Оценка нервно - психического напряжения.
ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ
ОПРОСНИК САН .
(Моск.мед.инст.им.Сеченова).
Оценка самочувствия, активности, настроения.
ИНСТРУКЦИЯ :выбрать и отметить цифру наиболее точно отражающую состояние в момент обследования.
КАРТА МЕТОДИКИ САН
1. Самочувствие хорошее 3 2 1 0 1 2 3 Самочувствие плохое
2. Чувствую себя сильным Чувствую себя слабым
3. Пассивный Активный
4. Малоподвижный Подвижный
5. Веселый Грустный
6. Хорошее настроение Плохое настроение
7. Работоспособный Разбитый
8. Полный сил Обессиленный
9. Медлительный Быстрый
10. Бездеятельный Деятельный
11. Счастливый Несчастный
12. Жизнерадостный Мрачный
13. Напряженный Расслабленный
14. Здоровый Больной
15. Безучастный Увлеченный
16. Равнодушный Взволнованный
17. Восторженный Унылый
18. Радостный Печальный
19. Отдохнувший Усталый
20. Свежий Изнуренный
21. Сонливый Возбужденный
22. Желание отдохнуть Желание работать
23. Спокойный Озабоченный
24. Оптимистичный Пессимистичный
25. Выносливый Утомляемый
26. Бодрый Вялый
27. Соображает трудно Соображает легко
28. Рассеянный Внимательный
29. Полный надежд Разочарованный
30. Довольный Недовольный
ОБРАБОТКА: Индекс 3, соответствующий негативным характеристикам принимается за один балл, 2- за 2, 1-за 3 балла, 0-за 4,1 -за 5, 2-за 6, 3-за 7.
Код опросника: вопросы на самочувствие- 1,2,7,8,13, 14, 19, 20, 25, 26
на активность - 3,4,9,10,15,16,21.22,27, 28
на настроение - 5,6,11,12,17,18,23,24,29,30.
Рассчитывается среднее арифметическое . Самочувствие - 5,4
Активность - 5,0
Настроение - 5,4.
ОЦЕНКА НАСТРОЕНИЯ
1. Чувствую себя исключительно бодро.
2. Соседи ( другие учащиеся) очень мне надоели.
3. Испытываю какое-то тягостное чувство.
4. Скорее бы испытывать чувство покоя ( закончились бы уроки, занятия, четверть).
5. Оставили бы меня в покое, не беспокоили бы.
6. Состояние такое, что готов горы свернуть.
7. Оценка по тесту не принята, вызывает чувство неудовлетворенности.
8. Удивительное настроение- хочется петь, танцевать, целовать от радости каждого кого увижу.
9. Вокруг меня очень много людей, способных поступить неблагородно, сделать зло. От любого человека можно ожидать неблаговидного поступка.
10. Все здания вокруг, все постройки на улицах кажутся мне удивительно неудачными.
11. Каждому, кого встречаю, готов сказать грубость.
12. Иду радостно, не чувствую под собой ног.
13. Настроение такое, что хочется сказать-«Пропади все пропадом!».
14. Никого не хочется видеть, не с кем не хочется разговаривать.
15. Хочется сказать : «Перестаньте меня беспокоить, отвяжитесь!».
16. Все люди без исключения кажутся мне хорошими. Все они без исключения симпатичны.
17. Не вижу впереди ни каких трудностей. Все легко! Все доступно!
18. Мое будущее кажется мне очень печальным.
19. Бывает хуже, но редко.
20. Не верю даже самым близким людям.
21. Автомашины гудят на улице резко, но зато эти звуки воспринимаются как приятная музыка.
Инструкция: ответить - «да», «нет»,» наоборот».
Настроение : 9 баллов - 20 ответов « нет», 4 - 9 - 10 ответов.
8 - 19 , 3-8-9
7 - 18 , 2-6-7
6 -16-17 , 1-5 и менее
5 - 7-8
Астеническое состояние: ответы « да» на вопросы - 2,3,4,5,7,9,10,11,13,14,15,18,19,20.
Ответы наоборот - 1,6,8,12,16,17.
Чем меньше указанных ответов, тем лучше состояние.
9 баллов - 1- 2 ответа, 8 б. - 3 , 7 б - 4 , 6 б - 5 - 6 , 5 б - 7 - 8, 4б - 9- 10, 3 б - 11 - 13, 2 б - 14-15, 1 б - 17 и более.
