Как разговаривать по телефону с разными собеседниками
ВО ВРЕМЯ РАЗГОВОРА
• Направляйте разговор, задавая вопросы.
• Используйте три разные точки зрения: собственную, собеседника и независимое мнение.
• Регулярно суммируйте сказанное и проверяйте, правильно ли вы все поняли.
ЗАВЕРШЕНИЕ РАЗГОВОРА
• Используйте подходящие слова и интонацию, чтобы показать, что вы хотите закончить разговор.
• Говорите тоном, отличным от тона собеседника (например, ускорьте темп речи).
3.7.2. Совещания
Совещания занимают значительную часть рабочего времени менеджера. При этом, чем выше положение человека в организации, тем чаще ему приходится принимать участие в совещаниях.
Между тем большинство менеджеров испытывает острую неприязнь к этому виду профессиональной деятельности. Она вызвана крайне низкой эффективностью большинства встреч и совещаний, что объясняется незнанием простейших принципов подготовки и проведения совещаний.
Проводить совещанияцелесообразно, когда необходимо:
• сообщить об организационных изменениях;
• совершенствовать уже принятые решения;
• достигнуть согласия с решением путем вовлечения сотрудников в его обсуждение;
• использовать совещания для профессионального роста сотрудников.
Проводить совещаниянецелесообразно, когда:
• информация может быть распространена в письменной форме или устно;
• решение уже принято;
• необходимо индивидуальное или групповое обучение;
• на совещании не могут присутствовать ключевые лица;
• нет реальной повестки дня;
• время и имеющаяся информация неадекватны.
Совещания бывают разных типов: для обмена информацией, для формулировки проблем, для решения проблем, для принятия решений.
На рис. 3.16 показана общая схема подготовки и проведения совещаний, независимая от типа совещания.
Особое внимание следует уделить подготовительной работе: ее качество в значительной степени определяет успех совещания.
Рис. 3.16. Структура совещания
Приведенная ниже схема отражает ключевые элементы подготовки к совещанию, ни одним из них не следует пренебрегать (рис. 3.17).
Рис. 3.17. Общая схема подготовки совещания
В управленческой практике совещания обычно ведет руководитель. Это обстоятельство часто снижает их эффективность, поскольку руководителю приходится играть три роли одновременно: он является и средоточием власти, и организатором процесса обсуждения, и несет ответственность за результаты совещания. Три роли одновременно — эта нагрузка под силу далеко не всем.
Анализ роли руководителя на совещании привел к разработке метода фасилитации. Фасилитаторство означает использование третьей, нейтральной стороны, непредвзято относящейся к обсуждаемому вопросу, для осуществления такого процесса, который повысит вероятность выработки взаимоприемлемого соглашения.