Военная проза в современной литературе.
Распутин «Живи и помни», уже связь с военной темой. Два периода: а) литра военных лет (40е); б) литра послевоенная (1946 «В окопах Сталинграда», Виктор Некрасов).
До 45 только пропагандистский хар-р. Роман Катаева «Сын полка». В 1946 «В окопах Сталинграда», впервые рассказывается о случайной, бессмысленной смерти. 1956 «Судьба человека» Шолохова. Как в 1956 опубликовали такое произ-е. вопрос: «А зачем война?». Говорит, что это война политиков. Соколов испытывает не интузиазм, астрах. Он не находит свою семью. И сбегает из концлагеря. После Шолохова волна авторов «лейтинантов». Бакланов, Бондарев, Быков. Рассказ об окопной правде. Принцип: рассказ о предательствах, страхе и т.д. «Пядь земли» Бакланов, за 45 минут погибают все, они были из одного класса. Мысль, а почему мы не убежали? В 1961 Воробьёв «Убиты под Москвой», командир застрелился от чувства вины. Быков «Мёртвым не больно», командир посылает роту на смерть. Тындряков «Донна Анна», трус-командир, его помощник хочет его убить.
К концу 60х-нач 70х – вина командиров, это война генералов (они не безымянные). Тема детей. Богомолов «Иван» - мальчик 13 лет потерял всю семью, стал разведчиком, в нём не остаётся ничего детского, человеческого. В 70е Кондратьев «Сашка». Тема предательства, Быков «Обелиск» 1972, «Сотников» 1970. Тема связи прошлого и настоящего. Герои – пожилые люди. Быков «Волчья стая». Люди войны не могут вернуться к обычной жизни. 1986 Быков «Карьер».
80е – появляются хроники, биографии, рассказы о военных писателях. Появляется женская проза. Ржевская «От дома до фронта», «Записки военного переводчика», «Знаки препинания» - уже документальная проза. Док проза о 1ых годах войны: «На веки 15летние». Проза о женщинах на войне: «А зори здесь тизие» Васильев, «Пастух и пастушка» Астафьев. Акуджава «Уроки музыки» - люди на войне меняются к лучшему. 60е-70е, Симонов «Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето». Он не говорил о гос-ве, политике. В 70-80е сборник «Разные дни войны», «Письма о войне». 80е, Гроссман «Жизнь и судьба». Заговорили о свободе выбора человека. Надо освободить читателя от догматических представлений о войне. Интеллектуальный роман «Осколки правды» (постриженная правда).
В 90е много публицистических книг о войне современных авторов. Документалистика. В 1984 Алесеевич «У войны не женское лицо». Сборник Коновалова «Истоки» (панарамный обзор войны). Тема утратила читательский интерес.
Проза В. Распутина.(или любой другой писатель-деревенщик)
Деревенская проза в современной литературе.
В 20-30е появляются 1ые произ-я деревенщиков. Официальное начало в 50е. Овечкин – очерки, родоначальник («Районные будни», «Трудная весна»). Дураш. Рассказы – Тындряков, Шукшин. Абрамов – начало романов. Мажаев, Астафьев, Перов, Распутин. Принцип времени. К концу 80х эта проза умирает. Задача: показать неблагополучие жизни деревни, материальное и нравственное (разобщённость), идеологические проблемы. В 50е-60е деревенщики не сомневаются в необходимости колхозов. Но все они работают по галочной сис-ме. Писатели переживают за культурный уровень (потребительское отношение). Желание сбежать из деревни. Вина партийного руководства. Единичные случаи справедливых председателей, но их деят-ть ни к чему не приводит.
Тындряков заявил себя как соц писателя. Он пытается по-другому объяснить проблемы. Жители сами виноваты. Автобиографический материал. Обращается к деревне начала века (20-30е). появляются устойчивые образы (отца, кот одобряет коллективизацию; сын не может понять отца, вынужден уехать; ребёнок, наивный маленький человек, кот пытается добиться объективного ответа).
Абрамов рано обратился к романам. Чёткая и острая критика. Северная деревня. Процесс обезмужичивания деревни. Процесс раскрестьянивания. Крестьяне становятся дачниками (негативное). Роман «Кануны» 1976. Различные типы нац характера. Типы: крестьянин, трудовой человек. Образ дома. Это некий символ объединения поколений. Повесть «Деревянные кони» - дом потерял устойчивость, стал причиной смерти.
Обязательный эпизод – смерть. «Матрёнин двор», Солженицын. Часто причина – несовместимость принципов. Основная часть героев – старые люди. Они хранители традиций. Белов, 1966, «Привычное дело» - много героев, кот умирают. Главное – героиня. Подхватывает Распутин. Смерть как возмездие, толчок к осмысленной жизни, всенародная драма. Завершилось разобщение, началось осмысление последствий. Замкнутый мир деревни. Эта проза становится публицистической («Деньги для Марии» Распутин).
Роман Астафьева «Последний поклон». Рассказ о том, чего уже нет. Лирическая интонация. Ностальгия без попытки вернуть. Попытка сформировать один нац хар-р. Стремление: труд, дом. Обладает мужеством.
Шукшин. Судьба русского крестьянства, оно не умрёт. Все самые острые конфликты можно найти в деревне, т.к. там люди не притворяются. Все герои странные, непонятные. Человек с разумной душой. Огромное стремление к личному счастью, оно равняется справедливости. Рассказ «Чудик». Самый яркий нац хар-р – Степан Разин («Я пришёл дать вам волю»). Новый образ русс крестьянства – стремится к естественным знаниям.