Священные первостихии космоса: вода, земля, огонь, воздух
Создавая композицию на песочном поле, человек волей-неволей становится участником взаимоотношений четырех стихий, понятие о которых зафиксировано во всех человеческих культурах. Человек и сам — воплощение этих стихий, и таким образом является самодостаточной планетой, или микрокосмосом, или космической системой в системе мировоплощения. Организуя себя, человек приводит мировой хаос в состояние ритма. Стихийные проявления эмоций чередуются с осознанным покоем. В песочном поле закодированы все четыре стихии: это песок — земля, небо — воздух, голубое дно под слоем песка — вода, огонь — душа, которая соприкоснется с тремя другими стихиями.
Земля— познавший дух земли имеет твердую опору под ногами, материальное покровительство и благополучие. Глубинная сущность земли — рождение и хранение того, что на ней родилось. Танец Земли, ее вращение в космосе, наполняет исцеляющей силой и силой духа.
Огонь— в духе огня страсть и порыв к новому, всепоглощающая энергия освобождения, мужество, сила и здоровье, творческое вдохновение и радость общения. Танец огня изменчив и непредсказуем. В духе огня — мощь и неистовое движение, воплощение перемен и сила жизни.
Вода— дух воды текуч и изменчив. Владеющий духом воды обладает интуицией, пророческой речью, гибкостью ума и подвижностью мысли. Танец воды пластичен и чувственен. Танцующий входит в состояние медитации и дает очищение всем, кто созерцает танец воды. Зеркальная поверхность воды отражает мысли и чувства и передает их божественным силам. Покровительство воды способствует любви, удовольствию и семейному великодушию.
Воздух —дыханиежизни, еелогика и разум. Вдох — вдохновение, выдох — выход мудрости, деятельности, творчества и музыки. Беспрепятственное передвижение, инициатива, перемены и работоспособность дает этот дух. Танец воздуха легок и стремителен. Трепетная дрожь и сильный порыв вовлекает в движение все вокруг.
На песочное поле человек часто ставит символы стихий. Обратив внимание на то, какие символы присутствуют в поле, можно понять, что движет человеком, какая стихия ему покровительствует, какую стратегию он применяет в своей жизни.
Семантика миниатюрных фигур 29
Например, при влиянии водной стихии очищение может происходит через купание, мытье посуды, стирки, посещение бани, подводное плавание и т. п.
При покровительстве стихии огня можно жечь костер, или поставить в храме свечу, зажечь лампаду, то есть сжечь накопленный негатив.
Земля возьмет в себя все накопленные негативные эмоции, переварит их и взрастит новый урожай. Люди, находящиеся под влиянием стихии земли, заводят дачные участки, выращивают цветы, плоды и ягоды, консервируют овощи и фрукты, любят поесть и хорошо приготовить пищу.
Под воздействием стихии воздуха люди любят свежий ветер. Постоять под сильным ветром или использовать его силу (планеры, яхты, дельтапланы, воздушный змей и т. п.) — этими действиями можно снять напряжение. Можно также, закрыв глаза, слушать шорох ветра в листве, камыше или шум волн.
ПРЕДМЕТЫ
Акула — эмоциональная агрессия.
Ангел — желание защиты Высшей власти.
Бабочка — эстетическое восприятие мира, недолговечность, напряжение перед утратой красоты, краткость земного существования, эротизм. Знак богини неба. Баба — языческая небесная богиня. Бабочка, буквально, — производное от слова «баба».
Башни, трубы, конусы, пирамиды, бутылки, груши — устремленные верх фаллосы (могут означать сексуальное самоутверждение, сексуальные проблемы, или могут быть выставлены просто по количеству сексуальных связей), акцент на секс.
Боги — потеря собственных ориентиров, надежды, переложение ответственности за свою жизнь на волю богов.
Божья коровка — так же, как бабочка, знак богини неба (корова — первая богиня неба), из небесной свиты, сопровождающей богиню неба.
Бородатый персонаж — скрытность или непонимание ситуации.
Венец, корона, нимб — ожидание похвалы от окружения, общества. Возможно, головные боли.
Часть вторая
Вода — все, что принадлежит морю, воде, обозначает любовь.
Военная техника — что-то нужно захватить, завоевать; желание защиты, разрушение живого природного начала, механическое отношение к жизни, деформация личности.
