Анализ передач для женщин на казахстанском телевидении
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность дипломного исследования. В современном обществе коммуникативно-информационная ситуация может быть охарактеризована активным использованием СМИ (телевидение, радио, печать, Интернет) различных технологий убеждения и воздействия на аудиторию. Мы живем в то время, которое именуют эпохой информации. Сегодня информация для человечества стала таким же важным ресурсом как земля, полезные ископаемые, вода. На сегодняшний день функции СМИ намного шире, нежели простое информирование населения о событиях, происходящих в стране и в мире. Средства массовой информации давно стали источником психологического воздействия, по своей эффективности и размаху, намного превосходящими привычные формы общения. Получается, исследование информационно-психологического воздействия СМИ, в частности телевидения, является весьма актуальной задачей современности.
Отметим, что такое понятие, как «влияние телевидения на аудиторию» можно конкретизировано в зависимости как от направленности воздействия на отдельные социальные, профессиональные и демографические группы населения, так и от направления воздействия (влияние телевизионной рекламы на аудиторию, влияние СМИ электорат, формирование и отражение идеологии и граждан и др.). В рамках данного дипломного исследования в качестве целевой группы информационно-коммуникативного воздействия телевидения была выбрана женская аудитория. Мы считаем целесообразным вкратце аргументировать этот выбор.
В первую очередь, тема исследования «Телевизионный дискурс: информационно-психологическое воздействие (на примере женской аудитории)» интересна и актуальна точки зрения психологии восприятия женских программ телезрительницами. Данный вопрос в достаточной степени освещен в современной литературе, да и в последнее время часто появляются публикации по проблеме гендерных аспектов восприятия информации, хотя проблематика информационно-психологическое воздействия телевидения на женскую аудиторию разработана явно недостаточно.
Кроме того, телевизионные СМИ на сегодняшний день являются довольно мощным средством воздействия на поведение, идеологию и восприятие аудиторией, что часто используется прежде всего в рекламном бизнесе. Даже неполный анализ рекламных товаров показывает, что именно женская аудитория является одним из базовых объектов рекламного воздействия.
И, наконец, телевидение является одним из самых действенных орудий политической борьбы и одним из основных средств формирования общественного мнения. Разумеется, при этом на ТВ используются различные по своей форме и содержанию смысловые объекты, которые ориентированы на различные целевые аудитории. Полагаем, что изучение информационно-психологическое воздействие ТВ на женскую аудиторию позволит более полно учитывать интересы и потребности женщин как в целом в общественной жизни, так и в отношении представления мнений, убеждений и политических взглядов женщин в телевизионном пространстве республики.
Обобщая сказанное, можно добавить, что актуальность темы дипломной работы определяется необходимостью исследования общих закономерностей информационно-психологического воздействия телевизионных СМИ на женскую аудиторию, а также изучения специфических приёмов и методов воздействия, рассчитанных именно на женщин.
Объектом исследованияявляется телевизионный дискурс.
Предметом данного исследования являются общие информационно-психологические закономерности воздействия телевидения и специфические приёмы и методы психологического воздействия ТВ на женскую аудиторию.
Целью данной работы является исследование информационно-психологического влияния телевидения на женскую аудиторию.
Для реализации указанной цели, необходимо решить следующие задачи:
- теоретически обосновать понятие «телевизионный дискурс»;
- выявить особенности информационно-психологического воздействия телевизионных программ;
- определить общие закономерности восприятия информации женской аудиторией;
- исследовать специфику восприятия телевизионных образов женской аудиторией;
- изучить влияние сообщений (как общего информационного так и рекламного характера) телевизионных СМИ на поведенческие установки женщин;
- провести анализ передач для женщин на казахстанском телевидении..
Теоретическая база исследования.Для написания данной дипломной работы мы использовали труды следующих авторов:Деркач Е.Э.[1], Засурский Я. Н.[2], Д.Ю. Пашутин [3] и др.
Материалом исследования являются телевизионные программы для женщин. Кроме теоретического анализа материала данная работа включает и практическую часть, где нами исследуются женские программы казахстанского ТВ и их специфика.
