Основные этапы работы над литературным произведением.

Цели и задачи уроков литературного чтения,

Задачи уроков классного чтения: совершенствовать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения; формировать вдумчивого читателя, любящего книгу и умеющего работать с ней; расширять и углублять знания учащихся об окружающем мире; формировать нравственные качества личности и развивать эти качества; развивать устную речь и мышление; формировать элементы литературоведческих представлений.

Основные этапы работы и задачи, решаемые на них:

Первый этап (первичный синтез). Содержание или задачи: ознакомление учащихся с конкретным содержанием произведения, его сюжетной линией на основе целостного восприятия текста, выяснение эмоционального воздействия произведения.

Второй этап (анализ). Задачи: установление причинно-следственных связей в развитии сюжета, выяснение мотивов поведения действующих лиц и их ведущих черт, раскрытие композиции произведения (завязка, кульминация, развязка), анализ изобразительных средств в единстве с раскрытием конкретного содержания и оценкой мотивов поведения героев.

Третий этап (вторичный синтез). Задачи: обобщение существенных черт действующих лиц, сопоставление героев и их оценка, выяснение идейной направленности произведения, оценка художественного произведения как источника познания окружающей действительности и как произведения искусства (что нового узнали, чему учит и т.д.).

Формирование навыка чтения:

Навык чтения формируется долго: 1 этап - аналитический (начинается в период ОГ), 2 этап - синтетический (индивидуально с 1 по 4 класс на уроках чтения), 3 этап - автоматизации.

Качества чтения

Правильность - чтение без ошибок, без искажений. Приёмы работы: 1) выяснение перед чтением лексическое значение слова, без понимания которого восприятие текста может быть затруднительно; 2) предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав; 3) вступительная беседа, которая предваряет чтение текстов, и целевая установка; 4) создание спокойной обстановки на уроке для внимательного чтения текста; 5) чёткое формулирование вопросов и заданий, предварительное чтение про себя; 6) систематический контроль учителя за чтением учащихся; 7) показ образца (чтение учителем или запись); 8) применение специальных тренировочных упражнений, регулирующих дыхание, совершенствующих зрительное восприятие, развивающих артикуляционный аппарат; 9) предупреждение ошибок и методически верное исправление ошибки в зависимости от ее характера.

Сознательность чтения - чтение обусловленное пониманием мл.шк фактического содержания читаемого текста, идейной направленности произведения, его образов и роли художественных средств. Приёмы работы: 1) подготовка к восприятию текста, вступительное слово учителя или предваряющая беседа; 2) уточнение неизвестных слов; 3) подготовка и проведение пересказа; 4) взаимные вопросы к товарищам; 5) работа над словами, имеющими прямое и переносное значение; 6) разбиение текста на части и озаглавливание их.

Учащиеся овладевают умениями и проводят следующие формы работы : 1. Умение правильно читать (понимание значения отдельных слов, здесь важна словарная работа), понимание смысла предложений, установление логической или психологической связи между частями прочитанного. 2. Сознательное чтение текста основывается на том, что учащиеся овладевают техникой чтения и сам процесс чтения не вызывает затруднения, протекает довольно быстро. 3. Проводится анализ прочитанного со стороны содержания и художественных средств изображения. 4. О сознательности чтения учитель судит по выразительности и ответам на вопросы. 5. Правильный пересказ прочитанного.

Выразительноe чтение на уроках чтения у младших школьников как качество формируется в процессе анализа произведения. Выразительное чтение – это чтение с помощью нужной интонации, передающей авторский замысел. Формирование интонации - совокупность совместно действующих элементов звучащей речи, главнейшие из которых: ударение, темп, ритм речи, паузы, повышение и понижение голоса.

Интонация: система изменений относительной высоты тона в слоге, слове и целом высказывании. Приемы работы: Для овладения основами выразительности речи надо уметь: 1 распределять дыхание 2 овладеть навыками правильной артикуляции 3владеть нормами литературного произношения.

При выразительном чтении обязательно выполнение следующих требований: соблюдение знаков препинания, соблюдение логических и психологических пауз, логический ударения и интенсивности речи, умение менять темп и ритм чтения.

Работа состоит из 3 этапов: 1) Выяснение конкретного содержания текста, анализ мотивов поведения героев, установление идеи произведения. 2) Разметка текста (паузы, логические ударения, тон, темп, громкость) – партитура при чтении стихов. 3) Упражнение в чтении вслух.

Дополнительные приемы: специальные речевые и дыхательные упражнения (чистоговорки, скороговорки, артикуляционная гимнастика), чтение в разном темпе, инсценирование (чтение по ролям), показ чтения учителем или слушание записи.

Беглость - чтение характеризуется определенным количеством слов произносимых в минуту. Развитию беглости способствует заинтересованность в чтении, желание и потребность читать книги. Должен быть систематический контроль за темпом чтения со стороны учителя, завуча, родителей и самого ученика.

Приемы работы: чтение вслух, жужжащее чтение, перечитывание (осознанное), осмысление про себя; эхо-чтение, чтение по цепочке, давать задание, задавать вопросы, ответы на которые надо найти в тексте.

При развитии техники чтения выделяют 5 этапов: начальный, развитие кратковременной памяти, совершенствование внимания и расширение поля чтения, уверенное чтение адаптированных текстов, беглое чтение любых текстов. При этом используются упражнения: аудирование, прослушивание чтения учителя, чтение за диктором, чтение в паре, пересказ с опорой на текст, многократное чтение, убыстрение темпа чтения, переход на незнакомый текст, чтение с отрывом взгляда.

Методы обучения чтению:

1. Эмоционально-понятийный метод: выразительное чтение учителем произведений без дополнительной разъяснительной работы и чтение учащихся на основе подражания.

2. Объяснительное чтение: чтение произведения по частям с последовательным детальным разбором содержания по вопросам.

3. Литературное чтение: чтение с элементами литературного анализа.

4. Воспитательное чтение: чтение, предполагающее свободную беседу нравственно-эстетического плана.

5. Чтение-рассматривание: чтение с целенаправленной опорой на информационно-справочный аппарат книги и ее художественно-графическое оформление (этот метод как ведущий метод на уроках внеклассного чтения).

6.Метод творческого чтения: любой из названных выше методов, но с целевой установкой на творческое воплощение прочитанного с обращением к аудитории, показом результатов.

Виды чтения:

С точки зрения формы осуществления процесса чтения выделяют чтение вслух и чтение про себя. Во втором классе вводится чтение про себя, хотя превалирует чтение вслух.

С точки зрения коммуникативной задачи выделяют такие виды чтения: поисковое, ознакомительное, просмотровое и изучающее.

Наши рекомендации