Воин — желание служить во всем исправно.
Волк — раздражение, угождение плоти.
Волк, заяц, медведь, лисица, кабан, сова, лось — тотемные животные.
Волшебники, феи — вера в то, что кто-то за тебя все решит волшебным образом; разочарование в себе.
Ворон — мудрость или ожидание сверхъестественной помощи.
Ворота — оплодотворение. Желание куда-то проникнуть.
Всадник — сексуальная потребность. Сексуальная незащищенность. Страх перед сексом. Желание обуздать собственные чувства.
Гном — символ земли, хранитель ценностей.
Голубь — образ бога, мира. Может оказаться закамуфлированной агрессией, инфантильностью, маской.
Гора — начало создания мира, приближение к богам, небу, символ богослужения и жертвоприношения, соединение бога земли и неба. Потребность самореализации. Стремление к достижениям. Высокие требования к себе.
Гусеница — перерождение.
Дверь — что-то скрыть, закрыться или куда-то проникнуть, открыться. Дозирование эмоций. Нерешительность.
Дворцы — амбициозность.
Дельфин — здоровое сексуальное влечение, любовь, дружба.
Деньги, монеты — искушение, недостигнутые цели, сниженная самооценка, акцент на материальные ценности, стереотипы, социальный статус.
Дерево — праматерия, из которой создано все. Древо мира. Соединяет три мира: крона уходит в верхний мир, корни — в нижний, ствол — стержень мироздания. Этапы человеческой жизни: из дерева изготовлены люлька, стол, кровать, гроб. Родословное дерево. Упорядочение хаоса. В современной интерпретации — социум. Взаимоотношения с людьми, работой, школой и т. п. Занимаемое место в обществе или желание его занять. Адаптация в социальной среде.
Динозавры — древние утраченные знания.
Дом — сакральное пространство.
Домашние животные — доверчивость, беззащитность, желание заботы и защиты.
Семантика миниатюрных фигур 31
Дорога — путь, возможно, желаемый.
Драгоценности — стремление быть значимым в социуме. Самоутверждение. Космические символы планет, звезд и солнца. Стремление украсить свою жизнь.
Дракон — творец мира. Податель дождя (также оплодотворение). Мудрость. Хранитель подземных сокровищ. Обладание целительной силой.
Еда — источник жизни, сытости, благоденствия. Желание значимости.
Елка — желание, чтобы жизнь изменилась сама по себе, обман, фальшь.
Животное — жертвоприношение, жертвенность. Маска. Желание скрыть истинные чувства. Неуправляемые эмоции. Чувство вины. Сдерживаемые инстинкты.
Жираф — амбиции, желание быть заметным и значимым, экзотичность, экстравагантность.
Забор, границы — преграды, барьеры, желание что-то скрыть, ограничение общения, стремление к самостоятельности, стыдливость, страх угрозы или чужого вмешательства, ожидание наказания.
Замок — стереотипы, регламентирующее ограничение, сверхконтроль, уход в себя.
Звезды, Солнце, планеты — связь с космосом, желание избавиться от суеты и земных проблем, покровительство.
Зебра — истеричность, буквально полосатая жизнь, неумение делать выбор, желание положиться на судьбу.
Земля — женщина. (По другим источникам — мужчина.)
Зеркало — изначально было изобретено как волшебный прибор, принимающий изображение бога и передающий образ человека богу.
Зеркало, дверь, пещера, ворота — выходы в иные пространства.
Зерна, злаки, орешки — мифическое значение зерен относится к древним обрядовым представлениям о бесконечности перерождений. Чтобы зерно возродилось, его надо похоронить. То же относится и к человеческим похоронам. Смерть есть возрождение. То же самое можно сказать о духовном или возрастном перерождении.
Змея — мудрость. Страх. Препятствия. Змий — охрана, хранитель мирового древа. Воплощение оплодотворяющих сил. Мистический страх. Неистощимая жизненность. Бессмертие. Исцеление. Повышенные эротические наклонности.
Кабан — сила, напор, влиятельность или стремление к этому.
