

Так, образцом выполнения служебного долга и подлинного ге­роизма стал подвиг московских милиционеров Егора Швыркова и Семена Пекалова. Потомственные рабочие, они пришли в мили­цию прямо от станков и с первых же дней хорошо зарекомендовали себя. Е. Швырков и С. Пекалов 4 апреля 1918 г. вступили в бой с шайкой бандитов, пытавшихся совершить ограбление квартир граждан. Несколько бандитов было убито, остальные бежали. Отстре­ливаясь, они убили Швыркова и смертельно ранили Пекалова. Ми­лиционеры не дали ограбить ни одной квартиры, все жильцы оста­лись невредимыми. Герои-милиционеры Е. Швырков и С. Пекалов похоронены на Красной площади у Кремлевской стены.

В первые же годы создания милиции большое внимание уделяется общеобразовательной и профессиональной подготовке, созданию курсов и школ, проводится большая работа по повышению общеобразователь­ного и культурного уровня сотрудников. Повсеместно создавались клубы, библиотеки, читальни. К концу 1930 г. при органах милиции РСФСР насчитывалось 447 библиотек, 246 читален и 96 клубов.

4. История этических установок в деятельности правоохр. органов 187

В целях системного и целенаправленного формирования поли­тических, нравственных и других качеств, необходимых сотрудни­кам, в 1931 г. в органах милиции были образованы политические органы; в центральных аппаратах — политотделы, на местах — по-литинспекции. На них возлагалось руководство всей партийной, политико-воспитательной и культурно-просветительной работой. 8 октября 1932 г. вводится обязательная марксистско-ленинская уче­ба для лиц среднего, старшего и высшего начальствующего состава.

Большой вклад внесла милиция в защиту Отечества в годы Великой Отечественной войны. Помимо своих основных обязанностей ра­ботники милиции сражались в истребительных батальонах, ловили шпионов и диверсантов, мародеров и т.д. За мужество и героизм, проявленные сотрудниками на фронтах, немало милиционеров было удостоено звания Героя Советского Союза, а бывший участковый Одесской области СВ. Артеменко, прошедший всю войну, стал дважды Героем.

В условиях войны активизировались преступные элементы, а по­скольку многие опытные сотрудники ушли на фронт, то от мили­ционеров требовались неимоверные усилия для выполнения своих основных обязанностей.

Напряженная борьба с преступностью велась органами милиции Ленинграда, Свердловска, Горького, Саратова и других городов. Органы милиции принимали меры к усилению борьбы с кражами, вели профилактическую работу по их предупреждению. В Ленин­граде, Ростове по инициативе милиции были приняты меры со­хранности имущества эвакуированных жителей. Важным участком деятельности милиции в годы войны была забота о детях, их эва­куации в глубь страны, трудоустройстве подростков и определении их в детские учреждения. Важным итогом работы милиции является тот факт, что среднегодовой показатель детской преступности в годы войны в стране был ниже довоенного 1940 г. на 3,3%. Таким обра­зом, за всю историю своего существования советская милиция нако­пила богатейший опыт и имеет замечательные традиции.

Исторические обстоятельства, потребовавшие создания принципи­ально новой милиции, на совершенно иной основе по сравнению с Царской полицией, понятны и объяснимы. Однако нельзя утвер­ждать, что милиция абсолютно ничего не заимствовала у дореволю­ционной полиции. Прежде всего это был, разумеется, накопленный ею определенный опыт борьбы против представителей криминаль­ной среды, а также нравственные начала, на базе которых строилась Полицейская служба и которые, как это показано в предыдущем Параграфе, пронизывали служебную деятельность полиции на про­тяжении всей ее истории.



