Оформление социальной психологии в самостоятельную науку

Когда можно говорить о возникновении новой отрасли научно­го знания? Начиная с какого момента? Что здесь может служить отправной точкой отсчета? Возможны разные ответы на эти во­просы. Но, наверное, провозглашать появление новой науки сле­дует не тогда, когда опубликован пусть даже целый ряд статей, обосновывающих необходимость ее формирования. И пожалуй, не тогда, когда начинают выходить в свет первые монографии сторонников этой новой отрасли знания. С гораздо большим осно­ванием, на наш взгляд, можно заявлять о становлении новой нау­ки лишь тогда, когда выходит в свет первый учебник, излагаю­щий ее основы. Появление учебника всегда является своеобраз­ным ответом на определенную общественную потребность — по­требность в подготовке соответствующих специалистов, которые могли бы использовать полученные знания и в дальнейшем раз­витии теории и на практике.

Важной вехой на пути окончательного оформления социаль­ной психологии в самостоятельную науку явилась публикация в 1908 г. сразу двух учебников — "Введение в социальную психо­логию" английского психолога У. Макдугалла и "Социальная психология" американского социолога Э. Росса. Макдугалл раз­вивал "термическую" теорию поведения людей в группах (от греческого "горме", что означает "животный импульс" и пе­реводится на многие языки как инстинкт). Итак, поведение лю­дей объяснялось на основе инстинктов, направляющих все живое

к определенным, биологически значимым целям. Росс, находясь под сильным влиянием французской социально-психологической мысли, использовал концепцию подражания в качестве ключево­го принципа при анализе социального поведения. Каждая из этих двух книг выдержала более двадцати изданий и внесла важный вклад в развитие социальной психологии как самостоятельной науки.

Значительным событием для социальной психологии стало по­явление крупной работы двух социологов — американца У. То­маса и поляка (затем переехавшего в США) Ф. Знанецкого "Польский крестьянин в Европе и Америке". Их произведение состояло из пяти томов, выходивших в свет с 1918 по 1920 г. в США. Это был итог исследования, длившегося более десяти лет и посвященного приспособлению к новым условиям жизни поль­ских крестьян, эмигрировавших в Америку. Впервые в качестве эмпирической основы исследования широко использовались лич­ные документы (письма, биографический и автобиографический материал). Было обнаружено сильное влияние социальной груп­пы на поведение и установки ее членов. Тогда Томас и Знанецкий определили социальную психологию как "научное исследование установок". С тех пор изучение установок прочно вошло в основ­ную проблематику западной социальной психологии.

Ряд американских авторов считает, что начало измерения ус­тановок также можно отнести к одной из важных вех формирова­ния современной социальной психологии (Krech et al., 1962). Пер­вым, кто обратился к измерению установок (1925), был американ­ский социолог Э. Богардус, приобретший с тех пор научную из­вестность во многом благодаря своей шкале "социальной дистанции". Под социальной дистанцией он имел в виду степень приемлемости, которую выражает личность по отношению к представителю другой социальной группы. Богардус использо­вал свою шкалу с целью измерения и сравнения установок аме­риканцев к некоторым этническим группам. Это исследование повлекло за собой целый ряд работ, в результате которых были созданы различные шкалы для измерения установок.

В 1928 г. Л. Терстоун предложил использовать при измерении установок тот же методический подход, что и в психофизике, разработав в итоге шкалу "равных интервалов". Он также опре­делил ряд правил для конструирования шкал установок. Через год Л. Терстоун и Э. Чейв применили шкалу "равных интерва­лов" с целью измерения отношений к религии. Эта шкала вклю­чала в себя пункты, ранжированные от "высшей" до "низшей" благожелательности. Работы Богардуса и Терстоуна послужили важным толчком для создания многочисленных шкал установок.

В начале 30-х гг. Р. Лайкерт разработал методику, использую­щую континуум, на котором опрашиваемый мог локализовать тот

или иной оттенок своей установки. Эта сравнительно простая форма шкалирования установок широко используется и сегодня.