Камни — обратить особое внимание, так как они могут обозначить болезнь, препятствие, душевную боль (камень на сердце). Вдрев-
Часть вторая
них мифах о происхождении человека говорится о том, что птица превратилась в женщину, а камень — в мужчину. Камни — кости земли, в норвежских мифах камень — обиталище души умершего. Драгоценные кристаллы, камни и металлы символизируют связь с богами земли, дающими силу и твердую опору. Камень — мольба о деторождении. Наказание (побивание камнями), прикосновение к потустороннему (могильные камни), священному (ритуальные камни). Камень связан и с богом земли и с богом неба (метеорит, молния). Камень может быть амулетом.
Кит — сексуальность.
Клетка — зажатость, страх самостоятельности, зависимость от чужой воли.
Клоун — кривлянье смерти. Нарывистость. Заигрывание с опасностью. Пофигизм.
Козел, коза — принесение себя в жертву обстоятельствам, семье, любимому человеку и т. п. Эротизм.
Колокольчик — внутренний мир. Желание быть услышанным.
Конь — символ сексуальности. Быстрота мысли. Желание свободы.
Кораблекрушение — душекрушение, катастрофа.
Корабль — храм. Когда мысль носится и туда и сюда — собирай ее воедино.
Корова — древняя богиня неба; Млечный Путь — пролитое молоко небесной коровы. Благополучие, благо для человека.
Костер —душевное, эмоциональное тепло или нехватка его. Энергетический расход вхолостую.
Кот, кошка — самостоятельность, семейное тепло. Кот часто принадлежит волшебнику, олицетворяет связь с потусторонними мирами.
Крест — солярный знак. Несение креста, отрешение от собственного Я.
Кровать, колыбель — усталость, неудовлетворенность.
Круг — небо (купола в храмах, культовые сооружения и т. п.), женский знак. Замкнутость. Ограничения. Ограждения себя от внешних воздействий. Желание общаться. Инфантильность. Стремление к справедливости любой ценой. Круг — гармония, совершенство или стремление к нему
Кувшин — сосуд знаний. Женское начало, творчество. Стремление к проявлению женственности.
Куры гриль — утраченная свобода, ограничения.
Ггмантика миниатюрных фигур 33
Лампа, свеча, солнце, крест — желание быть увиденным, недостаточно высокая оценка окружающими.
Лебеди — верность, стремление к гармонии в семье, красота взаимоотношений.
Лестница — путь в никуда, средство к падению, бегство.
Лисица — притворство, неискренность, кокетство.
Лодка, ладья — может означать, кроме реального путешествия, память об иных мирах, вояж в подсознание.
Лягушка — амбивалентность, умение жить в разных стихиях, то же, что и птицы, просьба или моление богам. Мудрое существо, обладающее даром пророчества. Хранительница жилища. Плодородие, плотская любовь, сексуальность.
Медали, ордена, значки, награды — внешняя референция, заниженная самооценка, стремление к признанию в обществе или в семье.
Медведь — древняя ипостась бога земли; лучше не привлекать его внимание, чтобы избежать беды. Сила.
Мельница, карусель, качели, юла — всегда одинаково движутся. Суетность, видимость движения и развития, заданная программа.
Меч — война, распри, вражда.
Море — любовь.
Мост — соединение разъединенного.
Мудрец — то, чего не хватает, или то, чем обладаешь.
Музыкальные инструменты — прикованность к чему-то определенному, ограничение, отсутствие гибкости.
Мультяшные герои — инфантильность. Остановка в развитии. Непонимание ситуации.
Мышь, крыса — неизбежность.
Насекомые — страхи. Низкая самооценка. Полагание на божественную защиту. Инстинкты.
Небо — мужской знак (по другим источникам — женский знак).
Непричесанные волосы — неуправляемая энергетика.
Ноги — порицание, недовольство собой или другими.
Нэцке — различные значения символов нэцке прилагаются к каждой фигурке при ее покупке.
Обезьяна, осел, попугай, маска, арлекин — утраченная целостность, кривлянье, угодничество, эмоциональное притворство.
Обувь — желание растоптать. Часто спотыкаются и получают раны и боль. Недовольство собой. Желание подчинить партнера.
Овца — кротость.
3-1581
Часть вторая
Озеро — выход в подсознание, желание любви.
Олень, конь, бык, лось, дельфин — хтонические животные, связанные с подземным миром. Каждый день такое животное выносит на своих рогах или спине Солнце из преисподней.
Орлы, грифы — представители небесных богов. Гордыня. Символ воздушных стихий. Обращение к богам, мольба.
