Концепции Вундта в психологии
Реферат
Вильгельм Максимилиан Вундт
Wilhelm Maximilian Wundt
Фалеева Мария
11 группа
( 1 курс 1 группа )
Вильгельм Максимилиан Вундт (нем. Wilhelm Maximilian Wundt; 16 августа 1832, Некарау, ныне в составе Мангейма, Королевство Вюртемберг — 31 августа 1920, Лейпциг) — немецкий врач, физиолог и психолог. В основном известен как основатель экспериментальной психологии[1]. Менее известен как основная фигура в социальной психологии, однако, последние годы жизни Вундта прошли под знаком психологии народов (нем. Völkerpsychologie), которую он понимал как учение о социальной основе высшей ментальной деятельности.
ü Дата рождения: 16 августа 1832г.
ü Место рождения: Некарау,ныне Мангейм,Королевство Вюртемберг
ü Дата смерти: 31 августа 1920 г. (88 лет)
ü Место смерти: Лейпциг (Гросботен, Саксония, Веймарская республіка)
ü Место: Германия
ü Научная сфера: психология, физиология, экспериментальная психология
ü Место работы: Гейдельбергский университет,
Лейпцигский университет
ü Учёная степень: докторская степень
ü : Тюбингенский университет,
Берлинский университет,
Гейдельбергский университет
ü Научный руководитель: Герман Людвиг Фердинанд Гельмгольц2
Иоганн Петер Мюллер3
ü Известные ученики: Вита́лий Степа́нович Сере́бреников
Эдвард Брэдфорд Титченер
Ива́н Петро́вич Па́влов
Освальд Кюльпе и др.
ü Известен как: создатель экспериментальной психологи
ü Награды и премии: орден за заслуги в области искусств и науки
ü В браке с Софи Мау
ü Родители: Максимилиан Вундт и Мари Фредерик
ü Дети: Элеонора Вундт
Лили Вундт
Макс Вундт
Боиграфия
Ранние годы
Вундт родился в семье лютеранского пастора, окончил школу в 1851 году и до 1856 года обучался в Тюбингенском, Берлинском и Гейдельбергском университетах. На последнем году учёбы в Гейдельберге Вундт был практически при смерти от серьёзного заболевания. После получения диплома по медицине в Гейдельберге Вундт короткое время учится у Иоганна Мюллера и вскоре становится сотрудником университета — ассистентом выдающегося физика и физиолога Германа фон Гельмгольца, с 1858 по 1864 гг. В это время он пишет работу Статьи по теории чувственного восприятия (1858—1862). Также в Гейдельберге Вундт женится на Софи Мау.
В этот период Вундт начинает читать первый в мире курс по научной психологии, постоянно подчёркивая в нём использование экспериментальных методов, взятых из естественных наук. В своём курсе он подчёркивает физиологическую связь между мозгом и разумом. Знания и опыт Вундта в физиологии имели огромное значение для становления новой науки — психологии. Его лекции были опубликованы в виде книги Лекции о разуме человека и животных в 1863 г. В 1864 Вундт получает место доцента в Гейдельберге.
Вундт начинает работу, которая привела его к публикации в 1874 г. одной из самых важных работ в истории психологии, книги «Принципы физиологической психологии». Принципы строят психологию как исследование непосредственного опыта сознания, включая чувства, эмоции, волевые акты и идеи, с помощью метода интроспекции, или самонаблюдения.
Годы в Лейпциге
В 1875 году Вундт стал ординарным профессором философии в Лейпцигском университете, а через четыре года основал первую в мире психологическую лабораторию, в скором времени преобразованную в институт экспериментальной психологии[2]. Позже студенты Вундта основали психологические лаборатории в Университете Пенсильвании, Колумбийском университете и других.
Вундт жил в Лейпциге до самой смерти и был научным руководителем у 186 студентов, защитивших докторские диссертации по различным научным дисциплинам. В числе его учеников был Иван Павлов.
В последние годы жизни Вундт фокусировался на социальной и культурной психологии, и до самой смерти писал фундаментальный 10-томный труд «Психологию народов»[3].
Научное наследие Вундта колоссально по объёму и составляет около 54000 страниц[4] в виде книг и статей. Некоторые особо выдающиеся его работы: Лекции о психологии человека и животных, Эссе, Этика: исследование фактов и законов моральной жизни, Гипнотизм и внушение (1892) и Введение в психологию.
Концепции Вундта в психологии
Вундт пытался понять человеческий разум, изучая составные части человеческого сознания, также как при изучении сложного химического вещества его разбивают на составные элементы. Таким образом, Вундт представлял психологию наукой, схожей с физикой и химией, в которой сознание есть набор разделяемых и опознаваемых частей. Эти идеи Вундта были развиты Эдвардом Титченером, бывшим одно время студентом Вундта. Титченер развил систему Вундта, его идеи легли в основу концепции структурализма в психологии. Структурализм не смог конкурировать в англо-американском научном сообществе с более естественным для американской науки функционализмом, созданным на основе идей Уильяма Джемса, и в настоящее время распространён, в основном, в европейской науке.
Хотя Вундт полагался в своих исследованиях на научный и физиологический методы, он часто использовал и метод интроспекции, который сегодня не рассматривается как научный, так как он не является эмпирическим и не дает воспроизводимые результаты.
Наследие Вундта
Вильгельма Вундта часто называют одним из отцов современной психологии. Несколько его работ, например, «Принципы физиологической психологии», являются классическими и фундаментальными трудами в области психологии. Но, со временем, психологическая наука ушла далеко вперед и влияние результатов Вундта на современные исследования ставится под сомнение многими экспертами.
Вундт работал в огромном количестве областей знания, он публиковал работы по философии, психологии, физике, физиологии. Необъятность его печатного наследия за продолжительную 65-летнюю научную карьеру такова, что даже трудно построить единую картину его деятельности.[5] Несомненно, однако, Вундт был верным поклонником фундаментализма, неустанно работая над построением непротиворечивой и единой картины естественного мира, понимаемого с точки зрения атомизма.[5]
В астрономии
В честь Вильгельма Вундта назван астероид (635) Вундция, открытый в 1907 году.