Что изучает нейропсихология?
Нейропсихология изучает мозговые механизмы Высших Психических Функций и целостной психической деятельности, а так же особенности их нарушений при различной патологии мозга.
см. презентацию «Нейропсихология-1» лист 4 и 5
Нейропсихология – отрасль психологической науки, входящая в клиническую психологию.
Далее мы можем припомнить, есть у нас такой вопрос №2 .Связь нейропсихологии с общей психологией. Практическое значение нейропсихологии.
Нейропсихология входит в клиническую психологию (далее КП) или является разделом КП, наряду с патопсихологией, с психосоматическим направлением, с направлением анализирующем аномальное развитие (в онтогенезе), наряду с направлением проблем психотерапии и психокоррекции.
Традиционная модель нейропсихологии, как уже говорилось, это локальные поражения головного мозга. Поэтому, при классическом изложении вы всегда будете слышать: «при таком-то поражении», «при поражении такой-то области» - хотя корректнее к настоящему времени говорить о «нарушении функционального состояния»в той или иной области. Потому как, на сегодняшний момент, нейропсихология распространяет свой подход – это метод нейропсихологического синдромного анализа и использование методик нейропсихологической диагностики - на различные контингенты больных. И в различных клиниках уже используется данный подход и метод (в методологическом смысле) и методики, и посему, конечно, мы можем говорить уже не только о локальной патологии.
Итак, на данном этапе, нас больше интересует связь с общей психологией. Почему? Потому что как вы знаете и понимаете, нейропсихология сформировалась на стыке психологии и нейронаук (т.е. наук о мозге). см. презентацию «Нейропсихология-1» лист 6
Т.е. имеет две предпосылки. Из ваших знаний вы можете актуализировать следующее: что человечество достаточно давно интересовало соотношение психики и мозга, нервной системы. Конечно, материальная основа психики, длительное время пыталась быть сопоставлена с психическими явлениями или просто - Где размещается та самая душа? Это интересовало философов. Посему развитие психологии было важным, но так же было важным накопление данных о том: Каково строение и функционирование мозга? Это интересовало отрасли, именуемые в настоящее время - нейроанатомия, нейрофизиология, нейроморфология и конечно, накопление клинической феноменологии. Потому как, наиболее простым образом можно было сопоставить, что данная психическая функция реализуется при участии … какой области мозга? Какой составляющей центральной нервной системы? Конечно, и нейроанатомия развивалась при анализе материала последствий какого-то заболевания или кончины какого-то больного. Сопоставить те нарушения, которые были у него в психической сфере с тем, что видно в том субстрате, который достался клиницисту. Поэтому очевидно – что на стыке! Да?! Понятно.
Каким образом характеризуется эта связь (имеется в виду две предпосылки)?
Нейропсихология базируется на общепсихологических теоретических концепциях основоположником которых является Лев Семенович Выготский, и которые были развиты в трудах классиков отечественной психологии – Леоньтева, Лурии, Рубинштейна.
К основным концепциям относятся: см. презентацию «Нейропсихология-1» лист 7
Общепсихологические теоретические основы нейропсихологии
· Культурно-историческая теория развития высших психических функций (ВПФ)
· Концепция о системном строении ВПФ
Очень важная концепция! При рассмотрении теории системно-динамической локализации, нам с вами придется припомнить теоретические общепсихологические основания ВПФ – поэтому сейчас не будем на них останавливаться.
· Концепция о постепенном формировании и автоматизации ВПФ.
(По Л.С. Выготскому)
Т.е. если мы с вами говорим о культурно-исторической теории развития ВПФ, то самое узловое что мы вспоминаем, и самое главное и важное для нас это понятия – средства которые используется при формировании в филогенетическом и в онтогенетическом, и самое главное средство, конечно, это речь. Далее у нас с вами будет актуализироваться понимание – опосредованность(вот оно слово «средство» здесь появляется). Упоминаем, что эти средства формируются в филогенезе и затем ребенком усваиваются в онтогенезе. И сами ВПФ так же формируются. Плюс еще на них откладывается и их формирует культура в широком понимании. Здесь важно упомянуть и прижизненностьформирования ВПФ, и социальную обусловленность ВПФ.