Орнамент — приобщение к космосу, древним ритуалам, обрядам, желание украсить все вокруг. Стремление к духовному. Может означать замкнутость, закрытость (законченность, закрашенность) для других людей и чувств. В древности орнаменту придавали не украшательское значение, а сакрально-практическое: защита от злых духов, покровительство богов, пожелание удачи и благополучия, увеличение силы, благосклонность божественных воплощений.
Оружие: пистолеты, пушки, танки — фаллические символы.
Осел — потерянные почести.
Остров — изолированность, уединение.
Очки — ослепление, неведение, нежелание видеть проблему или человека.
Пауки, тараканы, жуки, черви — страхи, фобии, застревание вдетстве.
Паутина — путаница, силки собственного страха, боязнь продвижения, внутренний тормоз.
Пеликан — самопожертвование.
Перья — желание легкости, соответственно, ее отсутствие. Церемониальный атрибут, символизируют прописные истины, полеты к иным мирам, желание царствовать. Символ воздуха.
Песок — вечность.
Петух — труженик; жизнь по режиму, расписанию.
Пещера — место, откуда появляется все человечество и куда оно возвращается. Сексуальность, тайна, страх и любопытство, вход в преисподнюю. Фактически, утроба. Может обозначать гинекологические заболевания. Вынашивание негативных мыслей. Подверженность чужому воздействию. Страх быть увиденным. Чувство вины.
Пирамида, конус — символ горы, огня, фалла, плодородия.
Пища — чревоугодие — обман для глаз, оно подстрекает нас проглотить все сразу.
Пиявка — ложь.
Плоды — социальная реализация, достижения, собираемое в юности питает и утешает изнемогших к старости.
Попугай — многоговорящий, болтун, человек, провозглашающий стереотипы, принятые в обществе.
Сенихнтика миниатюрных фигур 3 5
Птицы — свобода, связь с небом, богами, полет, стремление, легкость, способность жить в разных стихиях. Посредники между Небом и Землей, через них можно обращаться к богам с просьбами.
Пчела — одно из воплощений богини неба. Трудолюбие. Подверженность правилам.
Рак — движение задом наперед.
Раковина — букв, вагина. Символ сексуальности, женственности, зарождение физического и духовного.
Расческа — желание привести все в порядок. Ограничения.
Река — путь, память, подсознание, жизнь, сила, очищение, (спираль, змея). Обрядовое действо очищения сохраняется тысячелетиями: крещение (обеспечение покровительства божества), омовение покойника (предстать перед богом чистым, без ipexa) и новорожденного (приобрести благосклонность богов). Омовение есть акт приобщения к божеству. Соприкосновение с водой является духовным священнодейством.
Ромб, квадрат — символ земли, поля, мужской знак (по другим источникам земля — женский знак).
Руки — поощрение, созидание, поддержка, похвала.
Русалка — символ воды. Безответная любовь. Страх перед сексуальными притязаниями.
Рыба —любовь. Образец молчания. Боязнь проболтаться. Исполнение желаний. Свободные инстинкты.
Саламандра — символ огня.
Свадебная пара — одиночество. Желание быть вместе. Препятствия личностного плана. Подверженность стереотипам. Ограничения. Обряд, предшествующий новой жизни. Также обряд завершения предыдущих поисков.
Свет — желание быть увиденным, пониженная самооценка, желание переродиться (свет в конце тоннеля).
Свеча — страх смерти, эмоциональная непроявленность; отношение к себе, как к избранному человеку.
Свеча, рыбы, крест, ягненок, голубь — Христос. Следование авторитетам. Стремление к идеализации, совершенству.
Свинья — солнечное животное, символ плодородия.
Семена — рост, развитие, энергия жизни, процесс формирования личности, проявление подземного божества (Царь Горох), плодородие, осыпание новобрачных различными семенами и орехами, как пожелание деторождения и благополучия.
Сердце — потребность любви, недостаточность ощущения любви или ее проявления.
з*
Часть вторая
Сеть — магическая защита от злых духов, желание удачи, ловушка, нежелание попасть в сети или невозможность выпутаться из них.
Сильф, Сильфида — символ воздуха.
Сказочные герои — персонификация. Обратить внимание на то, что данная сказка может быть жизненной программой.
Слон — сексуальность, трудолюбие, покорность, сила, значимость, собственное мнение.
Собака — одиночество, зависимость от другого человека.
