Методы социальной психологии
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Социальная психология как самостоятельная отрасль психологии выделилась в начале ХХ в.
Она объединяет в себе социологические и психологические знания.
По определению Т. Шибутани социальная психология – это наука о закономерностях человеческого поведения, обусловленных фактом участия людей в социальных группах.
Это наука, занимающаяся изучением влияния различных групп и общностей людей на сознание и поведение индивида, а также психологических особенностей групп и общностей людей, рассматриваемых как целое.
ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
• Личность как социальный индивид.
• Межличностные взаимоотношения и общение
• Влияние социума на личность и личности на социум.
• Психологическая сторона общественных процессов.
• Изучение психологических характеристик крупных и малых социальных общностей.
• Исследование взаимодействия групп и их взаимовлияния.
Как в любой науке, здесь важно не только обнаружение и описание существующих закономерностей, но и их объяснение.
ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
• Разработка методов практических исследований
• Способствовать оптимизации управления социальными процессами.
• Решение прикладных проблем социальной психологии в экономике, сфере массовой информации, спорте, в сфере семьи и быта.
МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Методы в социальной психологии разделяются на 2 основные группы: методы сбора информации и методы её обработки.
К методам сбора информации относятся:
● Наблюдение:
По субъекту исследования:
1) самонаблюдение (исследователь сам является субъектом исследования)
2) внешнее наблюдение (исследователь наблюдает за кем-то или чем-то)
Также можно отдельно выделить включённое наблюдение, к котором исследователь сам погружается в исследуемую область, полноправно участвуя в выбранной сфере жизни и деятельности, и при этом наблюдает как за внешними явлениями и людьми, так и за самим собой (самонаблюдение).
По степени вмешиваемости наблюдателя оно бывает:
1) контролируемое (в нём наблюдатель может вмешиваться в происходящее и варьировать его в соответствие со своими потребностями).
2) неконтролируемое (наблюдатель никак не влияет на происходящее).
Минусами наблюдения как научного метода могут быть необъективность, избирательность исследователя, влияние его состояния, особенностей, установок и стереотипов, а также влияние на исследователя самих наблюдаемых лиц.
● Эксперимент.Отличается от наблюдения тем, что исследователь сам вызывает изучаемое явление, он может изменять условия и степень их выраженности. Подразделяется на:
1) лабораторный (проводящийся в искусственных, контролируемых исследователем условиях). Может выполняться в двух формах: а) классический б) тесты.
Тесты – это кратковременное испытание, с помощью которого определяется уровень развития или степень выраженности определённого свойства или черты, а также совокупности психических свойств и состояний.
Тесты условно разделяют на 3 группы:
1. вопросники (испытуемый отвечает на вопросы теста, и его ответ, так или иначе, оценивается);
2. задачники (испытуемый выполняет тестовые задания, и оцениваются либо время, за которое он их выполнил, либо способ и результат выполнения);
3. проективные (появившиеся из теории психоанализа и рассматривающие бессознательные проявления).
2) естественный/полевой (в реальных жизненных условиях, однако незаметное или малозаметное воздействие экспериментатора не исключается).
● Контент-анализ (анализ содержания) документов или продуктов деятельности, выявление количественных и качественных характеристик исследуемого объекта.
● Опрос:
1) интервьюирование – это личное взаимодействие исследователя и опрашиваемого человека или группы для получения первым нужной ему информации. Данный метод в свою очередь подразделяется на:
а) стандартизованное интервью (вопросы и их последовательность строго регламентированы) и
б) не стандартизованное (у интервьюера есть только общий план беседы, он действует исходя из ситуации).
2) анкетирование (письменное предоставлением информации по заранее составленным вопросам анкеты)
Использование всех этих методов в социально-психологических исследованиях может быть как единичным, так и систематическим, в зависимости от целей учного.
Методы обработки полученной информации:
- логико-теоретические;
- математические;
- статистические.
Для исследования больших групп используют этнографические методы, социологические и статистические, а также приёмы языкознания.
Для любого социально-психологического исследования необходимы следующие компоненты:
- субъект исследования (на ком изучается)
- объект исследования (что изучается)
- инструмент исследования (подходящие методы)
- процедура исследования (последовательность действий)
- эталоны измерения
Работа социального психолога-исследователя включат следующие последовательные
этапы:
- выбор области и темы исследования
- анализ специальной литературы по выбранной проблематике
- формирование гипотез
- выбор методов исследования
- сбор эмпирических данных
- анализ полученных данных
- выводы