Раздел первый. Уголовное право и уголовная политика. новленных ими правил. Уголовное право рассматривалось как право субсидиарное (дополнительное)
новленных ими правил. Уголовное право рассматривалось как право субсидиарное (дополнительное).
Современные юристы ФРГ Й. Вессельс и В. Бойльке в учебнике по уголовному праву Германии также акцентируют внимание лишь на охранительной функции уголовного права, а о его регулирующей роли умалчивают1.
Из российских юристов сходное мнение высказывал А.А. Пионт-ковский, отмечавший, что уголовные законы «придают особую силу уже существующим нормам других отраслей права (и соответствующим им правоотношениям), нарушение которых признается преступлением»2.
Б.Т. Разгильдиев в одной из своих работ заметил, что уголовное право не имеет своего предмета регулирования, так как оно вообще не занимается регулированием общественных отношений, а предназначено лишь для их охраны3.
Такой взгляд на сущность уголовного права подвергается критике как в России, так и за рубежом4. Критики справедливо отмечают, что, во-первых, санкции установлены не только в уголовном праве. В каждой отрасли права предусмотрены свои собственные меры принуждения к выполнению правил поведения, установленных данной отраслью. Например, в гражданском праве это штраф, пеня (ст. 330 ГК). И к уголовному праву обращаются только в случае неисполнения наиболее важных обязанностей, соблюдение же других должно в принципе обеспечиваться «позитивными» отраслями (гражданским, налоговым, таможенным и др.), а также административным правом.
Во-вторых, уголовное право устанавливает ответственность не только за посягательства на общественные отношения, урегулированные иными отраслями права, но и за посягательства на такие отношения, которые какой-либо самостоятельной отраслью права не регулируются либо регулируются иными социальными нормами, в частности нормами морали.
К примеру, какая отрасль российского права регулирует отношения, связанные с охраной государственной тайны, обороноспособностью страны, общественным порядком и общественной безопасностью? Никакая «позитивная» отрасль права эти отношения не ре-
См.: Вессельс Й., Бойльке В. Уголовное право ФРГ: Учебник / Пер. с нем. Я.М. Плош-киной; Под ред. Л.В. Майоровой. 35-е изд. Красноярск, 2006. С. 19.
Курс советского уголовного права / Под ред. А.А. Пионтковского, П.С. Ромашкина, B.M Чхиквадзе. Т. 1. М., 1970. С. 12.
См.: Разгильдиев Б. Т. Задачи уголовного права Российской Федерации и их реализация. Саратов, 1993. С. 4-5. 4 PradelJ. Op.cit. P. 75-76.
Глава I. Понятие, система и задачи уголовного права
гулирует, можно лишь говорить о существовании отдельных законов, устанавливающих определенные меры противодействия тому или иному конкретному преступлению или группе преступлений1. Вместе с тем в уголовном праве содержатся нормы об ответственности за государственную измену, шпионаж, терроризм, массовые беспорядки, экстремизм и др.
Строго говоря, даже ответственность за убийство человека (нарушение одного из самых древних уголовно-правовых запретов) и за другие преступления против личности установлена в уголовном законе вне связи с какой-либо «позитивной» отраслью права. Право на жизнь закреплено в ст. 20 Конституции РФ, но это не значит, что сама жизнь как благо, как совокупность определенных общественных отношений урегулирована конституционным правом. Этот довод приводился еще Н.Д. Дурмановым, писавшим о том, что целый ряд уголовно-правовых запретов является чисто уголовно-правовым и не дублирует запреты других отраслей права (например, запрет многих посягательств против личности, не предусмотренных ни в одной отрасли права, кроме уголовного)2.
В УК предусмотрена ответственность и за такие деяния, которые до их объявления преступными (криминализации) были запрещены лишь нормами морали. К числу таких преступлений относятся оставление в опасности (ст. 125), развратные действия (ст. 135), вовлечение в занятие проституцией (ст. 240), надругательство над телами умерших и местами их захоронения (ст. 244), жестокое обращение с животными (ст. 245) и др. Во всех этих случаях поиск корреспондирующей нормы «позитивной» отрасли права будет безуспешен.
В-третьих, УК прямо регулирует отношения, связанные с обеспечением права на необходим^ оборону от общественно опасных посягательств, на задержание преступника, обоснованный риск и другое правомерное причинение вреда при обстоятельствах, исключающих преступность деяния.
В предмет уголовно-правового регулирования входят также отношения, связанные с освобождением от уголовной ответственности, назначением уголовного наказания, применением принудительных мер медицинского характера и воспитательного воздействия, предоставлением условного осуждения и условно-досрочного освобождения, отсрочкой исполнения наказания и др.
Таким образом, уголовное право России регулирует целый ряд общественных отношений, не входящих в предмет регулирования ника-
См., напр.: Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» // С3 РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.
Дурманов Н.Д. Советский уголовный закон. М., 1967. С. 96.