Состояние эйфории: ответы «да» на вопросы 1,6,8,12,16,17..
Ответы наоборот 2,3,4,5,7,9,10,11,13,14,15,18,19,20.
Чем больше ответов , тем сильнее выражена эйфория ( неадекватная оценка событий). 9 б - 6 ответов, 8б - 7, 7б - 8-9, 6б - 10-12, 5б - 10-13, 4б - 14-15, 3б - 16-17, 2б - 18-19, 1 б - 20.
Депрессия.
Варианты ответов:
1 - нет, неверно,
2 - пожалуй, так,
3 - верно,
4 - совершенно верно.
1 2 3 4
1.Я чувствую подавленность, тоску
2.Утром я чувствую себя лучше всего
3.У меня наворачиваются слезы
4.У меня плохой ночной сон
5.У меня аппетит не хуже обычного
6.Мне приятно общаться с привлекательными людьми
7.Я теряю в весе
8.Меня беспокоят запоры
9.Мое сердце бъётся быстрее, чем обычно
10.Я устаю без всяких причин
11.Я мыслю так же ясно, как и всегда
12.Мне легко делать то, что я умею
13.Я чувствую себя беспокойно и не могу усидеть на месте
14.Я надеюсь на будущее
15.Я более раздражителен, чем обычно
16.Мне легко принимать решения
17.Я чувствую, что полезен и необходим
18.Я живу достаточно полной жизнью
19.Я чувствую, что другим людям станет лучше, если меня не будет
20.Меня и сейчас радует, что радовало всегда
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
После заполнения текстового бланка производится подсчёт баллов, набранных испытуемым. В опроснике содержится 10 «прямых» (1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19) и 10 «обратных» вопросов (2, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 20).Каждый ответ оценивается от 1 до 4 баллов.«Прямые» и »Обратные» ответы подсчитываются, суммируются и « сырая» оценка переводится в шкальную при помощи формулы
Х = сумма х 100
Средняя величина индекса снижения настроения равна 40, 25 + 5,99 балла.
Ниже 50 баллов -лица, не имеющие снижения настроения.
От 51 до 59 баллов - незначительно, но отчетливо выраженное снижение настроения.
От 60 до 60 баллов - - значительное снижение настроения и выше 70 баллов - глубокое снижение настроения (субдепрессия или депрессия).
4.Как вы себя чувствуете ?
Инструкция: На каждый вопрос теста выбирайте один вариант ответа.
1.Что вы сделаете , если увидите что автобус успеет подойти к остановке раньше , чем вы?
а)возьмёте »ноги « в «руки,» что бы догнать его
б)пропустите его, будет следующий
в)несколько ускорите шаг
2.Пойдёте ли в поход
а)нет
б)да
в)неохотно
3.Если у вас выдался рабочий день, пропадет ли у вас желание делать что - либо, обещающие быть интересным.
а)нет
б)желание пропадает, но вы надеетесь, что почувствуете себя лучше, и поэтому не отказываетесь от задуманного
в)да
На шкалах испытуемый отмечает свое типичное ,повторяющиеся изо дня в день состояние, зачеркивая на каждой шкале ту из цифр ,которая ему более всего соответствует. Большие цифры указывают на преобладание хорошего настроения, а малые - на доминирование плохого настроения.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫВОДЫ.
Сумма баллов ,выбранная испытуемым по всем 30 шкалам ,делится на 30, и в результате получается средний показатель, отражающий настроение, преобладающее у данного испытуемого. Человек , имеющий среднюю оценку в интервале от 5 до 7 ,считается таким, у которого чаще всего доминирует хорошее настроение. Тот, у кого оказались оценка от 1 до 3 баллов ,считается человеком, у которого преобладает плохое настроение. Оценка близкая к 4 баллам(от 3,5 до 4,5) указывает на доминирование изменчивого настроения или такого, которое сам человек не в состоянии оценить как хорошее или плохое.
Оценка нервно - психического напряжения.
Для проведения исследования можно использовать опросник нервно-психического напряжения (НПН), предложенный Т.А.Немчиным. Опросник представляет собой перечень признаков нервно-психического напряжения, составленный по данным клинико-психологического наблюдения, и содержит 30 основных характеристик этого состояния, разделенных на три степени выраженности.
