Вопрос № 27. Модернистские течения 1920-х годов
В литературе модернизм пришёл на смену классическому роману. Вместо жизнеописания читателю стали предлагать литературные интерпретации различных философских, психологических и исторических концепций, появился стиль, названный Поток сознания, характеризующийся глубоким проникновением во внутренний мир героев. Важное место в литературе модернизма занимает тема осмысления войны, потерянного поколения.
Модернизм - это социальное бунтарство, а не только революция в области художественной формы, так вызвал выступления против жестокостей социальной действительности и абсурдности мира, против угнетения человека. Модернизм протестовал против грубого материализма, против духовного вырождения и нищеты, тупой самодовольной сытости. Однако, протестуя против реализма, модерн отверг всех его достижений, а также используют их, развивал и обогащал в своих поисках новых путей в искусстве.
Общие черты модернизма:
- особое внимание к внутреннему миру личности;
- провозглашения самоценности человека и искусства;
- предпочтение творческой интуиции;
- понимание литературы как высшего знания, способно проникать в глубины существования личности и одухотворить мир;
- поиск новых средств в искусстве (метаязык, символика, мифотворчество т.д.);
- стремление открыть новые идеи, которые превратят мир по законам красоты и искусства. Такие крайние, радикальные модернистские течения, как дадаизм или футуризм.
Наиболее яркими и значимыми направлениями русского модернизма стали символизм, акмеизм и футуризм.
Символизм— нереалистическое направление в искусстве и литературе 1870-1920-х годов, сосредоточено в основном на художественном выражении с помощью символа интуитивно постигаемых сущностей и идей.
В основе мировосприятия художников-символистов лежит представление о непознаваемости мира и его закономерностей. Единственным «орудием» познания мира они считали духовный опыт человека и творческую интуицию художника. Символ как бы соединяет автора и читателя — в этом и заключается переворот, произведенный символизмом в искусстве.
Представители символизма - И. Анненский, А. Белый, А. Блок, А. Гиппиус, Сологуб Ф.
Акмеизма— литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова.
Основные принципы акмеизма:
— освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;
— отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;
— стремление придать слову определенное, точное значение;
— предметность и четкость образов;
— обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
— поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;
— перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».
8 Представители акмеизма - Н. Гумилёв, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий, Г. Иванов.
В отличие от акмеизма, футуризм как течение в отечественной поэзии возник отнюдь не в России. Это явление целиком привнесено с Запада, где оно зародилось и было теоретически обосновано. Родиной нового модернистского движения была Италия.
Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX века. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. В этом плане футуризм по своей идеологии был очень близок как правым, так и левым радикалам: анархистам, фашистам, коммунистам, ориентированным на революционное ниспровержение прошлого.
Для русского футуризма характерны:
- Бунтарство, выражение массовых настроений толпы.
- Попытка создать искусство, устремленное в будущее.
- Бунт против привычных норм стихотворной речи, ориентация на лозунг и плакат.
- Эксперимент по созданию заумного языка.
10 Представители футуризма - В. Хлебников, Братья Бурлюки, В. Маяковский.