Методы исследования. В дипломной работе были использованы как общенаучные, так и прикладные методы исследования в соответствии с намеченными задачами: метод сравнительно-сопоставительного анализа, методы компонентного анализа и сопоставления, наблюдения и описания, контент-анализа и дискурс-анализа.
Теоретическая и практическая значимость результаты данного исследования показывают, что эмоционально насыщенные сообщения телевизионных СМИ оказывают наибольшее влияние на женщин, нежели на мужскую часть населения ввиду присущей женской аудитории сентиментальности и эмоциональности. В исследовании проведен анализ передач для женщин на современном казахстанском телевидении, выявлены особенности информационно-психологического воздействия телевизионных программ на женскую аудиторию; определены общие закономерности восприятия информации женщинами. Кроме того, материалы работы могут быть использованы при чтении курсов и проведении семинаров в рамках дисциплины «Психология журналистики», «Телевизионная журналистика», «Реклама в СМИ» и других.
Структура дипломной работы. Работа состоит из 3 разделов, Введения, заключения и списка использованной литературы.
Первая глава «Теоретические основы телевизионного дискурса» посвящена исследованию роли телевидения в современном обществе место ТВ в системе СМИ, также мы исследовали специфику телевизионного дискурса.
Во второй главе «Информационно-психологическое воздействие телевидения на зрительскую аудиторию» мы изучили особенности женской аудитории телевидения и провели анализ передач для женщин на казахстанском телевидении.
В третьем разделе дипломной работы мы предложили проект ток-шоу для женщин «Наши секреты».
Практически, за каких-то 100 лет телевидение окутало весь земной шар и стало частью жизни каждого человека. Во многом благодаря этому средству передачи данных сегодня стала доступной практически любая информация, именно здесь отражены все сферы жизни людей и все происходящие события. Сегодня телевидение - глобальная сфера (глобальней только Интернет), которая включает тысячи телеканалов, вещающих по всему миру.
Подводя итоги анализа роли телевидения современном медиапространстве и медиапотреблении, можно выделить ряд тенденций, обусловливающих изменение характера взаимоотношений аудитории и телевидения. Телевидение, как медиа, испытывает все более жесткую конкуренцию со стороны сети Интернет и несколько уступает свои позиции во все более насыщенном медиапространстве.
Тем не менее, телевидение остается лидером среди других медиа по объемам потребления и численности аудитории.
. В данных условиях телевидение для удержания аудитории вынуждено будет все в большей степени учитывать интересы потенциальных зрителей, что уже сегодня проявляется в процессе диверсификации телевизионного предложения.
Следует признать, что казахстанский рынок услуг телепроектов сегодня отличается сравнительным разнообразием. Появление новых продюсерских центров позволило отечественным телеканалам значительно насытить свое программное обеспечение, увеличить жанровое разнообразие
телевизионный дискурс как комплексный знак, как своеобразное «произведение искусства» (режиссера, оператора, выпускающего, редактора и его помощников, ведущего и др.) сообщает информацию, оказывает воздействие, и таким образом является специфическим дискурсом, отражающим сложную семиотическую структуру взаимосвязи вербальных и авербальных (визуальных) средств в едином комплексе, погруженном в конкретное социальное пространство
Телевизионный дискурс следует относить к диалогическому типу дискурса, обладающему своими специфическими характеристиками, главными из которых являются:
1) обязательное присутствие двух участников процесса коммуникации – адресанта и адресата;
2) взаимодействие телекоммуникатора и телеаудитории:
а) непосредственное - межличностное (например, в студии, съемочной площадке, на улице и т.п.);
б) опосредованное
· несимультанное (письма в редакцию; опросы, рейтинги и т.п., результаты которых получены посредством спутниковой, телефонной, мобильной, пейджинговой связи и сети Интернет);
· симультанное – общение в интерактивном режиме (звонки и сообщения непосредственно в студию в момент выхода программы в эфир).[14]
При анализе телевизионного дискурса можно опираться на достаточно разработанную теорию анализа медиадискурса, поскольку теледискурс в качестве разновидности дискурса массмедиа имеет практически ту же социальную задачу, сохраняет общие системные черты и обнаруживает общие инвариантные признаки.
