Третий уровень • индивидуально-ментальный
Фаза 56 (26°Тельца). Испанский кавалер поет серенаду своей возлюбленной.
Ключ: ритуализация индивидуальных желаний.
На этом уровне мы видим игру коллективных ценностей, воздействующих на индивидуальную личность и укрепляющих его индивидуальность, давая ей твердую основу в традиции. Индивидуум все еще привязан к этим групповым ценностям; он "принадлежит". Тем не менее, это состояние необходимо для обеспечения чувства безопасности и обеспеченности при дифференциации в пределах разворачивающегося целого. Музыка и культурно-принятые ритуалы любви - продукт культуры, но каждая личность может использовать их для спонтанного исполнения своих сугубо личных желаний.
Этот первый символ двенадцатой пятеричной последовательности показывает человеческого индивидуума, использующего личный статус для того, чтобы найти свершение (исполнение) и одновременно - чувство социальной самотождественности. Это исполнение роли в наиболее принятой форме.
Фаза 57 (27°Тельца). Старая индейская женщина продает ремесленные изделия своего племени прохожим.
Ключ: мирная адаптация к коллективным потребностям.
В качестве контраста пылкости испанского кавалера мы видим теперь спокойное и улыбающееся лицо старой индейской женщины, пред-
лагающей на продажу традиционные продукты своей племенной культуры. Она также действует в пределах культуры, которая поддерживала ее деятельность в течение долгой жизни, принося ей личный мир и внутреннюю удовлетворенность. В старости сила коллективности вновь утверждает себя, превосходя несколько стершееся усилие, которое человек делает, чтобы утвердить свою уникальность и индивидуальный характер.
На второй стадии двенадцатой пятеричной последовательности старейшим ум индивидуума мирно реинтегрируется в психическую матрицу своей группы и культуры, в безмятежном приспособлении, к жизненным нуждам целого, в котором он видит себя как быстротечную часть.
Фаза 58 (28° Тельца). Женщина, прошедшая перемену жизни, испытывает новую любовь.
Ключ: способность человека подняться в сознании и чувствах над биологическими ограничениями.
Утвердив юношескую установку пожилого человека по отношению к тому, что дает культура, символизм подчеркивает способность человека подняться над ограничениями как биологической природы, так и "нормального" социального паттерна поведения. Здесь, как во многих других символах, мы видим "женщину", поскольку на этой ранней стадии циклического процесса индивидуальное сознание имеет еще воспринимаемую "женскую" полярность, обозначенную самым первым символом цикла (1° Овна).
Эта третья стадия 12-ой пятеричной последовательности указывает на необходимость открыть свой ум возможности всегда заново начать сначала. В идеале этого подразумевается и более зрелая вовлеченность в новые возможности опыта.
Фаза 59 (29°Тельца). Два сапожника, работающие за столом.
Ключ: двойственность человеческого зрелого понимания.
Ного - символ понимания, которое отличается от простого знания тем, что подразумевает хотя бы некоторую степень отождествления в глубине с тем, что понимается. Более того, невозможно полно понять что-либо, если не принять во внимание противоположное. Ментальный процесс понимания и оценки подразумевает конфронтацию двух точек зрения: так ум обретает перспективу. Чтобы избежать теней, нужно осветить объект (на его собственном, дву-мерном уровне) двумя источниками света. Истинное понимание рассеивает всякую интеллектуальную тень. "Два сапожника" символизируют два опыта, обеспечивающих конкретные формы, облекающие и защищающие понимание.
Четвертая -стадия 12-й пятеричной последовательности символически указывает на способ работы зрелого человеческого ума, обретающего перспективу, которая становится опорой для построения нового подхода к жизни.
Фаза 60 (30°Тельца). Павлин, расхаживающий по террасе старого замка.
Ключ: выставление напоказ унаследованных даров.
Великий человек, способный показать множество даров (как "ода-ренностей", так и унаследованных материальных ценностей - прим. пе-
рев.), всегда на том или ином уровне является завершением длительной цепи прошлых усилий и побед. Как писал один великий оккультист:
"Адепты - цветы своих рас и культур". Павлин -птица, посвященная Венере, в оккультной традиции Дух Прометея, принесший живущему человечеству божественный дар само-сознательного разума, пришел с "Венеры" - что может относиться, а может и не относиться к физической планете, наблюдаемой на небе.
Это последний символ Сцены, ключевое слово которой - утверждение. Павлин поистине символизирует утверждение социального статуса владельца родового замка. Он указывает на завершение индивидуаль-ных усилий, напоминая, что это завершение возможно лишь в опоре на цепь "предшественников" - биологических или духовных.