Индивидуальные различия в способностях людей.
1. Способности и склонности: комплексные исследования / под ред. Э.А. Голубевой. - М.: Педагогика, 1989. – 25-190 с.
2. Теплов Б.М. Избранные труды. - В 2-х т. - Т.1. – М.: Педагогика, 1985. – С.14-42, 223-306.
Способности в структуре индивидуальности человека.
1. Голубева Э.А.Способности. Личность. Индивидуальность. - Дубна: «Феникс+», 2005. – С. 20-412.
2. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986. - С. 86-110, 153-181, 196-208.
3. Мерлин B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание. - Пермь: ПГПУ, 1990. - С. 27-58.
4. Русалов В.М. Психофизиологические основы взаимодействия темперамента и общих способностей человека // Проблемы психологии личности. - М.: Наука, 1982. - С. 198-305.
Способности и возраст.
1. Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности // Вопросы психологии. - 1988. - №4. - С. 98-107.
2. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: Педагогика, 1971. - Гл.1. – С. 9-85; Гл. 3. – С. 221-251.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М.: Педагогика, 1989. – Т.2. - Гл.15. – С. 535-548.
Одаренные дети.
1. Лейтес Н.С. Одаренные дети // Психология индивидуальных различий / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2000. - С. 304-313.
2. Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности // Вопросы психологии. - 1988. - № 4. - С. 98-107.
3. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: Педагогка, 1971. - Гл.1. – С. 9-86, 221-251.
4. Матюшкин A.M., Сиск Д. Одаренные и талантливые дети // Вопросы психологии. - 1988. - № 4. – С. 34-40.
Специальные способности и условия их развития.
1. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т.т. – Т. 1. - М.: Педагогика, 1985. – С. 14-42.
2. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. - М.: Просвещение, 1968. – С. 10-25
3. Корсунский Е.А. Развитие литературных способностей школьников. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1985. – С. 10-25.
Перечень контрольных вопросов для самооценки студента
´ Задания для самостоятельной работы.
Задача № 1.
Разведите характеристики темперамента, характера и способностей.
1. Индивидуально-психологические особенности, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условиями её успешного выполнения.
2. Совокупность свойств личности, закрепленных в привычных формах поведения.
3. Индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его деятельности и поведения.
4. Психические свойства, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но способствующие успешному их приобретению.
5. Индивидуальное сочетание устойчивых и существенных особенностей человека, выражающих его отношение к окружающему мира.
Задача № 2.
Выберите характеристики, позволяющие судить о наличии у человека способностей к какой-либо деятельности.
· Быстрота овладения деятельностью.
· Желание овладеть данной деятельностью.
· Качество достижений.
· Интерес к деятельности.
· Творческое начало деятельности.
· Легкость овладения деятельностью.
· Динамика овладения знаниями и умениями.
Задача № 3.
Какие из признаков способностей (легкость и скорость усвоения знаний, умений и навыков; преодоление неблагоприятных жизненных обстоятельств; наличие глубокого интереса к определенной деятельности; высокая степень творчества в деятельности; раннее проявление способностей к определенному виду деятельности) проявляются в следующих примерах?
A. Софья Ковалевская, не зная ещё первых четырех правил арифметики, решала задачи различными оригинальными способами. В возрасте десяти лет она освоила курс арифметики, преподававшийся в Пражском университете. Затем быстро овладела курсом алгебры и приступила к высшей математике. Интерес к алгебре был так велик, что она даже ночью вставала и изучала материал. Встретив в курсе физики тригонометрические понятия, Ковалевская самостоятельно разобралась в них, в возрасте четырнадцати лет повторив путь открытия тригонометрии (По А.Г. Ковалеву, В.Н. Мясищеву, 1960.)
Б. В 1969 году в Киевском университете самым популярным из нескольких тысяч студентов был двенадцатилетний Саша Дворак.
Он успешно выдержал конкурсные экзамены и учился па первом курсе механико-математического факультета. Уже в четыре года он умножал, делил, извлекал корни, всё устно; писать ещё не умел. В школу он поступил семи лет, сразу во второй класс, где занимался только месяц, в третьем классе учился, как все. За четвертый класс сразу сдавал экзамены. Среднюю школу закончил за пять лет с серебряной медалью (Зайцев Р. Первокурснику - 12 лет / Комсомольская правда. - 15 ноября 1969 г.).
B. Эварист Галуа, учась в классе риторики, решил впервые заняться математикой. Он стал знакомиться с «Началами геометрии» Лежандра. Он читал страницу за страницей, и перед ним вставало здание геометрии. Читая быстро, он видел не только частные теоремы, но и их взаимосвязь, планировку целого. Он поймал себя на том, что угадывает, знает заранее, что будет сказано дальше.
Читая теоремы, он почти всегда молниеносно видел, как их можно доказывать. Скоро он мог пропускать доказательства, многие теоремы он предвидел. У него было такое чувство, как будто геометрию он знает очень давно. На других уроках, в каждый свободный момент этого дня он читал, поглощая теоремы, по-своему доказывая их, по-своему рассуждая. Вечером, лежа в кровати с открытыми глазами, он ясно видел все теоремы, с которыми познакомился за день. На другой день он опять читал «Начала геометрии» и усвоил этот курс, рассчитанный на два года занятий, за два дня (Инфельд Л. Эварист Галуа. - М., 1965. - С. 69-71).
Г. Наташа играла сонату Бетховена. Неожиданно раздался голос четырехлетней Тани: «Не так, не так! Неправильно играешь!» Таня взобралась на стул, и её маленькие пальцы побежали по клавишам, Наташа посмотрела в ноты - Таня играла правильно. За два урока она выучила всю нотную грамоту, выучила на память пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского и пьесы С.С. Прокофьева, написанные для детей, прелюдии Баха, Д.Б. Кабалевского и произведения других композиторов (По Е.А. Мальцевой.).
Задача № 4.