Методологические принципы исследования в детской психики.

Предмет и задачи детской психологии. Актуальные проблемы современной детской психологии.

Детская психология – отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности психического развития ребенка на разных возрастных этапах, а также закономерности перехода с одного возрастного этапа на другой. По словам Д.Б. Эльконина, детская психология изучает закономерности развития ребенка как члена общества. В поле внимания детской психология психика, сознания, психическое развитие ребенка от момента рождения до зрелости.

Детская психология изучает основные закономерности психического развития ребенка.

К ключевым понятиям детской психологии относятся категории «возраст», «детство», «развитие», «рост» «детерминизм», «гетерохронность», «системность», «социальная ситуация развития», «ведущий тип деятельности» и целый ряд других понятий, введенных в детскую психологию основными ее направлениями как в зарубежной, так и отечественной психологии. Процесс изучения детской психологии – это процесс усвоения ее категориального аппарата. Первостепенное значение в процессе обучения Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев. Придавали именно усвоению учащимися понятий.

Детство – это период усиленного развития, изменения обучения. Но это еще и период парадоксов, противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития.

Детство - это период, включающий начальные периоды онтогенеза от рождения до младшего школьного возраста от до 10-11 лет.

Развитие

Развитие психики – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Развитие ребенка – от момента появления на свет и до зрелости – есть формирование его как члена общества, есть процесс становления его как личности (Д.Б. Эльконин).

В отечественной психологии развитие рассматривается как присвоение ребенком знаний и опыта, накопленных человечеством. Носителем этого опыта на первых порах является близкий взрослый.

Возраст – категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития.

В психологии различают возраст хронологический и возраст психологический. Хронологический возраст выражает длительность существования индивида с момента рождения.

Психологический возраст обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловленную закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно – историческое происхождение.

Предмет детской психологии был неоднократно сформулирован во многих учебниках и учебных пособиях, причем у каждого автора имеется свое конкретное представление о самых важных его мо­ментах

Как отмечает Л.Ф. Обухова, предмет детской психологии исторически менялся. В настоящее время предмет детской психологии – раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому.

Предметом изучения детской психологии являются условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики, развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), формирование различных типов деятельности (игра, труд, учение), качеств его личности, возрастные и индивидуальные особенности детей.

Задачи детской психологии

1. Выяснение закономерностей развития и объяснение его причин.

2. Описать и объяснить особенности психической жизни ребенка на каждом возрастном этапе.

3. Активизация процессов обучения и воспитания.

4. Контроль над процессами детского развития, который следует отличать от задач диагностики и отбора детей в специальные учреждения. Подобно тому, как педиатр следит за физическим здоровьем детей, детский психолог должен сказать: правильно ли развивается и функционирует психика ребенка, а если неправильно, то в чем состоят отклонения и как их следует компенсировать. Все это можно сделать только на основе глубокой и точной теории, вскрывающей конкретные механизмы и динамику развития психики ребенка.

№2. Связь детской психологии с другими науками. …….

Детская психология опирается на общую психологию, поскольку в процессе пси­хического развития ребенка возникают те основные психические явления, кото­рые достигают расцвета у взрослого человека и изучаются общей психологией.

На протяжении XX в. детская психология развивалась достаточно бурно и интенсивно. Однако, выделившись в от­дельную область знаний, она имеет прочные связи с другими науками. Рассмотрим место детской психологии в системе дру­гих наук.

Изучение психического развития ребенка возможно толь­ко при определенных общих представлениях о том, что такое человек и в чем состоят его сущностные характеристики. Та­кие представления дает философия. Философия – это наука о ниаболее общих законах развития природы, общества и человека. Законы философии являются законами возрастной психологии. Они несут на себе методологическую нагрузку. Можно напомнить, что пси­хология первоначально возникла в рамках философии и дол­гое время существовала как ее составная часть. В дальнейшем она выделилась в самостоятельную область знания и сама раз­делилась на множество отдельных дисциплин. Но все же каж­дый ученый, пытаюшийся изучать человека, хочет он того или нет, обязательно опирается на определенную философскую базу, на определенное понимание сущности человека. Поэто­му философия, или философская антропология, является фун­даментом психологии вообще и детской психологии в частно­сти. С другой стороны, вопросы, связанные с происхождением сознания, деятельности, личности человека, которые являют­ся центральными для философов, конкретно и детально раз­рабатываются в детской психологии. Многие известные фило­софы (В. В. Ильенков, Ф. Т. Михайлов и др.) постоянно обращались к материалам детской психологии и во многом строили на них свои философские концепции. Поэтому мож­но сказать, что детская психология, с одной стороны, опира­ется на философию, а с другой - дает ей необходимый эмпи­рический материал.

