Г) снижается рождаемость и повышается ценность ребенка в семье
23.Дать определение стилю воспитания ребенка – «гиперпротекция» чрезмерная забота о детях. Близкий по значению термин - гиперопека.
24.Дать определение стилю воспитания ребенка – «гипопротекция» — в крайнем варианте — полная безнадзорность, чаще же лишь недостаток опеки и контроля за поведением детей. Наиболее неблагоприятна при акцентуациях по неустойчивому и конформному типам.
25.Дать определение стилю воспитания «потворствующая гипопротекция».
Здесь бесконтрольность и вседозволенность в отношении родителей к подростку сочетается с некритическим отношение их к его поведению. Родители стараются всегда оправдать подростка, переложить его вину на других, оградить его от заслуженного наказания. В итоге, оставшись без такого родительского покровительства, подростки не могут приспособиться к жизни.
26.Дать определение стилю воспитания «потворствующая гиперпротекция».
В своем крайнем выражении этот тип приобретает характер воспитания "кумира семьи". Он характеризуется не столько постоянным контролем родителями за всеми мыслями, действиями и поступками ребенка, сколько в чрезмерной его опеке. Родные в этом случае стремятся освободить своего горячо любимого ребенка от малейших жизненных трудностей, от любых усилий, в т.ч. направленных на укрепление его физического здоровья. Этому сопутствует непрестанное восхищение ими мнимыми талантами ребенка, преувеличенная оценка его действительных способностей.
27.Дать определение стилю воспитания «эмоциональное отвержение».
При этом виде воспитания ребенок постоянно ощущает, что им тяготятся, что он - обуза в жизни родителей, что без него им было бы лучше. Еще более ситуация усугубляется, когда рядом есть брат или сестра, особенно сводные, отчим или мачеха, кто гораздо дороже и любимее (воспитание по типу "Золушки"). Скрытое эмоциональное отвержение имеет место тогда, когда мать или отец сами себе не признаются в том, что тяготятся ребенком, гонят подобные мысли, даже возмущаются, когда указывают им на это. Родители подавляют в себе эмоциональное отвержение к детям как недостойное и обычно даже обнаруживают гиперкомпенсацию в виде подчеркнутой заботы, утрированного внимания. Однако ребенок чувствует вымученность таких забот и внимания и ощущает недостаток искреннего эмоционального тепла.
28.Дать определение стилю воспитания «повышенная моральная ответственность» — возложение на ребенка больших надежд и недетской ответственности, частое пристыживание, сравнения с более успешными детьми не в пользу ребенка. Наиболее опасно в плане формирования психастенической акцентуации характера.
29.Дать определение стилю воспитания «авторитарный» - стратегия педагогического воздействия, основанная на безусловном подчинении воспитанника власти воспитателя. В рамках такого стиля само воспитание расценивается как целенаправленный процесс формирования личности; при этом ребенок, воспитуемый выступает объектом данного процесса, испытывающим на себе воздействие субъекта воспитания - родителя или педагога.
30.Дать определение стилю воспитания «доминирующая гиперпротекция».
Чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом вырастает в целую систему постоянных запретов и неусыпного наблюдения за ребенком, достигающего иногда постыдной для него слежки. Непрерывные запрещения, невозможность принимать собственные решения пугают ребенка, создают у него впечатление, что ему "все нельзя", а его сверстникам "все можно". Гиперпротекция не дает возможности учиться на собственном опыте разумно пользоваться свободой, не приучает к самостоятельности. Мало того, она подавляет чувство ответственности и долга, ибо если за ребенка все решают, то он приходит к убеждению, что сам он может ни за что не отвечать.
31.Дать определение стилю воспитания «жестокое обращение».
Жесткий стиль (авторитарный, "жестокое обращение к ребенку", "чрезмерная требовательность", "авторитарная гиперсоциализация", "сильная волевая мать"), в основе всех этих вариантов лежит элемент подчинения. Этот стиль включает в себя высокий уровень контроля и холодные отношения. Родители, отдавая приказы, ждут их беспрекословного исполнения, приказы обсуждению не подлежат. Когда же ребенок проявит неповиновение, то за это он может быть строго наказан, вид наказания выбирают родители, физическое в том числе.
32.Дать определение термину «амбивалентные чувства».
Амбивалентные чувства - чувства разного знака, переживаемые одновременно. Когда, например, хочется плакать и смеяться одновременно.
