Организация научно-практической деятельности профконсультанта

организация научно-практической деятельности профконсультанта - student2.ru организация научно-практической деятельности профконсультанта - student2.ru Глава 13

ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Основные организационные принципы и варианты профориентационной работы

Для простоты и удобства все принципы можно представить в виде таблицы (табл. 8). Для того чтобы лучше понять сущность каждого принципа, в ней выделены «золотая середина» (сам принцип) и «крайности», между которыми этот принцип находится. Главное в понимании и реализации принципа — не допустить его извраще­ния, т.е. не доводить принцип до «крайности», не извращать его (см.: Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю.,1994, с. 99—112).

Таблица 8 Основные организационные принципы профориентационной работы


Крайности «Золотая середина» Крайности
Узкая специализация Многообразие форм и методов работы Хаос, бессистемность, следование методиче­ским «модам»
М о рал и заторство Нравственность как стержень всей работы, как основа организации разнообразия методов Безнравственность
Идеализация предшествующего опыта Преемственность в работе, сохранение лучших традиций Отрицание предшест­вующего опыта, всераз-рушение (по принципу «Только наше самое лучшее»)
внутренняя пассив­ность, ожидание, что кто-то решит ваши Проблемы Самоактивизация, способность искать внутренние резервы в работе «Самосгорание» на работе, стремление браться за все мысли­мые и немыслимые проблемы

                       
    организация научно-практической деятельности профконсультанта - student2.ru
  организация научно-практической деятельности профконсультанта - student2.ru   организация научно-практической деятельности профконсультанта - student2.ru
        организация научно-практической деятельности профконсультанта - student2.ru
        организация научно-практической деятельности профконсультанта - student2.ru
            организация научно-практической деятельности профконсультанта - student2.ru
 
 
 

Существуют следующие основные организационН| варианты профориентационной помощи: 1) профконсультант работает в конкретной школе и обе вает только учащихся данной школы;

Крайности

организация научно-практической деятельности профконсультанта - student2.ru Самоизоляция, кото­рая часто возникает у специалистов, почувствовавших, что они могут обойтись «без всякой помощи» и «безо всякого общения» с другими профессионалами. Известно, что очень быстро такие специа­листы начинают деградировать

организация научно-практической деятельности профконсультанта - student2.ru Психологическое «самодурство», убежденность, что все кругом глупее

организация научно-практической деятельности профконсультанта - student2.ru Эмоциональные трудности (страх чего-то не сделать, что-то «упустить»)

организация научно-практической деятельности профконсультанта - student2.ru Пессимизм, отчаяние

организация научно-практической деятельности профконсультанта - student2.ru Акцентирование внимания на единич­ных принципах без их взаимосвязи с другими принципами

«Золотая середина»

Профессиональное содружество, которое не только способствует взаимообогащению, но и выполняет психотерапевтические функции, когда есть кому «поплакаться в жилетку» и у кого получить моральную поддержку

Гибкость, готовность к разумному компро­миссу с администра­цией, с заказчиками и клиентами

Выделение

приоритетов в работе, предполагающее отказ от чего-то менее существенного

Действенный опти­мизм (вера в успех и в свои возможности), а также разумная самоирония (как признак своей силы, как способность критически отнестись к своим недостаткам)

Взаимосвязь принципов, их взаимодополняемость

Окончание таблиць

организация научно-практической деятельности профконсультанта - student2.ru Крайности

Потеря профессио­нального самоощуще-; ния, «растворение» в среде других прс сионалов, не связан- !| ныхс профориента­цией

Приспособленчество,, угодничество, предательство своих интересов и интересе своих клиентов

Логические трудне непоследовательнс незнание, неумение ориентироваться в ситуации

Эйфория, излишняя I самоуверенность

Утеря специфики принципов

2) профконсультант имеет в конкретной школе основную базу
(кабинет), но обслуживает несколько близлежащих школ;

3) профконсультант работает в специальном психологическом
центре (Центре профориентации молодежи, Центре занятости
населения или просто в Психологическом центре). Часто в таких
центрах оказывается более специализированная (а иногда и более
глубокая) помощь. Но профконсультант нередко лишен возмож­
ности наблюдать за развитием ребенка длительное время. Поэто­
му в идеале предполагается взаимодействие школьного психолога
(профконсультанта) с психологами различных психологических
и медико-реабилитационных центров;

4) психолог работает в органах управления образованием, где
он выступает как куратор (инспектор) по профориентации. Такой
куратор координирует профориентационную работу в школах (ра­
боту педагогов, учителей труда);

5) профориентационная помощь оказывается дистанционно,
например по переписке (подросток по почте получает бланк с
опросниками, отсылает свои ответы, после чего ему высылаются
обобщенные результаты и рекомендации). В настоящее время ши­
рокие перспективы открываются в связи с внедрением компью­
терной техники (в частности, сети Интернет);

6) профориентационная помощь оказывается «выездными брига­
дами» (на 2 — 3 недели бригада специалистов выезжает в отдален­
ные и малонаселенные районы и проводит «массированную» по­
мощь в выборе профессии);

7) профориентационная помощь оказывается через средства
массовой информации (специальные циклы передач, рубрики в
периодических изданиях).

Естественно, нельзя выделить самый «лучший» вариант: все варианты «хорошие», так как все зависит от конкретных условий. Лучше стремиться к совмещению и взаимодополнению разных вари­антов (чтобы и у самих клиентов был выбор, куда обратиться). Именно в этом случае можно будет говорить о системности проф­ориентационной работы.

Наши рекомендации