I. Теоретические вопросы профессиональной этики

Требования к этой области деятельности правоохранительных органов запечатлены в ряде служебных документов практически с самого начала их существования. Одним из первых было требова­ние внимательного отношения к людям. Подчеркивалось, что гру­бость, хамство, бестактность, черствость, превышение власти несо­вместимы с пребыванием в органах. Сотрудник в любой ситуации должен вести себя вежливо, корректно, милосердно. Его действия должны быть не только строгими и решительными, но всегда спра­ведливыми и понятными населению. Еще в 1922 г. наркомом внут­ренних дел был издан Приказ «О вежливом обращении милиции с народонаселением». В нем было четко обозначены принципы нравственного взаимодействия милиции и общества: «Милиционер, поставленный блюсти общественную нравственность, сам должен быть нравственно безупречным».

А вот еще одно подтверждение того, что в служении обществу и государству у сотрудника правоохранительных органов в основе ле­жит нравственная сущность. В одной ленинградской газете 8 апреля 1943 г. была напечатана передовая статья «Каким должен быть ра­ботник милиции». В ней говорилось: «В нашем милицейском работ­нике должно сочетаться: высокая бдительность, политическая остро­та в работе, находчивость, подтянутость, опрятный внешний вид. Нарушение или невыполнение одного из показателей данных усло­вий будет говорить о неполноценности работника и неспособности его выполнить все требования, предъявляемые к органам милиции». И далее: «Каждый милицейский работник должен требовать друг от друга безоговорочного выполнения уставных положений: не про­ходить мимо даже малейших фактов недисциплинированности и некультурности».

Обратим внимание, что это написано в газете города, находяще­гося в жесткой блокаде, где свирепствовали голод и холод, болезни и смерть. И в это время газета напоминает сотрудникам милиции о необходимости быть культурными, подтянутыми и внешне опрят­ными как о важнейших требованиях к профессиональному облику солдата правопорядка. В этом требовании — глубокий нравственно-воспитательный смысл.

В дальнейшем эта сторона деятельности правоохранительных органов периодически находила отражение в соответствующих до­кументах. В частности, большой общественный резонанс имел при­каз МВД СССР № 235 (июнь 1969 г.) «О вежливом и внимательном отношении работников милиции к гражданам», где были сформу­лированы основные требования к нравственной воспитанности ра­ботников милиции.

Особенно усилилось внимание руководства к нравственно-воспи­тательным аспектам правоохранительной деятельности в последние

4. История этических установок в деятельности правоохр. органов 189

десятилетия, что нашло отражение в ряде документов. Назовем главнейшие.

18 апреля 1991 г. Верховным Советом РСФСР принимается За­кон РСФСР «О милиции». Он закрепляет суверенитет Российской федерации в руководстве милицией, укрепляет ее авторитет, созда­ет необходимые условия для эффективной работы по защите жиз­ни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов об­щества и государства от преступных и иных противоправных пося­гательств. В ст. 5 этого Закона особо подчеркивается: «Милиции запрещается прибегать к обращению, унижающему достоинство человека». Речь, как мы видим, идет о вежливом и внимательном отношении работников милиции к гражданам. Таким образом, по­ложения ведомственного приказа — приказа министра внутренних дел — оказались включенными в закон Российского государства.

На этом же уровне было закреплено и патриотическое содержание службы в органах внутренних дел. Так, 23 декабря 1992 г. Верховный Совет Российской Федерации утвердил текст Присяги солдат право­порядка, где содержится положение: «Служа Закону — служу народу».

В 1992 г. руководством МВД СССР была утверждена и разослана на места «Концепция перестройки системы идейно-нравственного и культурно-эстетического воспитания личного состава органов внутренних дел Российской Федерации». Концепция содержала требование радикального изменения отношения к нравственному и культурному воспитанию, формулировку мероприятий, необходи­мых для обеспечения этого требования, в том числе материально-технического и учебно-методического характера1.

Еще одним документом стал «Кодекс чести рядового и начальст­вующего состава органов внутренних дел Российской Федерации», действующий с 1993 по 2008 г. Кодекс, определяя нравственные обя­занности и этические нормы поведения, был основой единых требо­ваний к профессиональным качествам каждого сотрудника2. В его преамбуле было конкретно обозначено: «Гражданин Российской Федерации, избравший профессию сотрудника органов внутренних дел, возлагает на себя ответственную обязанность следовать требо­ваниям Присяги, служебного долга, дорожить честью представителя государственной власти, соблюдать высоконравственные нормы поведения».