Психология современного человека, в том числе и ребенка, ко­ренным образом отличается от психологии человека средних ве­ков или эпохи Возрождения. Однако историко-культурным раз­витием человечества, филогенезом, занимаются другие науки — история, культурология,антропология. Предметом детской пси­хологии является индивидуальное развитие человека, или онтоге­нез, который всегда происходит в определенной историко-куль­турной ситуации, на определенном этапе филогенеза. Детскому психологу необходимо учитывать историко-культурный фон, на котором происходит детское развитие. Вместе с тем онтогенетичес­кое развитие имеет свои глубоко специфические закономерности.

Качественные изменения в психической жизни, т. е. раз­витие, происходит не только в детстве, но и на протяжении всего онтогенеза. И в жизни взрослого человека возможны качественные переломы в его взглядах на мир, появление но­вых потребностей и новых форм деятельности. Все эти из­менения имеют свои психологические механизмы и законо­мерности. Они составляют предмет особой научной дисциплины - психологии развития, или генетической психо­логии.Конечно, детская и генетическая психологии имеют много общего, поскольку наиболее интенсивно и эффектив­но психическое развитие человека происходит в детском возрасте. Генетическая психология в основном строится на фактах и закономерностях, полученных в детской психоло­гии. В свою очередь, детская психология использует законо­мерности психического развития человека, открытые в пси­хологии развития. Но детская психология ограничивается ранним возрастом (от 0 до 7 лет) и стремится максимально полно описать качественные изменения, происходящие с ре­бенком на протяжении детства.

Вместе с тем детская психология является самостоятель­ной фундаментальной наукой, дающей научную основу для та­ких прикладных наук, как педагогическая психология и педаго­гика. Предметом педагогической психологии являются разработка и обоснование методов обучения и воспитания де­тей в различных возрастах. Очевидно, что разработка методов обучения и воспитания дошкольников невозможна без знания особенностей психики ребенка на ранних этапах онтогенеза, которые дает детская психология. . Вместе с тем педагогическая пси­хология дает неоценимый материал для детской психологии, поскольку позволяет выяснить влияние различных стратегий воспитания и обучения детей на особенности их психического развития. Фундаментальная проблема связи психического раз­вития ребенка с его обучением и воспитанием лежит в плоско­сти как детской, так и педагогической психологии. Поэтому детская и педагогическая психологии являются неразрывно связанными дисциплинами. Педагогическую психологию дош­кольника можно рассматривать как особую область детской психологии, связанную с разработкой прикладных вопросов, касающихся обучения и воспитания детей.

Детская психология тесно связана с педагогикой вообще и с дошкольной педагогикой.Современные отечественные ученые считают, что психология имеет для педагогики такое же значение, как анатомия и физиология для медицины.

Детская психология тесно связана с анатомией, физиологией и гигиеной, поскольку развитие психики ребенка неразрывно с созреванием коры больших по­головного мозга, развитием его нервной системы и органов чувств.

На стыке медицины и психологии возникла совершенно особая отрасль научного знания – психосоматика. Психосоматика – направление медицинской психологии, занимающееся изучением влияния психологических факторов на возникновение ряда соматических заболеваний. Этот термин означает, что изменения, которые происходят во внутренних органах и системах организма (сердечно-сосудистая, желудочно-кишечной, дыхательной), врачи связывают с более или менее длительным эмоциональным напряжением (в виде страха, тоски, ненависти, обиды, отчаяния), возникающим в ответ на жизненные трудности и конфликты – как межличностные, так и внутренние.

Методологические принципы исследования в детской психики.

Развитие любой науки, в том числе и детской психологии, зависит от уровня раз­работанности методов исследования, т. е. тех путей, средств и способов, с помо­щью которых добываются научные факты.

Общая цель всех методов психологического исследования заключается в точ­ной фиксации, регистрации, выявлении психологических фактов, в накоплении эмпирических, опытных данных для последующего теоретического анализа. Сле­довательно, факты интересуют психолога не сами по себе, а как выражение опре­деленных внутренних психологических закономерностей.