За этими шкалами последовали другие, среди которых следу­ет отметить социометрический метод Якоба Морено (1892—1974), уроженца Румынии, получившего высшее образование в Вене и с середины 20-х гг. работавшего в США. Этот метод, обнародо­ванный им в 1933 г., предназначался для измерения динамики межличностных отношений в группе. В соответствии с концепци­ей Морено, межличностные отношения, особенно предпочтения и неприятия, представляют собой главные характерные черты человеческой жизни. Социометрический метод позволяет полу­чить картину предпочтений и неприятий среди членов группы. Эту картину можно представить графически в виде социограм-мы. Другой способ обработки данных — конструирование социо­метрических индексов, позволяющих дать количественное выра­жение социометрического статуса каждого члена группы и раз­личных аспектов групповой структуры. С помощью социометрии получено немало важных данных о строении группы и ее функ­ционировании. Постепенно социометрия превратилась в отдель­ное направление западной социальной психологии.

Среди выдающихся исследователей, в значительной степени повлиявших на формирование лица современной социальной психологии, необходимо назвать К. Левина (1890—1947), работав­шего до 1933 г. в Германии, а затем эмигрировавшего в США. Ле­вин привнес в социальную психологию концепции, экстраполиро­ванные из других наук. Из физики он заимствовал общее пред­ставление о "поле сил", а из математики — понятия топологии (отрасли знания, изучающей наиболее общие свойства геометри­ческих фигур). Данные положения Левин использовал как основу для анализа индивидуального и социального поведения. Поэтому система его взглядов называется "психология поля" или "тополо­гическая психология".

В соответствии с теоретическим подходом Левина человек и его окружающая среда являются компонентами единого дина­мического поля, обладающего такими свойствами, как дифферен-цированность, изменчивость и атмосфера. Различные части этого поля взаимозависимы. Отсюда следует, что значение одиночного факта можно понять, лишь исходя из той позиции, которую он занимает в поле. Как отмечал Левин, каждый психологический факт зависит от состояния личности и в то же самое время обу­словлен окружающей средой, хотя их сравнительная важность различна в различных случаях. Ярким примером его творчества является эксперимент (один из первых в социальной психологии групп), проведенный совместно с Р. Липпиттом и Р. Уайтом в 1938 г. Цель его состояла в изучении некоторых аспектов функционирования группы при различных типах групповой

"атмосферы". Экспериментаторы организовали для десятилет­них мальчиков "клубы", члены которых на добровольной основе занимались изготовлением театральных масок, сборкой моделей самолетов и т.д. Дети встречались периодически в течение не­скольких недель. Исходя из цели эксперимента, взрослые руко­водители групп создавали в них атмосферу того или иного типа: "автократическую", "демократическую" или "laissez-faire" (пол­ной свободы для принятия решений без какого-либо участия ру­ководителя).Было обнаружено, что каждый из данных стилей руководства оказывает различное влияние на групповую "атмо­сферу". Как отмечает в своем учебнике для студентов американ­ский психолог Э. Холландер, особая значимость этой работы Левина состояла в том, что она открыла возможности экспери­ментирования в лаборатории на "социальных системах" неболь­шого масштаба и свидетельствовала о "достижении социальной психологией своего совершеннолетия" (Hollander, 1971. Р.70). Важным результатом данной работы было также широкое разви­тие исследований в области "групповой динамики".

К концу 30-х гг. социальная психология достигла своего наи­большего развития в США. Подъему социальной психологии спо­собствовало появление трех специальных журналов, посвящен­ных этой отрасли знания. В 1936 г. Левин основал Общество пси­хологического исследования социальных проблем (The Society for the Psychological Study of Social Issues),KOTOpoe успешно работа­ет по настоящий день, объединяя сейчас более трех тысяч соци­альных психологов США и ряда стран, в том числе и России.

В эти же годы начинает проявляться все более отчетливая тенденция привлечения социальных психологов к решению при­кладных задач, главным образом в сфере деятельности индуст­риальных организаций. В последующем огромное влияние на развитие социально-психологического знания оказала Вторая мировая война. По заданиям нескольких военных ведомств США было проведено большое количество социально-психологических работ, охвативших широкий круг проблем. Можно отметить ис­следования лидерства, морального состояния войск, природы паники, первичных воинских групп, отношений между предста­вителями различных рас и культур, действия слухов с целью контроля над их распространением и ряд других проблем "пси­хологической войны".

Американский социолог Ф. Уэкслер даже считает, что "массо­вое развитие социально-психологической профессии, по крайней мере в Соединенных Штатах, было в меньшей степени результа­том индустриального научного менеджмента, а в большей — соз­данием военных" (Wexler, 1983. Р. 45).

