Организация научно-практической деятельности профконсультанта
Глава 13
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Основные организационные принципы и варианты профориентационной работы
Для простоты и удобства все принципы можно представить в виде таблицы (табл. 8). Для того чтобы лучше понять сущность каждого принципа, в ней выделены «золотая середина» (сам принцип) и «крайности», между которыми этот принцип находится. Главное в понимании и реализации принципа — не допустить его извращения, т.е. не доводить принцип до «крайности», не извращать его (см.: Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю.,1994, с. 99—112).
Таблица 8 Основные организационные принципы профориентационной работы
Крайности | «Золотая середина» | Крайности |
Узкая специализация | Многообразие форм и методов работы | Хаос, бессистемность, следование методическим «модам» |
М о рал и заторство | Нравственность как стержень всей работы, как основа организации разнообразия методов | Безнравственность |
Идеализация предшествующего опыта | Преемственность в работе, сохранение лучших традиций | Отрицание предшествующего опыта, всераз-рушение (по принципу «Только наше самое лучшее») |
внутренняя пассивность, ожидание, что кто-то решит ваши Проблемы | Самоактивизация, способность искать внутренние резервы в работе | «Самосгорание» на работе, стремление браться за все мыслимые и немыслимые проблемы |
Существуют следующие основные организационН| варианты профориентационной помощи: 1) профконсультант работает в конкретной школе и обе вает только учащихся данной школы; |
Крайности
Самоизоляция, которая часто возникает у специалистов, почувствовавших, что они могут обойтись «без всякой помощи» и «безо всякого общения» с другими профессионалами. Известно, что очень быстро такие специалисты начинают деградировать
Психологическое «самодурство», убежденность, что все кругом глупее
Эмоциональные трудности (страх чего-то не сделать, что-то «упустить»)
Пессимизм, отчаяние
Акцентирование внимания на единичных принципах без их взаимосвязи с другими принципами
«Золотая середина»
Профессиональное содружество, которое не только способствует взаимообогащению, но и выполняет психотерапевтические функции, когда есть кому «поплакаться в жилетку» и у кого получить моральную поддержку
Гибкость, готовность к разумному компромиссу с администрацией, с заказчиками и клиентами
Выделение
приоритетов в работе, предполагающее отказ от чего-то менее существенного
Действенный оптимизм (вера в успех и в свои возможности), а также разумная самоирония (как признак своей силы, как способность критически отнестись к своим недостаткам)
Взаимосвязь принципов, их взаимодополняемость
Окончание таблиць
Крайности
Потеря профессионального самоощуще-; ния, «растворение» в среде других прс сионалов, не связан- !| ныхс профориентацией
Приспособленчество,, угодничество, предательство своих интересов и интересе своих клиентов
Логические трудне непоследовательнс незнание, неумение ориентироваться в ситуации
Эйфория, излишняя I самоуверенность
Утеря специфики принципов
2) профконсультант имеет в конкретной школе основную базу
(кабинет), но обслуживает несколько близлежащих школ;
3) профконсультант работает в специальном психологическом
центре (Центре профориентации молодежи, Центре занятости
населения или просто в Психологическом центре). Часто в таких
центрах оказывается более специализированная (а иногда и более
глубокая) помощь. Но профконсультант нередко лишен возмож
ности наблюдать за развитием ребенка длительное время. Поэто
му в идеале предполагается взаимодействие школьного психолога
(профконсультанта) с психологами различных психологических
и медико-реабилитационных центров;
4) психолог работает в органах управления образованием, где
он выступает как куратор (инспектор) по профориентации. Такой
куратор координирует профориентационную работу в школах (ра
боту педагогов, учителей труда);
5) профориентационная помощь оказывается дистанционно,
например по переписке (подросток по почте получает бланк с
опросниками, отсылает свои ответы, после чего ему высылаются
обобщенные результаты и рекомендации). В настоящее время ши
рокие перспективы открываются в связи с внедрением компью
терной техники (в частности, сети Интернет);
6) профориентационная помощь оказывается «выездными брига
дами» (на 2 — 3 недели бригада специалистов выезжает в отдален
ные и малонаселенные районы и проводит «массированную» по
мощь в выборе профессии);
7) профориентационная помощь оказывается через средства
массовой информации (специальные циклы передач, рубрики в
периодических изданиях).
Естественно, нельзя выделить самый «лучший» вариант: все варианты «хорошие», так как все зависит от конкретных условий. Лучше стремиться к совмещению и взаимодополнению разных вариантов (чтобы и у самих клиентов был выбор, куда обратиться). Именно в этом случае можно будет говорить о системности профориентационной работы.