1.Принцип объективности и целостности предполагает использование целого ряда методов, которые позволяют получить фактический материал о различных сторонах психической жизни ребенка, взаимосвязи этих сторон. Этот принцип требует от исследователя не смешивать факты и их интерпретацию. Например, при изучении продуктивности детской деятельности мы сталкиваемся с множеством факторов, влияющих на ее показатели: желанием или нежеланием ее выполнять, опытом ребенка в момент осуществления деятельности, способностью ребенка преодолевать трудности, его физическим состоянием, характером педагогической оценки.

Или во время занятий ребенок смотрел в окно. Это есть констатация факта. Но утверждение типа «ребенок не внимателен на занятии» является интерпретацией. По сути, это утверждение может не иметь ничего общего с истинной причиной, заставившей ребенка смотреть в окно. Более того, именно в тот момент, когда ребенок смотрит в окно, он может быть наиболее внимателен к словам воспитателя.

2. Принцип единства сознания и деятельности, согласно которому психика ребенка и формируется, и проявляется в закономерно сменяющих друг друга ви­дах деятельности. В данном случае при рассмотрении методов психологического исследования важно подчеркнуть, что о внутренней психической жизни ребенка мы судим по внешним ее проявлениям: действиям, речи, выразительным движе­ниям, результатам детского творчества и т. д.

3.принцип генетического (исто­рического) подхода к изучению психики ребенка. Согласно данному принципу при изучении явлений детской психики мы стремимся выяснить, как они воз­никли, как различаются и изменяются под влиянием взаимодействия ребенка со взрослыми, его собственной деятельности и общения со сверстниками. Генетиче­ский принцип направляет исследователя и на анализ влияния конкретных куль­турно-исторических условий на развитие психики детей, на становление их лич­ности.

4. принципа детерминизма-Диалектический подход к изучению развития психики ребенка предполагает и осуществление, причинной обусловленности тех или иных изменений определенными факторами внешнего и внутреннего порядка, взаимосвязи всех сторон психического развития.

Этапы исследования в детской психологии

Можно выделить три основные стратегии исследова­ний в детской и возрастной психологии: исследование путем «поперечных сре­зов» (трансверсальная стратегия), «продольное изучение» (лонгитюдная страте­гия).

Исследования путем «поперечных срезов» осуществляются следующим обра­зом. Подбираются относительно однородные группы детей, которые отличаются друг от друга по какому-либо существенному признаку — по возрасту, полу, вре­мени пребывания и дошкольном учреждении и т. п., — и далее сравниваются по уровню развития той или иной психологической характеристики.

Есть в этой стратегии и слабые места. Так, при исследовании детей различно­го возраста почти ничего нельзя узнать о самом процессе развития, о его природе и движущих силах. Кроме того, при массовых обследованиях, когда получен­ные результаты суммируются и усредняются, невозможно учесть индивидуаль­ные особенности в характере и типах психического развития.

При продольном (лонгитюдном) исследовании систематически изучается раз­витие одних и тех же детей па протяжении довольно продолжительных отрезков их жизни. Организовать такое углубленное и непрерывное изучение многих де­тей трудно, поэтому приходится ограничиваться небольшим числом испытуемых.

Лонгитюдное исследование дает возможность установить качественные из­менения в развитии психических процессов и личности ребенка и выявить их причины. Изучение развития психики при лонгитюдной стратегии может быть выборочным, когда изучается какая-то определенная сторона или психический процесс, и комплексным, когда исследуется психическое развитие ребенка в це­лом. Отечественный ученый-лингвист Основной недостаток лонгитюдных исследований заключается в том, что их ре­зультаты, основанные на изучении небольшого числа детей (а в некоторых случа­ях даже одного ребенка), не всегда можно распространить на всю детскую попу­ляцию.

Планирование и построение исследования

1.Объект исследования — это тот детский контингент, который будет изучаться. Следовательно, для характеристики объекта исследования необходимо ответить на вопрос: кого изучают?.

2.Гипотеза — это предположение, возможный ответ на вопрос, который заклю­чен в проблеме. Чаще всего гипотеза устанавливает возможную связь между оп­ределенными психическими явлениями или между этими явлениями, с одной сто­роны, и теми или иными условиями жизни детей — с другой стороны. важное качество правильной гипотезы — доступность проверке. Это значит, что, выдвигая гипотезу, мы должны быть уверены, что сможем в ходе исследования доказать ее истинность или ложность.

В ходе психологического исследования используются такие основные методы, как наблюдение, эксперимент в различных его формах, беседа, анализ продуктов деятельности детей, тесты и социально-психологические методы. Чаще всего в конкретных исследованиях применяется несколько методов, которые взаимно дополняют и контролируют друг друга. При этом, исходя из особенностей объек­та, предмета и задач исследования, разрабатываются определенные варианты ос­новных методов — методика изучения тех или иных сторон развития психики ре­бенка.