Исследование проводится индивидуально, в отдельном, хорошо освещенном и изолированном от посторонних звуков и шумов помещении. Инструкция испытуемому:»Заполните, пожалуйста, правую часть бланка, отмечая знаком плюс те строки, содержание которых соответствует особенностям Вашего состояния в настоящее время».
ОПРОСНИК - НЕРВНО- ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ:
1.Наличие физического дискомфорта:
а) полное отсутствие каких-либо неприятных физических опущений
б) имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе
в)наличие большого количества неприятных физических ощущений, серьезно мешающие работе.
2.Наличие болевых ощущений:
а) полное отсутствие каких-либо болей
б) болевые осушения периодически появляются, но быстро исчезают и не мешают работе
в) имеют место постоянные болевые ощущения, существенно мешающие работе.
3.Температурные опущения:
а) отсутствие каких-либо изменений в ощущении температуры тела;
б) ощущение тепла , повышения температуры тела;
в) ощущение похолодания тела , конечностей, чувство, озноба.
4.Состояние мышечного тонуса:
а) обычный мышечный тонус;
б) умеренное повышение мышечного тонуса .чувство некоторого мышечного напряжения;
в) значительное мышечное напряжение подергивания отдельных мышц
лица, шеи, руки ( тики, тремор).
5.Координация движений:
а) обычная координация движений;
б) повышение точности ,легкости, координированности движений во время письма, другой работы;
в) снижение точности движений, нарушение координации, ухудшение почерка, затруднения при выполнении мелких движений, требующих высокой точности.
6.Состояние двигательной активности в целом:
а) обычная двигательная активность;
б) повышение двигательной активности. увеличение скорости и энергичности движений;
в) резкое усиление двигательной активности, невозможность усидеть на одном месте, суетливость, стремление ходить, изменять положение тела.
7.Ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы:
а)отсутствие каких-либо неприятных ощущений со стороны сердца;
б)ощущение усиления сердечной деятельности, не мешающее работе;
в) наличие неприятных ощущений со стороны сердца- учащение сердцебиения, чувство сжатия в области сердца, покалывание, боли в сердце.
8.Проявление со стороны желудочно-кишечного тракта:
а)отсутствие каких-либо неприятных ощущений в животе;
б) единичные, быстро проходящие и не мешающие работе ощущения в животе - подсасывание в подложечной области, чувство легкого голода, периодическое «урчание».
в)выраженные неприятные ощущения в животе - боли, снижение аппетита, подташнивание, чувство жажды.
9.Проявление со стороны органов дыхания:
а)отсутствие каких-либо ощущений;
б) увеличение глубины и учащение дыхания, не мешающие работе;
в) значительные изменения дыхания - одышка, чувство недостаточности вдоха, «комок в горле».
10.Проявление со стороны выделительной системы:
а)отсутствие каких-либо изменений;
б)умеренная активизация выделительной функции -более частое желание воспользоваться туалетом при полном сохранении способности воздержаться(терпеть);
в) резкое учащение желания воспользоваться туалетом, трудность или даже невозможность терпеть.
11.Состояние потоотделения:
а) обычное потоотделение без каких-либо изменений;
б)умеренное усиление потоотделения;
в)появление обильного «холодного» пота.
12.Состояние слизистой оболочки полости рта:
а) обычное состояние без каких-либо изменений;
б) умеренное увеличение слюноотделения;
в) ощущение сухости во рту.
13. Окраска кожных покровов:
а) обычная окраска кожи лица, шеи, рук;
б)покраснение кожи лица;
в)побледнение кожи лица, шеи, появление на коже кистей рук «мраморного»( пятнистого) оттенка
14.Восприимчивость, чувствительность к внешним раздражителям:
а )отсутствие каких-либо изменений, обычная чувствительность;
б)умеренное повышение восприимчивости к внешним раздражителям ,не мешающее работе;
в) резкое обострение чувствительности, отвлекаемость, фиксация на посторонних раздражителях,
15.Чувство уверенности в себе, в своих силах:
а)обычное чувство уверенности в своих силах, в своих способностях;
б) повышение чувства уверенности в себе, вера в успех;
в) чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи, провала.
16.Настроение:
а) обычное настроение;
б) приподнятое, повышенное настроение, ощущение подъема, приятного удовлетворения работой или другой деятельностью;
в) снижение настроения, подавленность.
17.Особенности сна:
а) нормальный, обычный сон;
б) хороший, крепкий, освежающий сон накануне;
в) беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение нескольких предшествующих ночей, в том числе накануне.