Нормы и принципы, изложенные в этом Кодексе, отражали ак­сиомы общечеловеческой морали, международные стандарты Ко­декса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979 г., и Дек­ларации о полиции Совета Европы. Подобными принципами руко-

Директивное письмо зам. министра внутренних дел РФ от 1992 г. № 1/858. Приказ МВД РФ от 1993 г. № 501.



I. Теоретические вопросы профессиональной этики

водствуются сотрудники правоохранительных органов стран миро­вого сообщества.

Значимость нравственной основы служебной деятельности в ор­ганах внутренних дел не всегда должным образом оценивалась высшим руководством. Так, в частности, негативную роль в органи­зации нравственного воспитания личного состава сыграл Приказ МВД № 420 (сентябрь 1993 г.), который существенно снизил статус воспитательных аппаратов и урезал объем их функциональных обя­занностей. Понижение статуса сотрудников, занимающихся воспи­тательной работой, привело к «вымыванию» из этой службы наибо­лее опытных сотрудников, их переход в другие службы и вообще к сокращению их штатного состава. В результате профессия воспита­теля утеряла былой престиж у офицерского состава и резко снизила число желающих посвятить себя этой работе.

Данная ситуация явилась одной из главных причин ухудшения профессионально-нравственного потенциала органов внутренних дел в целом. Стала развиваться тенденция на переориентацию ряда сотрудников на приоритеты, прямо противоречащие требованиям служебного долга: служение народу, интересы служебного коллек­тива, бескорыстная самоотверженность стали ощутимо замещаться меркантильным, эгоистическим интересом. Заметно возросли слу­чаи нарушения законности, дисциплины, правонарушений и пре­ступлений, совершенных сотрудниками органов внутренних дел. Увеличились текучесть кадров, увольнение из органов по отрица­тельным мотивам, факты грубости и физического насилия, вымога­тельства, поборов. В результате авторитет органов внутренних дел в глазах населения, доверие к милиции значительно снизились, о чем прямо, недвусмысленно и однозначно свидетельствовали прово­дившиеся социологические исследования. Указанные процессы не могли не оказать воздействия на рост преступности и на снижение эффективности борьбы с ней.

Сложившееся положение вещей не могло не вызывать тревоги как у руководства, так и у рядовых сотрудников. В июне 1996 г. в подразделения органов внутренних дел была направлена Директива МВД России «О неотложных мерах по коренному улучшению рабо­ты с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» № 1. В ней, в частности, говорилось: «Первостепенное внимание сосредоточить на воспитании у личного состава чувства гордости за службу в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России, гражданской ответственности за соблюдение норм морали, исполнение служебного долга»1.

1 Директива «О неотложных мерах по коренному улучшению работы с личным составом в системе МВД РФ» от 19 июня 1996 г. № 1.

4. История этических установок в деятельности нравоохр. органов 191

Однако это была все еще полумера. Революционный перелом в этой области начался с приказа МВД № 170 (март 1998 г.). В нем прямо и открыто, без попыток «пригладить ситуацию», было сказа­но о том, что негативные стороны в служебной деятельности орга­нов внутренних дел приняли нетерпимый характер и что необходи­мо принимать радикальные меры в работе с кадрами и прежде все­го в работе по их подбору и воспитанию. Этот приказ буквально встряхнул весь личный состав и «на земле» и в учебных заведениях. Он бы так и остался призывом, но вскоре после него вышел При­каз МВД № 12 (январь 1999 г.), в котором была сформулирована принципиально новая концепция кадровой политики МВД России. А в сентябре 2000 г. появился долгожданный приказ МВД № 995, который уже реально, на деле менял положение воспитательных аппаратов и характер их деятельности и практически возвращал им прежний статус.

Важным событием в организации нравственного воспитания личного состава органов внутренних дел стал Приказ МВД РФ «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел» от 1 февраля 2007 г. № 120.