№5. Наблюдение как метод детской психологии. Виды и техника наблюдений.

Наблюдение-—это планомерное и целенаправленное восприятие явлений, результа­ты которого в той или иной форме фиксируются наблюдателем.

Главной особенностью наблюдения как метода психологического исследова­ния является то, что здесь исследователь не вмешивается в ход психических про­явлений испытуемых и они протекают естественно, «как в жизни». Эта «невмешательская» позиция наблюдателя имеет не только положительные, но и отрица­тельные последствия.

Не всякое даже специально зафиксированное восприятие поведения детей можно считать научным наблюдением. Чтобы стать подлинным методом научно-то исследования, наблюдение должно быть правильно построено. Требования к проведению наблюдения:

1. Постановка четкой цели наблюдения. Требуется определить, какие именно стороны поведения, деятельности и психики ребенка необходимо наблюдать.

2. Наблюдение должно быть систематическим и планомерным. До проведения основных, серий, сеансов наблюдения необходи­мо составить подробную программу того, какие дети или группы детей будут наблюдатъся, в какие часы дня проводится наблюдение, какие моменты жизни детей будут наблюдаться.

Результаты заносятся в протокол, а затем подвергаются математической обработке.

На основе такой или подобной схемы разрабатывается форма протокола, в ко­торый заносится только факт проявления той или иной реакции или поведения. Это позволяет в какой-то мере преодолеть недостатки, присущие наблюдению как методу научного исследования: субъективизм исследователя и трудность осу­ществления количественной статистической обработки полученных данных. Опасность субъективизма возрастает в том случае, если исследователь-наблюда­тель не столько фиксирует в протоколе то, что он воспринимает, сколько выска­зывает свое мнение о происходящем.

3. Наблюдение должно быть объективным. В ходе наблюдения необходимо фиксировать лишь наличие того или иного процесса, но никак не подменять его «необоснованным истолкованием субъективных состояний ребенка».

4. Наблюдение проводится таким образом, чтобы ребенок о нем не знал.

5. Исследователь должен владеть техникой быстрой записи наблюдаемых фактов. В настоящее время для достижения точности и объективности наблюдения используются технические средства: киносъемка, магнитофон, фотография. Для уточнения результатов наблюдения используется и шкала, па которой отмечает­ся интенсивность протекания того или иного психического явления

Различают наблюдения: а) внутреннее, внешнее, включенное; б)стандартизированное и свободное; в) сплошное и выборочное.

Сплош­ные наблюдения охватывают одновременно многие стороны поведения ребенка. Его задача — описать общую картину пове­дения. Конечно, фиксировать все движения и слова ребенка не­возможно. Фиксируется только то, что представляется наблю­дателю наиболее важным и значимым, в особенности то новое, что можно увидеть в ребенке в момент наблюдения. Но что именно окажется новым и главным, исследователь заранее не знает (или не формулирует).

В отличие от этого, выборочные наблюдения фиксируют ка­кую-либо одну сторону поведения, определяемую заранее. На­пример, выражение эмоций у ребенка, его действия с игрушка­ми, особенности слов ребенка и пр. При этом фиксируется поведение ребенка в каких-либо специальных естественных си­туациях или в определенные отрезки времени (во время игры, общения со взрослыми и пр.).

При скрытом наблюдении фигура наблюдателя должна быть невидимой для ребенка или не должна привлекать к себе его внимания. Для этого используют специальный прибор - зер­кало, обладающее односторонней проницаемостью – «зеркало Гезелла». Его помещают между комнатой, в которой находится ребенок, и комнатой, где сидит исследователь. В первой комнате на стене висит обыч­ное зеркало, а во второй проделано окно, через которое можно наблюдать за ребенком. В настоящее время для скрытого наблю­дения используют телевизионные установки и кинокамеры. Его может осуществлять также привычный и незаметный для ребен­ка взрослый. Главное, чтобы он не нарушал непринужденности и естественности поведения ребенка.

