Возрождение или исчезновение
Гл. цель: обеспечение оживления по всем функциям, рост организации за счет сплоченности коллектива.
Осн. задача: возрождение, внедрение инновационного механизма, введение научной организации труда и коллективное премирование.
2 вопрос: Внутренняя среда организации
Внутренняя среда организации –все то что находится внутри организации
Цели– конечный желаемый результат
Структура предприятия является логическим соотношением функциональных зон и уровней управления, используемых для достижения целей. В основе структуры предприятия лежит горизонтальное и вертикальное разделение труда и выполняемая работа четко делится и по горизонтали и по вертикали.
Задача - это предписание, работа, которая должна быть выполнена заранее установлении способом и в заранее оговоренные сроки.
Технология- четвертая важная внутренняя переменная предприятия, представляющая собой последовательность выполнения работы.
Люди - решающая внутренняя переменная предприятия.
3 вопрос: Внешняя среда организации
Внешняя среда организации – это факторы, которые влияют на организацию из вне.
Внешняя среда подразделяется на две подсреды: среда косвенного воздействия и прямого воздействия.
Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации.
Среда прямого воздействия
Поставщики. Организация - это механизм преобразования входов в выходы. Основные разновидности входов - это материалы, оборудование, капитал, рабочая сила. Зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих ввод указанных ресурсов, - один из наиболее ярких примеров прямого воздействия среды на операции и успешность деятельности организации.
Потребители. Само выживание и оправдание существования организации зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы. Значение потребителей для бизнеса очевидно. Не случайно говорят: "Потребитель - король на рынке".
Конкуренты - это внешний фактор, влияние которого невозможно оспаривать. Руководство каждого предприятия понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву.
Законы и государственные органы. Каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь единоличным владением, компанией, корпорацией и т.д., и именно это определяет, как организация может вести свои дела и какие налоги должна платить. Состояние законодательства часто характеризуется не только его сложностью, но и подвижностью, а иногда даже и неопределенностью.
Организации обязаны соблюдать не только федеральные и штатные законы, но и требования органов государственного регулирования. Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, а также вводят собственные требования, зачастую также имеющие силу закона.
Среда косвенного воздействия - это факторы, не оказывающие прямого воздействия на операции организации, но все же сказываются на них опосредственно. Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия.
Среда косвенного воздействия
Технология является одновременно внутренней переменной и внешним фактором большого значения. Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать; на скорость устаревания продукта; на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию; на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации.
Состояние экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги; может сильно повлиять на возможности получения организацией капитала для своих нужд.
Социокультурные факторы. Любая организация функционирует, по меньшей мере, в одной культурной среде. Поэтому социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, влияют на организацию.
Политические факторы. Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителей особое значение. Один из них - настроения администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Другой элемент политической обстановки - это группы особых интересов и лоббисты.
Практикующее упражнение. Ситуация для анализа «Уроки августовского кризиса»
Закрытое акционерное общество «Красная заря», предприятие по производству трикотажного белья и изделий спортивного ассортимента имеет почти вековую историю. Сегодня на нем работают 850 работников и производят около 20 млн трикотажных изделий и свыше 2 тыс тонн полотна. Оно является лидером своей отрасли. В 1993-94 гг. за счет собственных средств был построен и введен в эксплуатацию производственный корпус площадью более 10 тыс. кв.м с самым современным оборудованием, что позволяет обновлять ассортимент выпускаемой продукции на 30%, обеспечивает 100 %-ный контроль качества. Предприятие активно расширяет сеть фирменных секций-салонов в крупных торговых домах.
Тем не менее, в период августовского кризиса 1998 г. оно оказалось в тяжелых экономических условиях. Его цель по обеспечению средней отраслевой рентабельности была переориентирована на выживание. Была разработана рыночная стратегия, направленная на капитализацию прибыли и ее инвестирование в современную технику, технологию и социальную сферу, на повышение качества и конкурентоспособности продукции в своем сегменте; на маркетинговую концепцию; на развитие товаропроводящей сети; на обучение персонала.
По мнению генерального директора Н.Г.Калининой, меры, принятые для реализации стратегии, помогли им не только выжить, но и восстановить некоторые потерянные позиции в своей отрасли и увеличить влияние на рынке трикотажных изделий. Был сохранен самый важный ресурс организации – коллектив работников. На вопрос, были ли они готовы к августовскому кризису, Калинина ответила: «И да, и нет. Но кризис научил нас многому. Мы убедились, что успех организации сегодня определяется не столько состоянием внутренней среды, сколько динамикой внешнего окружения. Поэтому мы стараемся не только стабилизировать внутреннее состояние, но и уделять большое внимание взаимосвязи с нашими поставщиками, потребителями и другими составляющими внешней среды».
