Методы социальной психологии

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Социальная психология как самостоятельная отрасль психологии выделилась в начале ХХ в.

Она объединяет в себе социологические и психологические знания.

По определению Т. Шибутани социальная психология – это наука о закономерностях человеческого поведения, обусловленных фактом участия людей в социальных группах.

Это наука, занимающаяся изучением влияния различных групп и общностей людей на сознание и поведение индивида, а также психологических особенностей групп и общностей людей, рассматриваемых как целое.

ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

• Личность как социальный индивид.

• Межличностные взаимоотношения и общение

• Влияние социума на личность и личности на социум.

• Психологическая сторона общественных процессов.

• Изучение психологических характеристик крупных и малых социальных общностей.

• Исследование взаимодействия групп и их взаимовлияния.

Как в любой науке, здесь важно не только обнаружение и описание существующих закономерностей, но и их объяснение.

ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

• Разработка методов практических исследований

• Способствовать оптимизации управления социальными процессами.

• Решение прикладных проблем социальной психологии в экономике, сфере массовой информации, спорте, в сфере семьи и быта.

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Методы в социальной психологии разделяются на 2 основные группы: методы сбора информации и методы её обработки.

К методам сбора информации относятся:

● Наблюдение:

По субъекту исследования:

1) самонаблюдение (исследователь сам является субъектом исследования)

2) внешнее наблюдение (исследователь наблюдает за кем-то или чем-то)

Также можно отдельно выделить включённое наблюдение, к котором исследователь сам погружается в исследуемую область, полноправно участвуя в выбранной сфере жизни и деятельности, и при этом наблюдает как за внешними явлениями и людьми, так и за самим собой (самонаблюдение).

По степени вмешиваемости наблюдателя оно бывает:

1) контролируемое (в нём наблюдатель может вмешиваться в происходящее и варьировать его в соответствие со своими потребностями).

2) неконтролируемое (наблюдатель никак не влияет на происходящее).

Минусами наблюдения как научного метода могут быть необъективность, избирательность исследователя, влияние его состояния, особенностей, установок и стереотипов, а также влияние на исследователя самих наблюдаемых лиц.

● Эксперимент.Отличается от наблюдения тем, что исследователь сам вызывает изучаемое явление, он может изменять условия и степень их выраженности. Подразделяется на:

1) лабораторный (проводящийся в искусственных, контролируемых исследователем условиях). Может выполняться в двух формах: а) классический б) тесты.

Тесты – это кратковременное испытание, с помощью которого определяется уровень развития или степень выраженности определённого свойства или черты, а также совокупности психических свойств и состояний.

Тесты условно разделяют на 3 группы:

1. вопросники (испытуемый отвечает на вопросы теста, и его ответ, так или иначе, оценивается);

2. задачники (испытуемый выполняет тестовые задания, и оцениваются либо время, за которое он их выполнил, либо способ и результат выполнения);

3. проективные (появившиеся из теории психоанализа и рассматривающие бессознательные проявления).

2) естественный/полевой (в реальных жизненных условиях, однако незаметное или малозаметное воздействие экспериментатора не исключается).

● Контент-анализ (анализ содержания) документов или продуктов деятельности, выявление количественных и качественных характеристик исследуемого объекта.

● Опрос:

1) интервьюирование – это личное взаимодействие исследователя и опрашиваемого человека или группы для получения первым нужной ему информации. Данный метод в свою очередь подразделяется на:

а) стандартизованное интервью (вопросы и их последовательность строго регламентированы) и

б) не стандартизованное (у интервьюера есть только общий план беседы, он действует исходя из ситуации).

2) анкетирование (письменное предоставлением информации по заранее составленным вопросам анкеты)

Использование всех этих методов в социально-психологических исследованиях может быть как единичным, так и систематическим, в зависимости от целей учного.

Методы обработки полученной информации:

  1. логико-теоретические;
  2. математические;
  3. статистические.

Для исследования больших групп используют этнографические методы, социологические и статистические, а также приёмы языкознания.

Для любого социально-психологического исследования необходимы следующие компоненты:

  1. субъект исследования (на ком изучается)
  2. объект исследования (что изучается)
  3. инструмент исследования (подходящие методы)
  4. процедура исследования (последовательность действий)
  5. эталоны измерения

Работа социального психолога-исследователя включат следующие последовательные

этапы:

  1. выбор области и темы исследования
  2. анализ специальной литературы по выбранной проблематике
  3. формирование гипотез
  4. выбор методов исследования
  5. сбор эмпирических данных
  6. анализ полученных данных
  7. выводы

Наши рекомендации