Сова — мудрость или ее нехватка.
Спираль — (змея, вода) многозначный культовый и философский символ. Возвращение, приход и уход, рождение и смерть, восход и заход, возникновение и умирание. Спираль не имеет ни начала, ни конца. Она — образ рождения, образ воды и волны, движение верха и низа, неба и ада, Ян и Инь. Движение солнца и бесконечность Вселенной.
Старик — знания прошлого, природы, жизни. Мудрость и опыт. Целостное восприятие жизни. Понимание причинно-следственных отношений. Хозяин своей судьбы.
Страх (страшилища, страшные и агрессивные персонажи) — предварительно обдумываемая опасность, детская немощь, лишение надежды и опоры.
Страшилища, баба-яга, леший и т. п. — внедрение чужеродной программы, утраченное «Я». Разрушение изнутри, изнуренность, борьба с невидимыми врагами, детские страхи.
Стул, трость — подпорка, костыль, усталость.
Сундук, ларец — аналогичен пещере, желание что-то скрыть.
Транспорт —те же подпорки, костыли, только механизированные; желание ускорить процессы, как внешние, так и внутренние. Неестественность, возможно, ведущая к саморазрушению. Психосоматические нарушения. Желание изменить ситуацию, не прилагая усилий. Желание избавиться от чего-то. Желание быть более сильным и влиятельным.
Треугольник — умение поставить цель и достичь ее, целеустремленность.
Украшения (браслеты, кольца, бусы) — атрибуты космоса, планет. Приобщение к космическим силам.
Флаг — провозглашение своей жизненной программы или присоединение к чужой.
Фонтан — сексуальность, эротические желания, воспоминания, фантазии.
Семантика миниатюрных фигур______________________________________ 37
фрукты — принадлежность райскому саду, жизненная активность, наслаждение жизнью.
Хищные животные (львы, пантеры, медведи и т. п.) — утверждение собственной силы, территории, агрессия.
Храм — желание божественной защиты. Желание встроиться в готовую программу и жить в соответствии с общепринятыми правилами, то есть ощущать себя правильным.
Цветные люди — восприятие себя непохожим на других людей, особенным, избранным.
Часы, время — желание структурировать свою жизнь, нехватка времени, контроль извне.
Чаши, кувшины, бокалы — утроба, матка, символ женского начала, любовь, удовольствие, чувствительность, брак.
Человек — соответствие с автором композиции песочного поля.
Череп, черепаха, раковина, кости — символы смерти и бессмертия, связь с потусторонними силами, ритуальные вещи, вечность жизни и возможность воскрешения.
Шприц — внедрение инородной информации, отречение от себя, боль.
Экран, компьютер, телевизор — утраченные духовные ценности, подверженность социальным стереотипам, давление со стороны общества.
Яблоко — любовь, соблазн, искушение, умиротворение, наслаждение жизнью.
Яйцо — неизвестно, что из этого родится. Спрятанный страх. Страх, порождающий страх.
Несмотря на то что знание символического и мифологического значения персонажей помогает работе психолога, мы настаиваем на том, чтобы человек, построивший свой мир на песочном поле, проговаривал свою интерпретацию фигурок, которые также покажут события и эмоции, зашифрованные в песочной композиции. Проблема сама по себе имеет не одну причину, а многие, так что нет единого правила для дальнейшего пути, но человек сам знает, как ему выйти из создавшейся ситуации. Первый способ выхода — найти причину самих страданий. А кто, как не тот, кто скрыл от себя самого причину происходящего, может ее отыскать? Поэтому психологу следует смирять свою гордыню и помнить, что он всего лишь обучен технологиям. Работают технологии, апсихолог — лишь проводник, изучивший путь психологических практик. Поэтому психологу следует запастись
.58
Часть вторая
терпением и мудростью, не спешить наставлять людей на путь истинный, потому что путей много, но для каждого человека — свой. Здесь подходит принцип глубины молчания, отложение рассуждения при богатстве рассуждения. «Когда душа, изменив сама себе, утратит блаженную и вожделенную горячность, тогда пусть исследует прилежно, по какой причине лишилась ее, и против этой причины вооружится всем своим желанием и усердием, потому что горячность возвратить можно не иными вратами, а теми же, которыми она удалилась» («Лествица» Прп. Иоанн Лествичник. М., 2000).
ЧАСТЬ 3,