Период 1950-е-настоящее время в мировом литературном процессе ХХ века (общая характеристика)

40-е – 50-е – Идеологическая радикализация: «холодная» война, маккартизм, крушение колониальной системы, успехи европейских социал-демократических и коммунистических партий и подавление «антикоммунистических восстаний» в Берлине, Будапеште.

ЛИТЕРАТУРА 50-70гг.

Единство исторического процесса: рост благосостояния, утверждение демократии. Особое время со своими ориентирами: эпоха революционная, везде стремительные изменения, менялись люди и государство, мода и музыка. Рухнула колониальная система, на территориях возникали независимые государства. Шли антиколониальные войны в Африке, в Латинской Америке расцветало насилие, диктатура в Парагвае, Сальвадоре, Никарагуа, на Кубе шла партизанская война. Военные перевороты формировали облик «пылающих континентов».

События в развитых странах тоже революционны: борьба за расслое равноправие, сексуальная революция, борьба женщин за свои права, молодежные движения. В 60-е конфликты достигли своего апогея. Хотя в 60х расовое равноправие уже юридически было закреплено, но социально – нет. 1957 году в Арканзасе попытались устранить расизм, туда для защиты негров были направлены войска. Эту борьбу возглавлял Мартин Лютер Кинг. В 1964-1964гг. конгресс запретил расовую дискриминацию, но Кеннеди, 1969 г. – терроризм «Черных пантер». Марш мира, митинги, демонстрации, протесты.

Контестация - Несогласие было широким, неорганизованным движением, состоянием умов. Неприятие тоталитаризма и реалий массового общества, всего, что подавляет человеческую личность. Нападают на агрессивные, дегуманизированные СМИ, на безликую демократическую политику. Движение было антигуманистическим. Идеологами движения были Сартр, Адорно, Маркузо, основывалось на иллюзиях буржуазного гуманизма: сохранить в массовом обществе личностную уникальность. Итог мало соответствовал ожиданиям.

60-е – 70-е – Победа нонконформизма как утверждение права не убивать и не отдавать свои жизни за «идеалы». Феномен 1968 религиозного мировоззрения (особенно католического – Э. Ланггессер, Г. Марсель, Г. Грин, У. Голдинг) противостоит популярности левых идей и атеизму. Национальная и эстетическая специфика решения антивоенной темы (Г. Грасс, Г. Белль, Н. Мейлер, А. Зегерс, 3. Ленц, И. Шоу, Дж. Джонс, Р. Мерль, У. Голдинг). Поиски самоидентификации личности – национально-культурная, социальная идентичность (мы – они) уступает место осознанию индивидуальной инакости (я – они) – оказывается одной из характеристик, определяющих литературный прогресс вплоть до конца 60-х годов. (Т. Пинчон, Дж.П. Донливи, Дж. Сэлинджер, Дж. Апдайк, «рассерженные молодые люди», «битники», М. Дюрас, А. Моравиа).

50-е годы – период сближения и взаимовлияния литератур, как в сфере идей, так и в эстетической практике. Раздвигаются не только национальные, но и временные границы. Во Франции и Великобритании открывают театр Фриша и Дюрренматта, возрождают интерес к немецкоязычному роману Т. Манна, Р. Музиля, Г. Гессе (популярность Гессе не спадает до середины 70-х годов). Особенно популярен в Европе и США Дж. Оруэлл («1984», «Скотный Двор»). Германия вновь открывает литературу США: Джон Дос Пассос, Уильям Фолкнер. Популярность «современных» американских писателей (Э. Хемингуэй, У. Сароян, Т. Капоте, Дж. Сэлинджер) становится знаковой в общеевропейских культурных радиционных понятиях «статус художника», «статус художественного текста».

Новое осмысление традиционной дихотомии «искусство – реальность».

70-е – 80-е годы – «карнавализация» литературы: параллельное сосуществование и взаимопроникновение «пара-культуры» и «интеллектуального романа». Сдвиги в осознании статуса художественного произведения и роли художника. Расширение сферы объектов изображения. Реальность, включая внутренний мир, перестает быть главным и «достойнейшим» для изображения. Возможные миры (воображаемые, галлюциногенные, аллегорические конструкты, фэнтаси и т.д.) более не расцениваются как признак маргинальной литературы. Маркированная сотворенность художественного мира (наличие автора-творца, фиктивность, интертекстуальность), его зависимость от конвенций осознаются читателем как необходимый признак современности (постмодернистичности) литературного произведения. (И. Кальвино, Дж. Барт, У. Эко, Дж. Фаулз, Г. Маркес).

Наши рекомендации