Исследования показывают, что около 80% женщин отдают предпочтение мелодраме и романтической комедии. Оставшиеся 20% выбирают боевики и приключенческие фильмы. В отношении мужчин - мелодрамы и романтические комедии привлекают лишь 30% опрошенных, а 70% отдают предпочтение боевикам и приключениям. Интересно отметить, что, по мнению проводивших исследование, причина, по которой женщины могут отдавать предпочтение боевикам и приключенческим лентам, как правило, кроется в привлекательном главном герое, которым чаще всего является мужчина-суперзвезда (к примеру, Брэд Питт, Джонни Депп, Киану Ривз, Джейсон Стэтхем, Харрисон Форд). Так, например, значительную аудиторию фильма «Семь» составили женщины именно потому, что главную роль там играет Брэд Питт.
Женская аудитория является целевой аудиторией для многих каналов.
Помимо специализированных передач, где затрагиваются актуальные темы красоты, личной жизни и кулинарии, женская часть аудитории охотно отдает предпочтение программа и репортажам о жизни звёзд эстрады и актеров. Одной из лидирующих по индексу предпочтения категорией передач являются стилевые и досуговые программы. Полагаем, что такие передачи позволяют женщинам окунуться в тот мир, доступ к которому закрыт либо мужем либо отсутствием времени на это в силу иных причин.
Другая важная тема, волнующая женщин - здоровье. Программы о здоровье пользуются популярностью у женщин - хранительниц домашнего очага, для которых здоровье детей и мужа являются весьма важными составляющими.
Ежедневно у телеэкранов оказывается 80% женщин и только 65% мужчин, при этом продолжительность телевизионного просмотра у женской аудитории примерно на полчаса больше, нежели у мужчин. В современной телеаудитории можно видеть перевес женщин. Увеличение доли женщин и рост женского телесмотрения в аудитории ТВ объясняется рядом причин, связанных с жанровой структурой программ, организации быта (например, повсеместным распространением косметических средств и бытовой техники, увеличением телевизионных приёмников в домохозяйствах, ростом фонового телевизионного потребления, совмещённого с исполнением домашних обязанностей, изменениями в программировании ТВ и бюджете времени и тд.
Женская аудитория, отвечающая, как правило, за ведение быта и совершающая большинство покупок косметических средств и продуктов повседневного спроса, более всего востребованы рекламодателями. Понятно, что именно на них и рассчитаны, программы современного казахстанского ТВ – различные сериалы, передачи о ремонте, развлекательные ток-шоу, передачи о моде, здоровье, кулинарии, концерты популярных исполнителей, а также всевозможные шоу со «звёздами» и др.
И если говорить об эфирном ТВ, то с возрастом у женской аудитории популярными становятся индийские сериалы. А среди мужской аудитории наиболее популярны остросюжетные боевики, криминальные сериалы и детективные драмы. Весьма популярны у женщин социальные передачи наподобие «Пусть говорят». Но в списке рейтинговых программ на первом месте все равно значатся новости, так как это эксклюзив. У молодежи свои предпочтения, у них популярны такие сериалы, как «Интерны» или «Универ»
Какие же передачи – скандальные или сентиментальные – предпочитают смотреть казахстанцы? В силу менталитета казахстанцы очень гостеприимны, наши соотечественникам присуще сострадание и сопереживание, именно поэтому им нравится, когда в фильме или программе есть хэппи-энд. Женской аудитории в некоторой степени нравятся скандальные программы в жанре «Пусть говорят» или же сентиментальные вроде «Дорога домой» или «Жди меня», поскольку в них преобладает эмоциональная составляющая.
В современных казахстанских реалиях телеканалам приходится адаптироваться под запросы и привычки аудитории по мере развития телевизионного рынка и появления эксклюзивных качественных программ.
Женская аудитория по природе своей разнообразна, и женщинами востребован самый разнообразный продукт. За последнее время в сетке основных эфирных каналов («Хабар», «Казахстан») появилось довольно много программ, сериалов и фильмов отечественного производства, которые ориентированы на вкусы и предпочтения женской аудитории. Так, среди продуктов казахстанского ТВ можно выделить такие программы:
«Сен сулу», «Жар-жар», «Моя история», «Айел бакыты» и др.
Из сериалов:
«Агайндар», «Перекресток», Қара шаңырақ, Домашние войны, Гашык журек и др.
Как видим, казахстанское телевидение за последнее время совершило большой скачок от малобюджетных некачественных сериалов до профессионально снятых эксклюзивных экранизаций
Среди отечественных каналов, ориентированных на женскую аудиторию можно назвать «Казахстан», «НТК», поскольку именно на этих каналах можно встретить мелодраматические сериалы и программы, популярные у женского зрителя
Следует сказать, что на ценностные ориентации и на выбор телепрограмм большое значение оказывает возраст зрителей. У женской аудитории большое значение имеют такие ценности, как «Познание», «Счастливая семейная жизнь», «Здоровье», «Уверенность в себе», «Независимость», «Образованность»
Воскресенская С. Г. пишет, что женщин предпочитающих передачи о моде, отличают от общей выборки более высокая позиция такой ценности, как «Высокие запросы и меньшая значимость «Честности».
То есть, из-за неуверенности в своих собственных силах молодые девушки склонны искать опоры во внешней среде, а значит, подвержены большему влиянию со стороны значимого для них окружения, копированию определенных моделей поведения для достижения значимых целей.
У женщин, у которых пользуются популярностью телепередачи о кино и ТВ, «Уверенность в себе» - ценности другие. Такую группу можно охарактеризовать как стремящуюся к достижению уверенности в себе через познание окружающего мира.
Женщины, предпочитающие просмотр эзотерических ставят цели, которые достаточно легко реализовать. Конкурсы, телеигры, викторины пользуются популярностью у молодой зрительской аудитории, на наш взгляд, здесь можно говорить о внутреннем конфликте, об уходе от проблемы через просмотр передач, эксплуатирующих идею о неожиданной удаче, о чуде. Телепередачи криминальной хроники смотрят в первую женщины, для которых просмотр телепередач, где зло наказывается, является своеобразной «подпиткой» такого качества как честность.
Таким образом, взаимосвязь ценностных ориентаций и предпочтений в выборе телепрограмм не является прямой. Ценностные ориентации, выстраиваясь в иерархию и определяя уникальность личности, довольно избирательно влияют на популярность телепередач.
Анализ передач для женщин на казахстанском телевидении
На сегодняшний день активный интерес к женским телепередачам не случаен. Представительницы прекрасной половины человечества среднего и старшего возраста являются базовой основой целевой аудитории современного телевидения. Область их интересов поистине огромна – от построения карьеры, воспитания детей до взаимоотношения полов.
Женщины отдают предпочтения таким отечественным программам как:
«Дорога домой», « Наша правда» , «Давай поженимся», «Моя история», « Бабье царство», «Бюджетный ремонт КТК»,
3. ПРОЕКТ ТОК-ШОУ ДЛЯ ЖЕНЩИН «НАШИ СЕКРЕТЫ»
Описание проекта.
Формат:женскоеток-шоу
Время выхода: «Наши секреты» будет по пятницам на 31 телеканале.
Продолжительность: 50 минут
Темы. Актуальные темы, касающиеся женщин и женских проблем.
- Диеты и похудение;
- Здоровье и красота;
- Бизнес и женщины;
- Семейное счастье;
- воспитание детей;
- Отношения с противоположым полом.
Не секрет, что глянцевые журналы зачастую советуют женщинам и девушкам вовсе не то, что они хотят на самом деле.