Включенное наблюдение отличается тем, что наблюдающий взрослый не только является видимым, заметным для ребенка, но и участвует в совместных с ним действиях (играет, кормит, читает книжки и пр.) Он включен в деятельность ребенка. В то же время он не просто играет или кормит, но и осуществляет наблюдение за малышом (отмечает для себя его реакции, иници­ативные и ответные действия, эмоции, высказывания и пр.), по­том описывает свои наблюдения

Наблюдение может быть одноразовым (срезовым)

Пролонгированное (лонгитюдное) наблюдение продолжается долгое время (несколько лет) и осу­ществляется за одними и теми же детьми. При этом методе исследователь сравнивает не разные группы детей, а разные этапы в развитии одного ребенка (или нескольких детей).

Метод наблюдения имеет ряд неоспоримых достоинств. Он позволяет развернуть перед нами конкретную жизнь ребенка, дает много живых, интересных фактов, но позволяет исследо­вать ребенка в естественных условиях его жизни. Он незаменим для первичной ориентировки в проблеме и получения предва­рительных фактов. Но этот метод имеет и ряд недостатков, глав­ный из которых — его чрезвычайная трудоемкость. Он требует высокой психологической образованности исследователя и ог­ромных затрат времени, которые вовсе не гарантируют получе­ния новых фактов.

Эксперимент

Эксперимент — это исследование, в процессе которого мы сами вызываем интересующие нас психические явления и создаем условия, необходимые и достаточные для проявления и измерения связей между собой и обстоятельствами жизни ребенка.

Рассмотрим вытекающие из приведенного определения основные признаки эксперимента:

1. Наиболее существенной отличительной особенностью эксперимента, которая определяет все остальные, является активная позиция самого исследователя. Он может вызвать интересующее его явление столько раз, сколько это необходимо для доказательства или проверки выдвинутой гипотезы.

2. В эксперименте специально создаются условия, при которых обнаруживается закономерная связь между психическими явлениями и психологическими и непсихологическими условиями их возникновения и протекания.

Основные особенности эксперимента сохраняются во всех его видах. Наиболее точным и доказательным считается лабораторный эксперимент, который осуществляется в специально оборудованном помещении, с помощью различных приборов и приспособлений.

Для того что­бы придать лабораторным опытам естественность, используется один из главных методических приемов детской психологии — игровое моделирование экспери­ментальных и жизненных ситуаций. Так, при исследовании движений глаз ре­бенка и других реакций, для регистрации которых необходимо было закреплять на теле ребенка датчики, эксперимент организовывали, как игру в космонавты: специальные очки и другие приборы входили в космическое снаряжение — ска­фандр, средства связи и т. д,

Наиболее продуктивным и распространенным в детской психологии являет­ся естественный эксперимент.

Естественные эксперименты используются при исследовании всех психических процессов и свойств личности детей. Он проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, который не знает, что он является объектом исследования. Это позволяет избежать отрицательного влияния напряжения и преднамеренности ответной реакции.

В виде естественных экспериментов проводятся исследования по изучению межличностных отношений и общения между детъми. Игровое моделирование ситуаций позволяет исследователям при сохранении требований экспериментирования добиться жизненной убедительности получаемых результатов.

Требования к организации экспериментального исследования:

1. определить цель исследования;

2. определить выборку исследования (состав участников исследования;

3. тщательно продумать и прописать методики проведения эксперимента;

4. определить условия, в которых будет проходить эксперимент (место и время проведения);

5. Необходимо эти условия создать заранее, до того, как начнется процедура эксперимента

Также выделяют констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

На этапе констатирующего эксперимента фиксируется некоторый показатель детского развития: в сфере эмоциональной, интеллектуальной, волевой.

1. Например, вы хотите исследовать, в какой мере супружеские конфликты оказывают влияние на эмоциональную сферу ребенка – дошкольника. В таком случае вам необходимо на этапе констатирующего эксперимента выяснить, имеет ли место конфликт в семьях детей, посещающих вашу группу; как дети переживают и воспринимают конфликтную ситуацию, сложившуюся дома; каково их эмоциональное состояние.

В формирующих экспериментах гипотеза проверяется в процессе активного воздействия, которое приводит к возникновению новых психологических качеств или к изменению ранее существовавших. Это воздействие может включать созда­ние специальных условий, применение таких методов обучения и воспитания, ко­торые должны принести согласно предположению исследователя к определенным изменениям психики ребенка. Если запланированные новообразования действи­тельно возникают, это означает, что мы научились управлять определенной сто­роной психического развития.

На данном этапе осуществляется активное формирование изучаемого свойст­ва в процессе специально организованного экспериментального обучения и вос­питания.

На контрольном этапе и в ходе самого исследования проводятся диагно­стические эксперименты, в результате которых мы контролируем ход происходя­щих изменений и измеряем результаты.

Наши рекомендации