В настоящее время служба воспитательной работы с личным со­ставом обрела положение, соответствующее важности ее роли. Нравственные и культурные качества сотрудников органов во всех директивных документах рассматриваются как важнейшие профес­сиональные качества. И это накладывает на сотрудников этой служ­бы высокую ответственность и побуждает работать с полной само­отдачей, теснейшим образом связывая воспитательную работу с эффективностью служебной деятельности личного состава органов и подразделений и постоянно помня, что им оказывается высокое доверие и их долг — это доверие оправдать.

Приказом от 24 декабря 2008 г. № 1138 был утвержден новый «Кодекс профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации». При его создании за основу были взяты Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Генассамблеей ООН, Европейский кодекс полицейской этики. Разработчики учли также богатейший педагогический опыт, содержащийся в произведениях классиков-гуманистов, и даже по­ложения Священного писания. При этом главная идея кодекса зву­чит так: «Высшим нравственным смыслом служебной деятельности сотрудника является защита человека, его жизни и здоровья, чести и личного достоинства, неотъемлемых прав и свобод».

Глава 5

Духовно-нравственная культура

сотрудника правоохранительных органов

и ее формирование

5.1. Понятие и структура нравственной культуры

Слово «культура» происходит от латинского cultura, что в переводе на русский означает возделывание, обработка, совершенствование, образование, воспитание. Субъектом культуры, ее носителем явля­ются как общество в целом, так и его структурные образования: нации, классы, социальные слои, профессиональные общности и каждый человек в отдельности. Во всех этих случаях культура вы­ступает как качественная характеристика, степень совершенства любой сферы человеческой жизнедеятельности и самого человека. Человек является субъектом и объектом культуры. Специфика куль­туры заключается в том, что она раскрывает качественную сторону человеческой деятельности, показывая, насколько последняя вы­ступает реализацией творческих потенций человека, насколько эта деятельность соответствует определенным требованиям и нормам.

Это верно по отношению к нравственной жизни и общества в целом, и каждого человека в отдельности. Уровень нравственного развития общества и личности может быть разным: высоким или низким, поскольку степень усвоения нравственных ценностей, вы­работанных обществом, и в особенности их реализации на практи­ке, в разное время различна. Когда эта степень, этот уровень высо­ки, мы говорим о высокой нравственной культуре общества, и на­оборот. В настоящий период, как известно, нравственное здоровье нашего общества и многих его граждан внушает серьезные опасе­ния. Эгоизм в личных отношениях активно теснит коллективизм и гуманизм. Нравственная культура как общества, так и отдельных людей снижается.

Не обошло стороной это обстоятельство и правоохранительные органы и их сотрудников. Однако, верно и другое: трудности, встающие перед ними, высветили тот факт, что многие из них на

5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов 193

деле показали высокую нравственную культуру, продемонстрировали прекрасные нравственные качества, а иные, выполняя служебный долг, отдали во имя блага Отечества самое дорогое — свою жизнь.

Культура сотрудника правоохранительных органов является конкретизацией культуры личности. Следовательно, прежде чем дать ее определение, надо ответить на вопрос, что такое культура лич­ности? Культура личности есть не что иное как социально значимый уровень развития сущностных сил человека, мера этого развития, степень реализации результатов его деятельности.

В структурном отношении культуру личности можно рассматривать исходя из различных оснований, добиваясь таким образом всесто­ронности, ибо только это, при прочих равных условиях, избавит нас от серьезных ошибок. С точки зрения соотношения духовного и практического в ней с полным основанием можно выделить сле­дующие уровни: теоретический (или рациональный), чувственно-психологический и деятельностный. Таким образом, можно утвер­ждать, что культура — это духовный потенциал личности в действии.

Культуру личности можно представить и как единство внут­ренней и внешней культуры. Под внутренней культурой понимает­ся духовное богатство личности, ее знания и чувства, убеждения и взгляды, ее мировоззрение и жизненные идеалы, принципы, целе­направленность и т.п., под внешней — степень и форма их реали­зации в повседневной деятельности, внешний облик, культура общения, определенные умения, навыки и приемы деятельности и поведения.

Наши рекомендации