Учеников
Интеллект учителей
| высокий 1 \интеллект\
низкий \интеллект\
| высокий \интеппект\
низкий \интеплект\
Интеллект учеников
Рис. 61. Отношение учеников к учителям в зависимости от их уровня интеллекта
образец для подражания
форма общения
эмоциональное отношение
"Текучий интеллект
Потенциальная креативность
ВРЕМЯ
Общий фактор (G - f)
Имплицитная обучаемость
активность взаимодействия
Вербальный фактор |
Пространственный фактор
Актуальная креативность
Формально-числовой фактор
частота контактов
Эксплицитная обучаемость
«Кристаллизованный» интеллект
Рис. 62. Схема социального взаимодействия ребенка с социально значимым взрослым
Я надеюсь, экспериментальные результаты, полученные сотрудниками и аспирантами лаборатории Института психологии РАН, позволят в ближайшем будущем создать концепцию социально-средовой детерминации развития общих способностей (обощенные результаты схематически отображены на рис. 63 и в табл. 29).
По воле, а отчасти помимо воли автора, в содержании книги отражены не столько конечные результаты, сколько многочисленные противоречащие друг другу концепции, методические подходы, гипотезы — наука в движении.
К счастью, конечная цель этого движения не определена и неопределима. И у каждого исследователя в психологии способностей есть шанс оказаться правым. На какое-то время.
Рис. 63. Схема развития общих способностей
Таблица 29. Классификация общих способностей
^^ | «Умствен | •шая энергия» (общий с | >актор) |
^«, | Интеллект | Креативность | Обучаемость |
Геном > Среда | «Текучий» | Потенциальная | Имплицитная |
Среда > Геном | «Кристаллизованный» | Актуальная | Эксплицитная |