18.Особенности эмоционального состояния в целом:
а) отсутствие каких-дибо изменений в сфере эмоций и чувств;
б) чувство озабоченности, ответственности за исполняемую работу, «азарт «-активное желание действовать;
в)чувство страха, паники, отчаяния.
19. Помехоустойчивость:
а) обычное состояние без каких-либо изменений;
б) повышение помехоустойчивости в работе, способность работать в условиях шума и других помех;
в) значительное снижение помехоустойчивости, неспособность работать при отвлекающих раздражителях.
20.Особенности речи:
а)обычная речь;
б) повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи без ухудшения ее качества(логичности, грамотности и т.д.)
в)нарушение речи- появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, заикание, слишком тихий голос.
21.Общая оценка психического состояния:
а) обычное состояние;
б) состояние собранности, повышенная готовность к работе, мобилизованность, высокий психический тонус,
в) чувство усталости, несобранности, рассеянности, апатии, снижение психического тонуса.
22.Особенности памяти:
а)обычная память,
б)улучшение памяти - легко вспоминается то, что нужно,
в) ухудшение памяти.
23.Особенности внимания:
а) обычное внимание без каких-либо изменений,
б) улучшение способности к сосредоточению, отвлечение от посторонних дел,
в) ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться на деле, отвлекаемость.
24.Сообразительность:
а) обычная сообразительность,
б б)повышение сообразительности, хорошая находчивость, в) снижение сообразительности, растерянность. 25.Умственная работоспособность: а)обычная умственная работоспособность, б)повышение умственной работоспособности, |
в) значительное снижение умственной работоспособности, быстрая
умственная утомляемость.
26.Явления психического дискомфорта:
а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений и переживаний со стороны психики в целом,
б) чувство психического комфорта, подъема психической деятельности либо единичные, слабо выраженные, быстро проходящие и не мешающие работе явления,
в) резко выраженные, разнообразные и многочисленные серьезно мешающие работе нарушения со стороны психики.
27.Степень распространенности (генерализованность) признаков напряжения:
а) единичные, слабо выраженные признаки, на которые не обращается внимание;
б) отчетливо выраженные признаки напряжения, не только не мешающие деятельности но, напротив, способствующие её продуктивности;
в) большое количество разнообразных неприятных признаке? напряжения, мешающих работе и наблюдающихся со стороны различных органов и систем организма.
28.Частота возникновения состояния напряжения:
а) ощущение напряжения не развивается практически никогда;
б) некоторые признаки напряжения развиваются лишь при наличии реально трудных ситуаций;
в) признаки напряжения развиваются очень часто и нередко без достаточных на то причин.
29.Продолжительность состояния напряжения:
а) весьма кратковременное, не более нескольких минут, быстро исчезает еще до того, как миновала сложная ситуация;
б) продолжается практически в течение всего времени пребывания в условиях сложной ситуации и выполнения необходимой работы, прекращается вскоре после её окончания,
в) весьма значительная продолжительность состояния напряжения, непрекращающегося в течение длительного времени после сложной ситуации.
30.Общая степень выраженности напряжения:
а) полное отсутствие или весьма слабое степень выраженности,
б) умеренно выраженные, отчетливые признаки напряжения,
в) резко выраженное, чрезмерное напряжение.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.
После заполнения бланка производится подсчет набранных испытуемым баллов путем их суммирования. При этом за отметку «+», поставленную испытуемым против:
пункта «а», начисляется 1 балл,
пункта »б» - 2 балла,
пункта »в» - 3 балла.
Минимальное количество баллов, которое может набрать испытуемый, равно 30,
максимальное - 90.
Диапазон слабого, или «детензивного», нервно-психического напряжения располагается в промежутке от 30 до 50 баллов,
умеренного, или «интенсивного» от 51 до 70 баллов и
чрезмерного, или «экстенсивного» - от 71 до 90 баллов.
Полученные таким образом данные заносятся в протокол по следующей форме:
Фамилия, имя, отчество __________________________Дата_______________
Краткая характеристика актуальной ситуации (обычная, не стрессовая, перед экзаменом, после экзамена, перед выполнением .ответственного и сложного задания, после задания и т.д.)
ОЦЕНКА ПСХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
Показатель | Оценка, баллы | Разновидность, степень выраженности состояния |
Нервно-психическое напряжение | ||
Астеническое состояние | ||
Настроение |
Заключение и рекомендации: