Упражнение Новый образ собственного Я

Несчастный "типичный неудачник" не в состоянии одним лишь усилием воли или внезапным решением создать новое представление о себе. Обязательно должно существовать какое-то основание, веская причина считать, что прежнее представление о себе - ошибочно, а новый образ - отвечает реальности. Вы не можете просто так, что называется, на голом месте изобрести для себя новую концепцию собственного Я, если в глубине души не чувствуете, что она соответствует действительности. Опытом доказано, что, когда человек обоснованно меняет представление о себе, у него где-то внутри возникает ощущение, что он "видит", знает правду в отношении самого себя.

Рекомендации, высказанные в настоящей главе, помогут вам освободиться от старого неадекватного образа собственного Я. Вам нужно лишь постараться вникнуть в их суть, интенсивно поразмышлять о вытекающих последствиях, глубоко проникнуться сознанием их справедливости.

Наукой уже подтверждено то, о чем давно догадывались философы, представители различных мистических учений, прозорливые мыслители: каждый человек от природы создан, чтобы преуспевать. Здесь речь идет и о каждом из вас, читатель!

Но если вы созданы для успеха и счастья, тогда ваш прежний образ собственного Я как человека, недостойного счастья, обреченного на неудачу, действительно ошибочен.

Читайте эту главу от начала до конца, по крайней мере, три раза в неделю в течение трех недель. Изучайте и постарайтесь усвоить ее содержание. Попробуйте отыскать примеры в своей биографии, в биографии ваших друзей, которые иллюстрировали бы работу Творческого Механизма.

Запомните приведенные ниже основные принципы функционирования вашего Механизма Успеха, Вам не обязательно быть инженером-электронщиком или ученым-физиком, чтобы управлять собственным сервомеханизмом. Чтобы водить автомашину, вам не нужно быть инженером-автомехаником; чтобы включить в комнате электрическую лампочку нет необходимости становиться инженером-электриком, не правда пи? Нужно просто усвоить мои рекомендации, ибо они лучше "высветят" последующий материал.

1. Встроенный в вас Механизм Успеха должен иметь цель, или "мишень". Эта мишень должна представляться как уже существующая в действительности или потенциально. Механизм Успеха функционирует одним из двух способов: или ведет вас к цели, местонахождение которой известно, или же определяет цель, существующую где-то.

2. Ваш "автопилот" имеет телеологическую природу, то есть сориентирован на "конечный результат", на цель. Пусть вас не смущает кажущееся отсутствие необходимых для этого "средств". Дело "автопилота" - обеспечить необходимые средства, когда вы определите цель. Думайте постоянно о конечном результате, и средства, как это часто бывает, появятся.

3. Не бойтесь ошибок или временных неудач. Все сервомеханизмы достигают цели, используя негативную обратную связь, продвигаясь вперед по намеченному курсу и постоянно корректируя направление движения.

4. "Обучение" совершается путем проб и ошибок, когда просчеты ваш мозг исправляет автоматически до тех пор, пока не выработаются правильное движение, ритм, качество исполнения. После этою дальнейшее обучение и устойчивый успех обеспечиваются тем, что прошлые ошибки забываются; а в памяти сохраняются лишь успешные действия, которые 8 дальнейшем "копируются".

5. Вам нужно научиться доверять собственному Творческому Механизму делать свое дело, а не "заклинивать" его чрезмерной озабоченностью или тревогой по поводу надежности его функционирования, попытками "подгонять" слишком большими сознательными усилиями. Вы должны не заставлять, а предоставлять ему возможность работать самостоятельно. Такое доверие тем более необходимо, поскольку ваш Творческий Механизм действует на подсознательном уровне, и вы не можете знать, что происходит там, на глубине. Более того, он создан именно таким образом, чтобы функционировать самопроизвольно, в соответствии с конкретными потребностями сегодняшнего дня. Творческий Механизм приходит в движение, как только вы начинаете действовать и своими действиями ставите перед ним различные задачи. Вы не должны откладывать свои действия до получения какого-то подтверждения, что все идет хорошо; поступайте так, будто подтверждение уже имеется, и оно придет.

"Приступайте к делу, и силы появятся", - говорил Эмерсон.

Когда американские психологи Ричард Бэндлер и Джон Гриндер занимались психотерапией, они считались непревзойденными мастерами ломать стереотипы поведения.

Бэндлер рассказывал, как он однажды посетил лечебницу для душевнобольных и познакомился там с человеком, который настаивал, что он Иисус Христос не в душе, а именно во плоти. "Так вы - Иисус?" - спросил Бэндлер его. - "Да, сын мой", - ответствовал тот. "Подождите минуточку, я сейчас вернусь", - сказал Бэндлер и вышел. Человек немного растерялся. Через три или четыре минуты Бэндлер вернулся с портновским аршином в руках. Попросив "Иисуса" расставить руки, он измерил их длину, потом измерил его рост - от макушки до пяток. После этого он опять удалился и вернулся немного погодя с молотком, гвоздями и длинными досками. Не обращая внимания на несколько обеспокоенный взгляд человека, он начал сколачивать доски в форме креста. "Что вы делаете?" - не выдержал наконец человек. Забив последний гвоздь, Бэндлер спросил: "вы в самом деле Иисус?" - "Да, сын мой", - подтвердил человек. - "Тогда вы знаете, зачем я здесь", -сказал Бэндлер. И тут больной внезапно вспомнил, кто он на самом деле. Быть Иисусом Христом ему вдруг расхотелось. "Я не Иисус! Я не Иисус!" - завопил он. Скоро его выписали из лечебницы.