В концепции о постепенном формировании и автоматизации ВПФ, важным является – что сначала функция является интерпсихологически разделенной между ребенком и взрослым, а затем осуществляется интериоризация, путем интериоризации становится функция – интрапсихологической. Напоминаю тем, кому это знакомо, и еще буду об этом говорить, думаю что это усвоим. Наглядно вспоминайте процесс воспитания, обучения – и подтверждение этому вы во множестве найдете. Далее упоминали здесь – формирование постепенное – соответственно в онтогенезе. И самое главное – автоматизация – то есть развернутый процесс конечно, и тем более разделенный. И как только он усваивается, он будет иметь крупные составляющие звенья, и менее автоматизированные, далее эти звенья свертываются, и процесс становится автоматизированным и к тому же еще звенья сокращаются внутри процесса. А почему упомянула звенья? Здесь нужно обратиться ко второй концепции - о системном строении ВПФ, потому как этот подход, скажем созданный не только внутри психологии, а в ходе всего развития науки и особенно в отношении понимания живого и его функционирования, его физиологии - сходным образом рассматриваются именно живые системы и организмы. Организм рассматривается как некое системное образование. Я догадываюсь, что на слух это воспринимается немного сложно, но поверьте, что все эти теоретические посылки, теоретические основания – они нам нужны даже для чтения данных работ, о которых я упоминала, возможного их использования как при подготовки, при обучении. И все равно я какой-то базис все-таки должна вам напомнить, он всегда будет встречаться в первых главах в теоретическом введении, всегда существует. К сожалению, может быть этот материал кажется нудным, неприятным и неудобно воспринимаемым на слух, но тем не менее мы его должны с вами припомнить и усвоить для тех кто слышит это вновь. Это концепция о системном строении, и очевидно, что здесь предполагается рассмотрение ВПФ как системных образований состоящих из звеньев. Повторюсь, что это было заимствованно и перенесено из других наук, и в частности в той же физиологии тоже рассматриваются функционирование живых организмов как осуществление неких своих функций как осуществление некой системой. Плюс к тому, ну это я в дальнейшем упомяну, что ВПФ в нейропсихологии предложенные А.Р. Лурия, рассматриваются не просто как системные образования, а как функциональные системы. Т.е. складывающиеся в некие образования для определенной функции, и все это направленно на адаптацию к внешней и внутренней среде. Пример прочтете у Лурии, я вам напомню, что это примеры, которые были приведены естественно из физиологии. Функциональная система дыхание, пищеварения, водного обмена – разные органы в организме объединяются в функциональные системы для осуществления некой функции. Аналогия была проведена и сопоставлена на ВПФ. И это явилось очень полезным, и главное позволяющим объяснить клиническую феноменологию, которая наблюдается при том, или ином поражении в определенной области мозга, и вот анализ того, что мы видим в психической сфере и в частности как нарушаются ВПФ исходя из этих теоретических посылок и системных представлений, в общем-то становится возможным понять и объяснить. И самое главное, становится одной из основ в практической нейропсихологии, когда мы говорим о реабилитации, восстановлении нарушенных функций. А если функцию рассматривать как систему, значит у этой функции нарушено некое звено, а восстановление возможно с опорой на сохранные звенья, так как сохранные звенья там останутся. И только при рассмотрении с этих позиций возможно объяснение и создание подходов к восстановлению нарушенных ВПФ.
Итак, связь с общей психологией базируется нейропсихологией при своем становлении возникновения на перечисленных общепсихологических концепциях. Таким образом, связали потому, как это все формировалось.
Далее, еще о чем говорим, что связь нейропсихологии с общей психологией состоит в том, что в процессе становления и развития понятийный аппарат нейропсихологии сформировался на базе общепсихологической теории. И в целом, мы говорим, что нейропсихология оперирует основными понятиями общей психологии. Сейчас о чем мы говорили? Об общих ВПФ. Об средстве. Об интериоризазии. Об автоматизации. Это связь в одну сторону. В обратную сторону, или так скажем роль нейропсихологии в общей психологии:
Значение нейропсихологии для общей психологии– это возможность проверки общепсихологических гипотез на патологическим материале. Вспомните мы с вами упомянули, локальные поражения как традиционную модель, и после я говорила, что мы распространяем на… Вспомним классику - в патологии обнажается то, что скрыто в норме! Так вот это самое системное строение на патологическом материале наиболее ярко и можно обнаружить и проследить, увидеть. Отсюда не трудно увидеть, что исследуя ВПФ и психическую реальность в целом и ее нарушения в сопоставлении с мозговыми механизмами, и если это нарушенные ВПФ то в сопоставлении со страданием, прежде всего, конечно, мозга.
Вот это основная связь, которая должна быть и основные моменты, на которые нужно указать при рассмотрении вопроса №2 Связи нейропсихологии с общей психологией. Этот материал на полезен и для понимания становления нейропсихологии и дальше для перехода к следующему вопросу №1 Предмет, задачи и методы нейропсихологии. см. презентацию «Нейропсихология-1» лист 5