Раздел первый. Уголовное право и уголовная политика
кой другой отрасли российского права. Но делает это двояким образом: 1) косвенно и в негативной форме устанавливая юридические обязанности (например, обязанность уважать жизнь другого человека путем запрета на убийство, обязанность платить налоги путем запрета уклонения от уплаты налогов в крупном размере, обязанность беречь природную среду путем запрета загрязнения вод и атмосферы и т.д.); 2) прямо и в позитивной форме устанавливая права и обязанности субъектов (например, право на освобождение от уголовной ответственности и наказания, право на необходимую оборону и обязанность не превышать ее пределы и т.д.).
В настоящее время большинство российских юристов считают, что уголовное право имеет собственный предмет правового регулирования, однако они расходятся во мнении о содержании этого предмета.
Чаще всего в качестве предмета уголовно-правового регулированияназываются общественные отношения, возникающие в результате совершения преступления (общественно опасного деяния) между субъектом преступления (лицом, совершившим общественно опасное деяние) и государством1. Такие отношения получили название охранительных.
Утверждения этих авторов справедливы, но не учитывают правоотношений, возникающих на основе управомочивающих норм — норм о необходимой обороне, задержании преступника, крайней необходимости и т.д.
О существовании двух групп уголовно-правовых отношений — охранительных и регулятивных — пишет А.И. Чучаев. Охранительные отношения, по его мнению, возникают между государством и лицом, совершившим преступление. Государство и преступник выступают носителями определенных прав и обязанностей, имеющих взаимный характер. Так, у государства есть право и обязанность возложить на виновного уголовную ответственность, применить наказание или иные уголовно-правовые меры, установленные законом. У преступника же существует обязанность претерпеть неблагоприятные последствия нарушения уголовно-правовой нормы и право на обоснованную юридическую оценку его действий. Отсюда делается вывод, что сутью охранительных уголовно-правовых отношений является «реализация уголовной ответственности и наказания, а также освобождение от уголовной ответственности и наказаний»2.
Уголовное право Российской Федерации: Учебник. В 2 т. / Под ред. Л.В. Иногамо-вой-Хегай. Т. 1: Общая часть. М., 2002. С. 11; Уголовное право Российской Федерации: Общая часть / Под ред. Б.В. Здравомыслова. М., 1999. С. 8.
Уголовное право России. Части Общая и Особенная / Под ред. А.И. Рарога. 5-е изд. М., 2006. С. 4-5.
Глава I. Понятие, система и задачи уголовного права
Говоря об охранительных отношениях, автор не указывает, с какого момента они возникают. В науке уголовного права распространено мнение, согласно которому они возникают с момента совершения лицом преступления1. Эта позиция весьма спорная.
Думается, что указанные отношения возникают не с момента совершения преступления, а гораздо позднее, как минимум — с момента установления правоохранительными органами лица, подлежащего уголовной ответственности. Во всяком случае с этого момента при наличии определенных условий возможно освобождение от уголовной ответственности органом дознания или следователем на основании акта амнистии, в связи с деятельным раскаянием или в связи с примирением с потерпевшим (ст. 75, 76, 84 УК).
В подавляющем большинстве случаев уголовно-правовые, а не уголовно-процессуальные отношения между государством и виновным лицом возникают значительно позже — после вступления приговора в законную силу. Лишь с этого момента мы можем с полным основанием говорить о наличии второго субъекта уголовно-правовых отношений - лица, совершившего преступление2. Согласно Конституции РФ (ст. 49) «каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда».
Уголовно-правовые отношения не могут возникать между лицом, лишь подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления (по Конституции эти лица считаются невиновными), и государством. Субъектом таких отношений может быть только тот, кто действительно преступление совершил. Именно это лицо обязано претерпеть неблагоприятные последствия, связанные с возложением на него уголовной ответственности. Обвиняемый же в суде может быть оправдан или признан невменяемым, не подлежащим уголовной ответственности. В связи с этим возникает вопрос: был ли он участником уголовно-правовых отношений до решения суда? В случае положительного ответа мы должны будем признать, что такими участниками могут быть невиновные, невменяемые, совершившие малозначительное деяние, не являющееся преступлением, и др. Такой подход представляется неверным.
См., напр.: Кузнецова Н.Ф. Понятие, предмет, метод и задачи уголовного права (гл. 1) // Уголовное право России: Общая часть / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяж-ковой. М., 2005. С. 2-3.
Установление в ст. 38 УК права на задержание лица, совершившего преступление, уже в момент совершения преступления или сразу же после этого не колеблет данной позиции, так как право задержания законом не связывается с необходимостью констатации вины лица в содеянном и задержание осуществляется в ситуации, близкой к ситуации крайней необходимости.
Раздел первый. Уголовное право и уголовная политика
Говорить о возникновении обязанности претерпеть неблагоприятные последствия уже с момента совершения лицом преступления нельзя и по другой причине. Конституция РФ (ст. 51) и Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК) не обязывают лицо, совершившее преступление, свидетельствовать против себя самого. Обязанность доказать вину лица возлагается на правоохранительные органы, это у них существует обязанность выявить преступление, установить лицо, его совершившее, собрать доказательства его вины. Более того, УК предусматривает ответственность за принуждение подозреваемого или обвиняемого к даче показаний путем угроз, шантажа или иных незаконных действий со стороны следователя, дознавателя или иного лица (ст. 302). Если бы обязанность нести уголовную ответственность возникала с момента совершения преступления, то лицо, его совершившее, должно было бы помогать следствию. Неисполнение данной правовой обязанности должно было бы повлечь определенные санкции со стороны государства, как это существует во всех других случаях. В нашем случае лицо должно было бы нести ответственность и за преступление, и за неисполнение правовой обязанности «претерпеть неблагоприятные последствия». Ничего подобного российское законодательство не предусматривает. Конечно, общество заинтересовано в определенном положительном поведении лица после совершения последним преступления. Вот почему законодатель в целях стимулирования такого поведения включил в УК статьи об освобождении от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием лица, совершившего преступление (ст. 75), и в связи с его примирением с потерпевшим (ст. 76), о смягчении наказания на основании ст. 62, 64 УК и т.д.
Следовательно, с момента совершения преступления, при обнаружении признаков такового возникает, скорее, обязанность государства в лице правоохранительных органов выявить и привлечь лицо, совершившее преступление, к уголовной ответственности, доказать его вину и в случае доказанности вины вынести обвинительный приговор, назначить наказание и (или) иные меры уголовно-правового характера. Какой-либо встречной обязанности у лица, совершившего преступление, в момент совершения преступления не возникает.
Вторая группа отношений, образующих предмет уголовного права, по мнению ряда авторов, регулируется уголовно-правовыми нормами, наделяющими граждан правом на причинение вреда в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости и т.д. Это регулятивные отношения, которые, по мнению А.И. Чучаева, весьма специфичны. К примеру, осуществляя право на необходимую оборону, гражданин вступает в отношения как с лицом, совершающим общественно опас-
Глава I. Понятие, система и задачи уголовного права
ное посягательство, так и с государством1. Сходную позицию занимает А.В. Наумов2.
Эта позиция в целом может быть поддержана, правда, с одной оговоркой. Представляется, что в случае необходимой обороны следует говорить о вступлении в отношения только с нападающим, а не с государством. Любое правоотношение, в том числе уголовное, предполагает наличие у его участников определенных прав и обязанностей. Сама по себе необходимая оборона не создает каких-либо обязанностей для государства. Непривлечение оборонявшегося лица к уголовной ответственности является не обязанностью государства, а последствием соблюдения этим лицом условий необходимой обороны. При необходимой обороне общественно опасное посягательство представляет собой по существу юридический факт, порождающий для обороняющегося право на защиту и одновременную обязанность не нарушать условий правомерности причинения вреда. У посягающего в свою очередь возникает обязанность не причинять вред обороняющемуся (необходимая оборона против акта необходимой обороны невозможна) и право защиты от превышения пределов необходимой обороны со стороны обороняющегося. Следует признать, что фактически государство, не способное обеспечить эффективную и своевременную защиту всем своим гражданам, предоставляет право защиты частным лицам — при соблюдении установленных им требований. Этим роль государства в данном случае и ограничивается, а правоотношения возникают между непосредственными участниками отношений - нападающим и обороняющимся.
В науке уголовного права наряду с охранительными и регулятивными уголовно-правовыми отношениями выделяются и другие группы отношений: «общепредупредйтельные» (А.В. Наумов3, И.М. Тяжкова4), «общевоспитательные» (P.P. Галиакбаров5), «охранительно-предупредительные» (НА. Лопаше^нко6).
Безусловно, нельзя отрицать общепредупредительное воздействие наказания, а также уголовного закона, поскольку одной из целей наказания и задачей уголовного закона является предупреждение преступлений (ст. 2, 43 УК). Бесспорно, уголовный закон и уголовное право
Уголовное право России. Части Общая и Особенная / Под ред. А.И. Рарога. С. 5.
См.: Наумов А.В. Российское уголовное право: Курс лекций. В 3 т. Т. 1: Общая часть. С 11-12.
3 Там же. С. 7-11.
Российское уголовное право: Учебник. В 2 т. / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, B.C. Комиссарова, А.И. Рарога. Т. 1: Общая часть. М., 2006. С. 7.
См.: Галиакбаров P.P. Уголовное право: Общая часть. Краснодар, 1999. С. 9-11.
См.: Лопашенко НА. Основы уголовно-правового воздействия: уголовное право, Уголовный закон, уголовно-правовая политика. СПб., 2004. С. 25-26.