Некоторые амбивалентные чувства - скорее смешанные чувства одного уровня. Другие амбивалентные чувства могут различаться по глубине: на поверхности одного чувство, в глубине души – другое.
33.Расширенная семья – состоит из представителей трех поколений – родителей одного из супругов, супружеской пары и их детей.
Расширенная семья — это сложносоставная семья, состоящая из нескольких поколений.
В расширенной семье выделяется семейное ядро из родительской семьи и производной семьи (семей), образованных браками взрослого потомства родительской семьи. Помимо семейного ядра в расширенную семью входят и другие родственники — тётки, дядья и так далее, а также и неродственники, связанные с данной семьёй.
Расширенная семья может строиться вокруг кровного родства, когда основой организации семьи являются отношения между кровными родственниками (независимо от линии родства), а супружеские отношения играют меньшую роль.
Также семья может строиться вокруг супружеских отношений, когда родственники входят в семью не сами по себе, а как родня со стороны жены или мужа. Каждый новый брак приводит к реорганизации такой семьи.
34.Дать определение термину «сиблинг», «сибс».
Сибсы (сиблинги) ( — брат или сестра) — генетический термин, обозначающий потомков одних родителей. Родные братья и сёстры, но не близнецы. У животных — потомки одних и тех же родителей от разных помётов.
Частота появления какого-либо наследственного признака (в том числе наследственного заболевания) среди сибсов позволяет судить о характере наследования данного признака и прогнозировать вероятность его проявления у других потомков от данного брака (или от скрещивания у животных). Термин употребляется, главным образом, в генетике человека и генетике животных.
35.Сложная нуклеарная семья - это:
а) семья, состоящая из нуклеарной семьи родителей и семей их выросших детей;
б) супруги и усыновленный ребенок (дети);
в) семьи сиблингов, находящихся в родственных отношениях;
г)(составная) - наличие в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке, двух и более жен-матерей (полигиния), или мужей-отцов (полиандрия).
36.Смешанная семья – это:
а) семья, которая состоит из «осколков» (частей) прежних семей;
б) семьи сиблингов, находящихся в родственных отношениях;
в) семья, состоящая из нуклеарной семьи родителей и семей их выросших детей.
37.Дать определение термину «супружеская семья».
Супружеская семья имеет всеобщий характер, но роль ее в различных обществах различна. Кроме того, следует отметить, что полигамия не исключает образование супружеской семьи. Полигинические семьи (союз одного мужчины с несколькими женщинами) обычно состоят из живущих в одном месте моногамных семей. Как правило, полигиния имеет определенные пределы. С одной стороны, потому, что демографическое расстояние между двумя полами является довольно небольшим (примерно 10%), хотя возможно его увеличить за счет довольно часто встречающейся практики убийства новорожденных одного пола. Полиандрия (союз одной женщины с несколькими мужчинами) встречается реже (племя тода в Индии, некоторые народности, живущие в Тибете и Непале).
Более того, супружеская семья может состоять из супругов одного пола.
38.Что такое «жизненный цикл семьи»? это история жизни семьи, ее протяженность во времени, собственная динамика; жизнь семьи, отражающая повторяемость, регулярность семейных событий. Семейные события – наиболее значимые для жизни семьи события, существенно влияющие на изменение семейной структуры. Совокупности семейных событий образуют основные этапы семейного цикла. Как известно, молодые люди, только вступившие в брак, и супруги, прожившие вместе не одно десятилетие, по-разному относятся друг к другу, сталкиваются с различными проблемами и трудностями, что не может не сказаться на семейной атмосфере.
39.Бесплодие – это:
а) физиологическая неспособность к зачатию;
б) физиологическая неспособность к деторождению;
в) нежелание человека иметь ребенка.
40.Линия репродуктивного поведения – это:
а) представления человека или пары о количестве детей, которое планируется родить;
б) ориентация личности или пары на малодетное, среднедетное и многодетное поведение;
в) определенная направленность и последовательность, проявляющаяся на протяжении жизненного цикла личности и семьи.
41.Дать определение термину «брачный градиент».
В целом, если брать три характеристики (возраст, образование и социальное происхождение), то в процессе брачного выбора действует довольно заметная тенденция предпочтения мужчинами более молодых женщин с относительно меньшим образованием и принадлежащих к относительно более низкой социальной группе (противоположная тенденция для женщин). Эта тенденция называется брачный градиент
42.Плодовитость – это:
а) способность взрослого человека к зачатию и рождению большого количества детей;
б) этот термин относится к животным, а не к человеку;
в) биологическая способность взрослого человека к зачатию и рождению определенного числа детей, независимо от степени фактической реализации этой способности;
г) все ответы верны.