В последние десятилетия в США отмечается дальнейшее рас­ширение сферы социально-психологических работ (и теоретиче­ских, и прикладных), возникновение новых научных центров, увеличение выпуска дипломированных социальных психологов. Так, к 1970-м гг. секция социальной психологии и психологии личности стала самым многочисленным подразделением Амери­канской Психологической Ассоциации. Социальные психологи составляли одну четверть всех университетских психологов. Вы­ход в свет в 1968 г. пятитомного "Руководства по социальной пси­хологии" считается важной вехой в ее развитии (Lindzey and Aronson, 1968). Этот фундаментальный труд до сих пор выполня­ет свою роль наиболее полной энциклопедии социально-психо­логического знания. Его последнее дополненное переиздание вы­шло в 1985 г.

В качестве характерной тенденции развития американской социальной психологии последнего времени можно отметить не­сомненное повышение ее научного статуса. Это дало повод зая­вить одному из ее представителей Э. Бершайду, что "социальная психология заняла почти центральное положение в современной психологической науке" (Berscheid, 1992, Р. 531). Наряду с воз­растанием числа лабораторных социально-психологических ис­следований расширяется сфера прикладных работ. Социально-психологические знания все шире используются для решения проблем формирования здорового образа жизни, преодоления стрессовых ситуаций, бережного отношения к природным ресур­сам, профилактики отклоняющегося поведения.

Можно сказать, что определенные исторические условия спо­собствовали развитию социальной психологии именно в США, в то время как в Европе до 60-х гг. XX в. социальная психология не смогла найти достаточной общественной поддержки. Как от­мечает немецкий психолог К. Грауманн, в довоенной (до Второй мировой войны) Европе социальная психология не имела надле­жащих институтов, были лишь отдельные ученые, интересовав­шиеся ее проблематикой (Хьюстон и др., 2001). Среди наиболее ярких исследователей можно назвать Ф. Бартлетта в Англии и Ж. Пиаже в Швейцарии, плодотворно работавших и в послево­енный период.

Бартлетт обнаружил, что социальные факторы играют значи­тельную роль в процессах восприятия, воображения, воспомина­ния и мышления. При этом различные социальные влияния на людей обусловлены их принадлежностью к тем или иным соци­альным группам. В частности, Бартлетт показал, что наблюдение и воспоминания обычно социальны по своей природе, а также со­циально обусловлены.

Пиаже рассматривал психологию развития ребенка в со­циально-психологическом аспекте, связывая это развитие

с совершенствованием морального сознания ребенка. Он полагал, что "психическая жизнь может рассматриваться как социализи­рованная органическая жизнь" (Piaget, 1970. Р.242). Его главные интересы были сосредоточены в области генетической эпистемо­логии (теории познания), включая эксперименты по моральному развитию детей. Эти эксперименты привели Пиаже к изучению кооперации и развития идеи справедливости у детей. Вклад Пиа­же в разработку проблем социализации ребенка неоспорим. Его теория когнитивного развития открыла новую страницу в дет­ской социальной психологии.

Активизация социально-психологической науки в Европе от­мечается в течение последних четырех десятилетий. В 1966 г. была основана Европейская ассоциация экспериментальной со­циальной психологии (EAESP), играющая сейчас заметную роль в" объединении усилий социальных психологов Европы. Важная тенденция развития социально-психологической мысли в Европе состоит в том, что все большее число исследователей начинает отходить от научных стандартов, заданных американской соци­альной психологией, демонстрируя свою теоретическую и мето­дологическую самостоятельность. Начинается поиск альтернатив развития социальной психологии на иных, нежели в США, осно­ваниях. Стараясь преодолеть свойственный американской соци­альной психологии "ползучий эмпиризм", делающий акцент на лабораторном эксперименте, европейские ученые провозглаша­ют необходимость осуществления исследовательской работы, ис­ходя из более широкого "социального контекста", который вклю­чал бы в себя актуальные проблемы современного европейского сообщества.

Настоящий этап развития социальной психологии как науки на Западе оценивается неоднозначно. Накоплен огромный эмпи­рический (в том числе экспериментальный) материал. Однако высказывается большая неудовлетворенность качеством теоре­тического осмысления этого материала. В прикладной сфере со­циальная психология также не оправдывает многих ожиданий. Неслучайно в ряде западных публикаций двух последних деся­тилетий говорится о "кризисе" социальной психологии.

Однако современное состояние социальной психологии (даже если согласиться с термином "кризис") можно рассматривать как своеобразную "болезнь роста". Социальная психология, несмотря на свою долгую предысторию, является молодой наукой.

Наши рекомендации