КЛЮЧ К МЕХАНИЗМУ УСПЕХА

Воображение играло в нашей жизни куда более важную роль, чем большинство из нас это себе представляет.

Творческое воображение присуще не только поэтам, изобретателям или философам. Оно - в каждом нашем действии и поступке. Именно воображение рисует "цель", в направлении которого предстоит работать нашему автоматическому механизму. Мы совершаем или не совершаем какое-то действие вовсе не благодаря нашей воле, как принято думать, а под воздействием воображения.

Человек всегда как-то поступает, что-то ощущает или делает то или другое в соответствии с теми представлениями о себе и об окружающем мире, которые, по его мнению, являются правдивыми. Таков фундаментальный закон нашего мышления, таков склад нашего ума.

Когда мы наблюдаем драматические проявления этого закона в действиях загипнотизированного человека, мы склонны полагать, что здесь действуют какие-то оккультные, сверхъестественные силы. На самом же деле мы являемся свидетелями нормального процесса функционирования нервной системы человека. Например, если объекту эксперимента, находящемуся под гипнозом, внушить, что он на Северном полюсе, он продемонстрирует все признаки пребывания на морозе, его тело действительно покроется "гусиной кожей".

Итак, наша нервная система не в состоянии отличить реальную ситуацию от воображаемой.Она реагирует автоматически на информацию, поступающую из головного мозга, и то, что вы думаете или воображаете, для нее - подлинно.

Чудо воображения

Человеческий мозг и вся нервная система сконструированы так, чтобы реагировать автоматически и соответственно обстоятельствам на возникающие проблемы и вызовы окружающего мира. Нужны ли человеку долгие размышления при встрече в лесу с диким медведем? - инстинкт самосохранения заставит его "улепетывать во все лопатки". Здесь не надо долго решать: следует пугаться или нет. В подобных случаях реакция организма автоматическая и соответствует обстоятельствам.

Все это ни для кого, разумеется, не новость. Большинство из нас узнали об этом еще в школе. Но мы не всегда четко представляем себе, что наш мозг и нервная система, автоматически реагируя на внешнюю среду, одновременно сообщают нам, какова эта внешняя среда. Распространено мнение, что реакция человека, повстречавшего медведя, обусловлена "эмоциями", а не мыслью - то есть информацией, полученной извне и оцененной головным мозгом, которая, в конечном счете, и вызвала так называемый "эмоциональный взрыв". Таким образом, подлинной причиной известной реакции была мысль или убеждение, а вовсе не эмоция, которая явилась всего лишь следствием. Короче говоря, человек на лесной тропе реагировал на то, что, по его мысли, или убеждению, или воображению, олицетворяло собой внешнюю опасность.

"Сообщение" поступило от разных органов чувств в виде нервных импульсов, которые мозг расшифровал, интерпретировал и оценил. Затем он информировал о результатах в виде понятий или мысленных образов. В конечном счете, именно на эти мысленные образы мы обычно и реагируем.

Получается, что не подлинная природа вещей определяет наши поступки и чувства, а мысленные образы. У нас есть известные представления о себе, окружающем мире и людях в нем, и мы ведем себя так, будто эти разнообразные представления точно отражают реальную действительность, подлинную их суть.

Но предположим, что человек на лесной тропе повстречал не настоящего медведя, а какого-нибудь актера, наряженного в медвежью шкуру. Если человек подумает и вообразит, что перед ним не актер, а живой медведь, то его реакция будет точно такой же, как если бы он увидел настоящего медведя. Или, скажем, ему попалась на дороге большая лохматая собака, которую его возбужденное страхом воображение приняло за медведя. Опять же он среагирует автоматически на то, что, по его убеждению, является истиной.

Отсюда неизбежно следует, что если наш мысленный образ собственного Я искажен и нереален, то и реакция на внешние раздражители будет также не соответствующей обстоятельствам. Понимание того, что наши действия, чувства и поведение - всего лишь результат наших представлений я убеждений,дает нам в руки мощный рычаг, в котором психология всегда нуждалась для изменения свойств личности.

Это понимание открывает нам новую, психологическую дверь к мастерству, успеху и счастью.

Мысленные образы позволяют нам "практиковать" новые отношения с людьми и черты характера, что иначе было бы невозможно. Как уже говорилось, наша нервная система не в состоянии отличить реальность от того, что живо нарисовало наше воображение. Когда мы представляем себя совершающими нечто каким-то особым способом, это почти то же самое, что и фактическое исполнение. Мысленная практика помогает достигать совершенства.

В эксперименте, проводившемся под строгим контролем, психолог Р.А. Вэндал доказал, что если объект ежедневно определенный период времени проводит перед мишенью, воображая себя мечущим в нее дротики, то его результат улучшается в такой же мере, как если бы он в самом деле ежедневно метал дротики в цель.

Один научный журнал сообщил о влиянии мысленной тренировки на повышение мастерства при выполнении штрафных бросков в баскетбол. Первая группа студентов фактически ежедневно в течение 20 дней практиковалась в бросании мяча. Ее результаты фиксировались в первый и последний день эксперимента.

Вторая группа, у которой также были взяты показатели первого и последнего дня указанного периода, не тренировались вовсе.

Участники третьей группы после первого контрольного дня проводили ежедневно 20 минут на баскетбольной площадке, воображая, что забрасывают мяч в корзину. Предполагаемые ошибки соответственно корректировались.

При подведении итогов эксперимента оказалось, что первая группа улучшила свои показатели на 24%, вторая группа не имела сдвигов, а третья группа, тренировавшаяся только мысленно, улучшила результаты на 23%!

Наши рекомендации