43.Андрогин – это:
а) термин, введенный античными философами для обозначения сверхчеловека;
б) обозначает людей, успешно сочетающих в себе как традиционно мужские, так и традиционно
женские психологические качества при сохранении гетеросексуальной ориентации;
в) человек с сексуальными отклонениями в поведении.
44.Маскулинность и феминность – это:
а) нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин;
б) маскулинность отождествляется с активно-творческим, культурным, а феминность - с пассивно-
репродуктивным, природным началом;
в) все ответы верны.
45.Дать определение термину «одаренные дети».
Дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Вундеркинды, как правило, проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности относятся ко всем интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, энциклопедическим знаниям и так далее. Уже в раннем возрасте они могут поступить в институт, закончить его и защитить диссертацию, тогда как их сверстники еще учатся в школе; одаренные дети с музыкальными способностями пишут оперы; со способностями к шахматам — становятся чемпионами.
46.Дать определение термину «отклоняющееся поведение».
– поступок, деятельность человека, социальное явление, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам) поведения.
47.Зрелость (взрослость) – это:
а) наиболее продолжительный период жизни человека;
б) тенденция к достижению развития духовных, интеллектуальных и физических способностей личности;
в) период жизни человека, когда возможно зачатие и рождение детей;
г) все ответы верны.
48.Инфантильная личность – это:
а) сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту;
б) может проявляться при нормальном или даже ускоренном физическом и умственном развитии;
в) отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы
г) все ответы верны.
49.Дать определение термину «половая идентичность».
— осознание субъектом своей принадлежности к мужскому или женскому полу или неопределенности своего полового (сексуального статуса), субъективное переживание своей половой роли.
50.Дать определение термину «половое влечение».
— комплекс желаний и связанных с ними переживаний, имеющий в своей основе биологические инстинкты, направленные на воспроизведение жизни.
51. Гендерная роль – проявляются в деятельности, статусе, правах и обязанностях индивидов в зависимости от половой принадлежности; имеют вид социальных ролей, нормативный характер, выражают определенные социальные ожидания и проявляются в поведении.
52.Дать определение термину «эмпатия».
(1) когнитивная осведомленность и понимание эмоций и чувств другого человека; (2) викарная (замещающая) эмоциональная реакция на эмоциональные переживания другого человека, которая отражает эти эмоции и подражает им (разделение эмоций с другим человеком); (3) принятие в собственном сознании роли другого человека; (4) в теории личности Г. Салливана — невербализируемый, скрытый коммуникативный процесс, посредством которого отношения, чувства и суждения передаются от человека к человеку без публичного их проговаривания; (5) способность индивида чувствовать эмоциональное состояние другого человека.
53. Бесплодие - физиологическая неспособность к зачатию.
54.Как проявляется самосохранительное поведение личности?
Самосохранительное поведение является частью общего поведения личности или группы людей (одним из видов которой является семья), относящейся предметно к определенной области жизни.
Как и всякое другое поведение, самосохранительное поведение представляет собой целостную по своим физическим и психическим компонентам реакцию на внешние и внутренние стимулы, состоящую не только из внешне проявляемых действий, но и внутренних, активных, но внешне не проявляемых психических актов и состояний (импульсов, установок, мотивов, настроений и т.п.). Внешними стимулами поведения являются социальные ценности и нормы, внутренними - потребности. Внешними стимулами личности, семьи и общества, а также и другие социальные ценности, так или иначе связанные с ценностями, социальные нормы.
Самосохранительное поведение обладает структурой, которую можно представить в виде последовательности психических компонентов: самосохранительные потребности, установки, мотивы, интересы, планы, решения, действия, результаты действий.
55.Что такое «Семейная идентичность»?
Семейная идентичность — это «содержание ценностей, устремлений, экспектаций, тревог и проблем адаптации, разделяемое членами семьи или взаимодополняемое ими в процессе выполнения семейных ролей». Другими словами, семейная идентичность — это эмоциональное и когнитивное «Мы» данной семьи. Семейная идентичность связана с самоосознанностью личности и может характеризоваться различной степенью включения или противопоставления «Я» в «Мы».
56. Психологическое здоровье семьи — это:
а) отсутствие в семье людей с психологическими проблемами;
б) состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи;