Код опросника
За каждый ответ, совпадающий с кодом опросника, начисляется один балл.
Обработка начинается со шкалы лжи, так как она используется для определения искренности испытуемого. Если по шкале испытуемый набирает 5-6 баллов, его протокол считается недействительным. Айзенк считал, что показатели данной шкалы могут быть использованы для характеристики личности (пример: уровень самооценки).
Экстраверсия-интроверсия:
Ответы "да" ("+") на вопросы 1, 3, 9,11,14,17,19, 22, 25, 27, 30, 35,38,41,43,46,49,53,57.
Ответы "нет" ("-") на вопросы 6, 33, 51, 55, 59
Нейротизм-стабильность:
Ответы "да" на вопросы 2, 5, 7,10,13,15,18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60.
Шкала лжи:
Ответы "да" (+") на вопросы 8,16, 24, 28, 44
Ответы "нет" ("-") на вопросы 4,12, 20, 32, 36, 40, 48
По шкале лжи показатель в 4-5 баллов рассматривается как критический.
Оценочная таблица для шкал экста-интроверсии
Интроверсия | Экстраверсия | ||
значительная | умеренная | умеренная | значительная |
1-7 | 8-11 | 12-18 | 19-24 |
Оценочная таблица для шкал нейротизма
Эмоциональная устойчивость | Эмоциональная неустойчивость | ||
высокая | средняя | высокая | очень высокая |
до 10 | 11-14 | 15-18 | 19-24 |
Контрольные вопросы:
1.Понятие о темпераменте. Свойства темперамента.
2.Типы темперамента.
3.Предрасположенность типа темперамента к определенным психическим заболеваниям.
Литература.
1.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.,2007.
2.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 2006.
3.Годфруа Ж. Что такое психология. – М., 2008.
4.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2007.
Практическая работа №5
Характер в норме и патологии.
Цель:уметь отличать характер от других психологических образований, находить соотношение темперамента с характером и другими психическими процессами.
Компетенции: В результате освоения дисциплины «Основы валеологии» обучающийся должен:
знать:
· процесс формирования характера;
· что такое нормальный, акцентуированный и патологический характер;
уметь:
· отличать характер от других психологических образований;
· диагностировать и интерпретировать результаты диагностики собственного характера;
· делать сравнительную характеристику своих характера и темперамента.
владеть:
· понятием характера;
· знаниями о проявлении характера в деятельности, речи, поступках, во внешнем облике.
Порядок выполнения работы:
Исследование акцентуации характера
Цель исследования: установить тип акцентуации характера личности.
Материал и оборудование: тест-опросник Леонгарда-Шмишека, состоящий из 88 вопросов, бланк ответов, ручка или карандаш.