Вопросы:
1. Какова миссия организации?
2. Как можно характеризовать внешнюю среду данной организации?
3. Как отреагировала организация на изменения внешней среды?
4. Как вы изменили цели своей организации в условиях экономического кризиса и были ли вы к нему готовы?
План:
1) Обязанности и задачи менеджера
2) Разделение управленческого труда
3) Роли менеджера в организации
1 вопрос: Обязанности и задачи менеджера
Обязанности менеджера:
- Создать из имеющихся ресурсов производственное единство
- Выработать стратегическую концепцию, разработать конкурентоспособную стратегию, направленную на использование потенциальных возможностей коллектива
Задачи менеджера:
- Определяет цели предприятия и обеспечивает их реализацию путем постановки конкретных задач
- Он организует торговый (производственный) процесс, контролирует работу, распределяет её по исполнителям, создает организационную структуру и комплектует трудовой коллектив
- Он достигает необходимой согласованности в работе всего коллектива
- Он обеспечивает профессиональный, деловой рост людей
- Он анализирует результаты работы предприятия и прогнозирует его развитие, оценивает и контролирует деятельность подчиненных
- Выполняет функции маркетинга и инновации
2 вопрос: Разделение управленческого труда
Разделение управленческого труда – это специализация управленческих работников на выполнение определенных функций, разграничение их прав и ответственностей.
Существует два вида разделения управленческого труда:
1. вертикальное – выделение 3-х уровней в проблеме.
Низовой уровень – включает в себя менеджеров, имеющих в своем подчинении работников непосредственно исполнителей труда (руководители отделов, секций, цехов, участков, смен).
Средний уровень – включает в себя 50 – 60 % управленческого персонала (менеджеры, ответственные за ведением хозяйственного процесса, бухгалтера, товароведы, экономисты).
Высший уровень – включает 4 – 7 5 управленческого персонала (администрация).
Функции руководителя высшего уровня:
· взаимодействует с внешней средой
· представляет интересы коллектива
· управляет коллективом.
Функции руководителя среднего звена:
· выполняет приказы, распоряжения руководителя высшего звена
· представляет интересы возглавляемого объекта
· взаимодействует с коллективом
· контролирует деятельность руководителя низового звена.
Функции руководителя низового звена:
· управляет непосредственно работниками
· представляет интересы подчиненных
· вносит предложения по улучшению условий труда подчиненных.
2) горизонтальное разделение труда.
Горизонтальное – качественная и количественная дифференциация и специализация трудовой деятельности (разделение общего производственного процесса на частное обособление различных видов деятельности со специализацией производства) делится на:
- функциональное (специализация работников);
- товарно-отраслевое (специализация по определенным видам деятельности);
- по квалификационным признакам (при определении видов деятельности исходят из сложности работ).
В отечественной теории и практике управления принято выделять в связи с горизонтальным разделением управленческого труда три группы управленческих кадров:
- руководители – управленческий персонал, который определяет работу других людей;
- специалисты – управленческий персонал, выполняющий непроизводственную работу (управленческие функции), требующую высокой квалификации;
- служащие - управленческий персонал, выполняющий непроизводственную работу (функции управления), не требующую высокой квалификации.
Интересным для понимания сущности менеджмента является выделение функциональных, генеральных, линейных и аппаратных менеджеров, предложенное К.Хэйлс.
Функциональные менеджеры несут ответственность за отдельные элементы деятельности организации, такие как управление персоналом, исследованиями, маркетингом или производством.
Генеральные менеджеры обычно возглавляют подразделения организации, такие как отделение или дочерняя компания, призванные выполнять комплекс функций. Генеральный менеджер несет ответственность за общую деятельность организации или подразделений, а следовательно, полагается на управленцев, ответственных за выполнение отдельных функций.
Линейные менеджеры несут ответственность за выполнение функций, напрямую связанных с производством или поставкой продукта, услуг потребителям. В зависимости от уровня они могут управлять магазином торговой компании, группой медсестер Департаментом по социальной работе или производственной деятельностью предприятия.
Аппаратные менеджеры отвечают за исполнение непроизводственных функций деятельности предприятия, таких как финансы, персонал, закупки или правовые вопросы. При управлении подчиненными аппаратные менеджеры обычно действуют так же, как линейные менеджеры.
3 вопрос: Роли менеджера в организации