Данный проект – новый на отечественном ТВ познавательно-развлекательный тележурнал в формате ток-шоу! В данном проекте будут предложены только самые простые и эффективные советы, как сделать себя красивее, здоровее, успешнее и счастливее. Ведущая ток-шоу, высококлассные эксперты и звездные гости дадут максимум информации и советы по самым разным женским вопросам в наглядной форме. Например, как встретить мужчину мечты, быстро похудеть, оперативно накрыть стол для нежданных гостей, как дать отпор хулиганам, выбрать вечернее платье, заменить колесо на авто, сделать отличный макияж и подготовиться к пляжному сезону.
Цель проекта:создание женского ток-шоу нового формата на русском языке, направленное на ______
Задачи:
1. Запуск ток-шоу для женщин;
2. Организация беседы с гостями студии для решения их проблем;
3. Привлечение в шоу психологов и др. специалистов, которые могут дать советы или же оказать реальную психологическую помощь.
4. Повышение рейтингов 311 канала
Позиционирование: «Наши секреты» позиционирует себя в качестве женского ток-шоу, формат 31 канала вполне соответствует концепции нового ток-шоу.
Наши секреты - шоу нового формата для женщин и о женщинах. Это телевизионное женское ток-шоу, посвящённое различным женским секретам и проблемам. На сегодняшний день ток-шоу такого рода очень актуально.
Рубрики. В ток-шоу «Наши секреты» будут представлены следующие рубрики.
«Секрет успешных леди». Рубрика об историях личного успеха от известных и популярных женских персон, которые поверили в себя, не испугались сложностей и достигли ошеломительных результатов. Это своего рода практическое руководство к действию, самые успешные леди страны расскажут о том, как им удалось достигнуть таких вершин.
«Шоп-совет». Это будет телегид для покупательниц в мире одежды, косметики, бытовой техники, медицинских препаратов и тд. Ведь женщинам приходится постоянно делать выбор от депилятора до посудомоечной машинки, маникюрного набора до автомобиля. Эксперты рубрики помогут разобраться в этом изобилии и приобрести качественные вещи за адекватную цену.
«Готовим быстро и вкусно». Путешествие в мир разнообразной, вкусной, и полезной еды:
- уроки кулинарии от шеф-поваров крупных кафе и ресторанов;
- оригинальные, недорогие и простые рецепты при дефиците свободного времени от постоянного повара;
- фирменные блюда от известных людей;
- знакомство с шедеврами национальных кухонь – исконные рецепты народов, проживающих на территории РК;
- гастрономические эксперименты и необычные блюда из простых, обыкновенных продуктов.
«Худеем вместе». Рубрика о похудении. Истории женщин, победивших лишний вес.
«Красота и здоровье». Советы от стилистов, диетологов и врачей, которые дадут советы женщинам и развенчают известные мифы: о голодании, о самолечении, о похудении. В информационном блоке о красоте – только новые и эффективные средства дерматологии, косметологии, пластической хирургии и стоматологии плюс классические средства ухода за лицом и телом в домашних условиях. В студии появятся высококлассные косметологи и визажисты.
«Мужской клуб». Всё, что обсуждают и думают о женщинах мужчины, советы мужчин женщинам, обсуждение типичных женских ошибок в общении и раскрытие секретов манипуляций: как общаться с противоположным полом в соцсетях, как заставить мужчину дарить дорогие подарки или как заставить мужчину сделать предложение.
«Школа соблазнения». Эксперты помогут женщинам раскрыть свою натуру, чувственность и обучат мастерству обольщения.
«Неженское дело». Практика для самых независимых, любознательных и бойких женщин, которые хотят обучиться отнюдь «неженским делам»: от замены лампочки и пробитого колеса до приемов самообороны.
«Вторая половинка».По статистике, в Казахстане гораздо больше одиноких, чем одиноких мужчин. Однако они есть: каждую неделю в ток-шоу будет рассказываться об одном молодом мужчине, который по тем или иным причинам никак не может устроить свою личную жизнь, возможно зрительницы смогут обрести свою вторую половинку.
«Уголок мастерицы». Всё о хэнд-мейд и дизайне.
Данное ток-шоу станет действенным телегидом для женщин.
Это одно из самых интересных телешоу, представленных на телевидении Казахстана. Главной фишкой программы должен стать её ведущий – человек – известная медийная личность.
Участниками программы будут обычные женщины, при этом гостями программы станут известные женщины-политики, певицы, актрисы, звезды спорта и пр.
Структура. Началоток-шоу будет открывать ведущая, которая представит гостей студии и тему выпуска. Это могут быть разноплановые проблемы, связанные с личной и даже интимной жизнью, семейными проблемами и т.д. Ко всем проблемам будут привлекаться эксперты и профессиональные специалисты, таким образом, к каждой проблеме будет профессиональный подход.
В первой части - ведущая представит участников и персону, которая является центральной в студии (гостья рассказывает о своей проблеме). Далее идет:
- обсуждение;
- вопросы гостей студии;
- комментарий психологов.
В промежутках будут включаться рубрики программы. У каждой рубрики есть своя заставка, саундтрек которой исполняется непосредственно при записи программы или записывается предварительно.
Отличие ток-шоу от других телепроектов:
1) Женская направленность ток-шоу;
2) Повторяющиеся детали.Многие элементы ток-шоу должны повторяться выпуска в выпуск в неизменной форме или каждый раз по-разному.
3) Актуальность вопросов, поднимаемых в программе, реальные проблемы и реальные истории, участие специалистов по психологии.
4) Студия «Наши секреты» - это отражение концепции проекта! Она будет состоять из нескольких секторов, в которых будет происходить нечто что-то особенное. Одна часть - гостиная в зеленых тонах: уютный диван, стеллажи с книгами, кофейный столик и полки со статуэтками и вазами. Здесь ведущая будет вести беседу со своими гостями. Оранжевая зона – место для кулинарии: духовка, плита, разделочный стол, доска для написания рецептов. В такой уютной атмосфере будут готовиться только самые красивые, вкусные и здоровые блюда от лучших поваров проекта и приглашенных знаменитостей. Голубая зона – место для спорта: колесо, обручи, тренажеры, гантели.
Запись и трансляция. Программа будет идти не в прямом эфире, а в записи. Некоторые интервью и выступления могут записываться заранее. Съёмка ведётся в присутствии «живой» публики.
Формы представления спонсоров:
Заставки (статичная и динамичная). «Спонсор программы…», «Программа представлена при участии….» и «… представляет». Слова «Спонсор программы…» или «Программа представлена при участии…» в заставке обязательны. Заставки могут содержать только одно название фирмы – спонсора (возможно в фирменном написании или логотипом) или один товарный знак (торговую марку) без какой-либо коммерческой информации, в том числе без реквизитов спонсора.
SWOT-анализ возможностей.
Анализ конкурентов: На отечественных каналах аналогов этого ток-шоу пока нет, но похожий формат программы имеется на телеканале «Казахстан» - «Әйел бақыты». Ток-шоу «Наши секреты» будет отличаться рубриками, направленностью на русскоязычную аудиторию.
Сильные стороны:
· большой творческий потенциал команды;
· понимание значения женских ток-шоу;
· профессиональный подход к логическому построению контента программы;
· креативный подход к разработке и внедрению контента;
· необычные рубрики;
· точное понимание целей и задач.
Слабые стороны:
· наличие женского ток-шоу на телеканале «Казахстан»;
· недостаточное промоутирование;
· ограниченный трудовой ресурс (нехватка операторов, дизайнеров, звукорежиссеров, режиссеров монтажа);
· большие материальные затраты на создание и дизайн студии, запись программы и тд.
Этапы реализации проекта
· Проработка актуальных тем, определение экспертного сообщества, подробная разработка сценария программ
· Подготовка программы, оформление студии (павильона), подготовка видеоматериалов к эфиру
· Выход программы в эфир
· Организация работы после эфира: оформление предложений коммерческим структурам.
· Подготовка отчета о проделанной работе
Ожидаемый результат.Данное ток-шоу должно вызвать интерес у зрительниц, а также повысить рейтинг 31 канала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие новых технологий неизменно сопровождается изменением медийного пространства, в котором существует человек. Появление телевидения существенно снизило популярность печатных изданий и книг. На сегодняшний день мы являемся свидетелями другого примера изменения медиапространства. Невозможно отрицать тот факт, что развитие новых технологий, в частности всемирной сети Интернет, способствует перераспределению медийного потребления человека. Диверсификация медиа-предложения влечет за собой перераспределение времени, уделяемого на те или иные информационные носители. Неизменным остается интерес телезрителей к телевидению.
Телевидение не только информирует - оно активно влияет на личность, формируя ее отношение к окружающему миру, мировоззрение, моральные и политические убеждения. При этом используются как общие для всей аудитории СМИ приемы и методы формирующего воздействия, так и специфические, рассчитанные на конкретные целевые аудитории, выделенные по признакам возраста, социального статуса, материальной обеспеченности и т.п.. В качестве одной из таких целевых групп и выступает женская аудитория, для воздействия на мировоззренческие позиции и поведенческие установки которой используются как общие методы формирующего влияния СМИ, так и специфические, основанные на использовании фактора гендерной идентичности. Именно влияние на женскую аудиторию и рассматривался в качестве основного предмета исследования представленной работы. Выводы, которые можно сформулировать по результатам такого рассмотрения условно можно разделить на общетеоретические, позволяющие с новых позиций взглянуть на научную проблематику влияния телевизионных СМИ на женскую аудиторию и прикладные, которые позволяют определить конкретные приемы повышения эффективности воздействия телевизионных СМИ и дать конкретные рекомендации специалистам, работающих в этой области. В общем, выводы по проделанной работе можно свести к следующим тезисам:
Восприятие массовой информации напрямую зависит от тех технических средств, которые используются при передаче этой информации. В этом контексте можно выделить два интегральных показателя: близость к межличностному общению и наличие и выраженность психологического эффекта присутствия.[39]
По обоим показателям высокие показатели имеет такое средство СМИ как телевидение.
Существуют два основных направления формирующего влияния СМИ: внешний и внутренний. Внешнее воздействие осуществляется через социальные коммуникации, внутренний воздействие - с помощью изменения самого человека: его менталитета, ценностных ориентации, потребностей, интересов, а также формирование общественного мнения и морали. Непосредственно причины формирующего влияния СМИ составляют отдельную научную авторитетных советников, должны восприниматься как, стоящие на более высокой степени иерархии: старшие по возрасту, жизненным опытом, служебным положением и т.д. (так широко используемые в рекламе советы старших женщин молодым хозяйкам целесообразны с точки зрения учета психологических факторов повышения эффективности рекламного воздействия).
Высокий интерес у женской аудитории вызывает реклама, в которой показаны люди, причем наибольший интерес вызывают красивые женщины и дети.[39]
Как уже отмечалось выше, отход от традиционных гендерных стереотипов и жестко Стереотипизированные схем ролевого полового поведения целесообразно учитывая возможность привлечения внимания женщин-потребителей к рекламируемой продукции. Так, например целесообразно использовать в рекламе образы женщин-руководителей (бизнес-леди), женщин-спортсменок, женщин-водителей и другие "неженских" образы. Подобные образцы рекламной продукции уже имеют место на отечественном рекламном рынке: например, образ женщины-хакера из рекламы дезодоранта "Rexona".
Женская аудитория является целевой аудиторией для многих каналов.
Помимо специализированных передач, где затрагиваются актуальные темы красоты, личной жизни и кулинарии, женская часть аудитории охотно отдает предпочтение программа и репортажам о жизни звёзд эстрады и актеров. Одной из лидирующих по индексу предпочтения категорией передач являются стилевые и досуговые программы. Полагаем, что такие передачи позволяют женщинам окунуться в тот мир, доступ к которому закрыт либо мужем либо отсутствием времени на это в силу иных причин.
Другая важная тема, волнующая женщин - здоровье. Программы о здоровье пользуются популярностью у женщин - хранительниц домашнего очага, для которых здоровье детей и мужа являются весьма важными составляющими.
В современной телеаудитории можно видеть перевес женской аудитории. Увеличение доли женщин и рост женского телесмотрения в аудитории ТВ объясняется рядом причин, связанных с жанровой структурой программ, организации быта (например, повсеместным распространением косметических средств и бытовой техники, увеличением телевизионных приёмников в домохозяйствах, ростом фонового телевизионного потребления, совмещённого с исполнением домашних обязанностей, изменениями в программировании ТВ и бюджете времени и тд. Другой важной причиной стало изменение в сетке телепрограмм, что связано с коммерциализацией современного телевидения. Немаловажной составляющей успеха коммерческого телевидения является не просто производство передач для массовой аудитории, но также производство для определённых (целевых) аудиторий, которые представляют интерес для рекламодателей. Женская аудитория, отвечающая, как правило, за ведение быта и совершающая большинство покупок косметических средств и продуктов повседневного спроса, более всего востребованы рекламодателями. Понятно, что именно на них и рассчитаны, программы современного казахстанского ТВ – различные сериалы, передачи о ремонте, развлекательные ток-шоу, передачи о моде, здоровье, кулинарии, концерты популярных исполнителей, а также всевозможные шоу со «звёздами» и др. Понятно, что содержание программ советского ТВ, перед которыми стояли несколько другие задачи, носили социально-политическоий характер, по большому отвечало интересам мужской аудитории, что объясняло преобладание сильной половины аудитории советского телевидения.
Мы выяснили, что женщины зачастую отдают предпочтение мелодрамам, концертам с участием «звезд», сериалам, развлекательным ток-шоу, молодежь смотрит реалити-шоу, зарубежные сериалы и музыкальные передачи. Мужчины предпочитают просмотр информационных, спортивных, социально-публицистических программ, криминальных хроник, детективов, приключений, боевиков. То есть, люди разных возрастных групп, гендерных особенностей и социальных статусов имеют различные интересы в сфере телевизионного контента, что объясняется различиями в условиях и образе жизни, характере и объёме культурного капитала, характерными для разных социальных групп.
Анализ программной сетки казахстанских телевизионных каналов: ктк,
31, 7, ел арна и.т.д вещания показал, что на отечественном телевидении не так уж и много программ, посвященных женским проблемам, нашим каналам не хватает передач, где бы целевой аудиторией выступали женщины. В рамках данной работы нами было проанализировано 9 программ казахстанского телевидения. Чисто женскими можно назвать только 3, которые транслируются на канале КТК , остальные – относительно женские, но были отнесены нами к женским условно, поскольку основная целевая аудитория их – женщины. Именно поэтому, мы предложили проект передачи для женщин. Данный проект – новый на отечественном ТВ познавательно-развлекательный тележурнал в формате ток-шоу! В данном проекте будут предложены только самые простые и эффективные советы, как сделать себя красивее, здоровее, успешнее и счастливее. Ведущая ток-шоу, высококлассные эксперты и звездные гости дадут максимум информации и советы по самым разным женским вопросам в наглядной форме. Например, как встретить мужчину мечты, быстро похудеть, оперативно накрыть стол для нежданных гостей, как дать отпор хулиганам, выбрать вечернее платье, заменить колесо на авто, сделать отличный макияж и подготовиться к пляжному сезону.
В заключение хочется выразить надежду, что возможность усиления эффективности воздействия телевизионных СМИ на женскую аудиторию (а такое усиление не только возможно, но и закономерно, когда специалисты по созданию телепродукта должны обладать соответствующими психологическими знаниями) будет использоваться соответствующими специалистами для пропаганды общечеловеческих ценностей и идеалов , а не для манипулирования сознанием реципиентов массовой информации как это было во времена тоталитарного общества и как это часто случается и сейчас. Только при этом условии телевизионные СМИ выполнять свое общественное назначение и способствовать развитию нашей страны.